Педагогический эксперимент: комбинаторика методов в процессе обучения студентов-дизайнеров - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогический эксперимент: комбинаторика методов в процессе обучения студентов-дизайнеров

Чернышева Е.В. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет, Кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наш тезис: «существует прямая зависимость идеи обновления качества образовательного процесса от идеи и способа подачи учебного материала».

Данная тема освещалась в работах многих авторов, но наш научно-методический концепт в практической реальности подготовки и проведения занятия со студентами-дизайнерами не рассматривался в полном объёме.

Обучение дизайну - задача педагогически сложная, особенно для молодых специалистов. Необходимо использовать новые методы, которые будут эффективны, также будут соответствовать нынешней системе образования. При этом активизация внимания к художественной деятельности молодого поколения на фоне возможностей информационного пространства выдвигается стратегической концепцией воспитания и образования на государственном уровне.

Начинать работу по выявлению оптимальных методов для эксперимента с комбинаторикой методов необходимо с поиска инновационной тропы педагога-исследователя в фондах отечественной культуры, где сегодня многие феномены научных достижений еще полностью не использованы в педагогической практике обучения студентов-дизайнеров.

В рамках производственной педагогической практики нами был проведён экспериментальный вариант занятия, где была апробирована педагогическая комбинаторика методов обучения студентов-дизайнеров.

Авторский модуль занятия с использованием комбинаторики (сочетания) креативных методов обучения будущих дизайнеров включает в себя комплекс задач, которые необходимо выполнить, прежде всего, педагогу на подготовительном этапе к проведению занятия.

Определить «рабочий пакет» методов обучения студентов-дизайнеров.

Подготовить сценарий занятия.

Применить комбинаторику методов в процессе занятия.

Определить эффективность выбранных методов на основе полученных результатов

В качестве навигатора действий мы получили от руководителя практики знание о двух «модульно - компетентностных подходах» к обучению дизайнеров дневного и вечернего / заочного отделений:

Уровень 1: бакалавры – модульно - компетентностный подход подготовки дизайнеров на основе интеграции идейно-ценностной, культурно-языковой и инструментальной технологий;

Уровень 2: студенты прикладной магистратуры – модульно - компетентностный подход с доминантой практикума–тренинга по организации и конструированию трудовой деятельности в системе художественного образования (на объектах социально-культурной сферы - СКС).

Определён центральный вектор подготовки занятия: необходимо ставить перед студентами задачу поиска проектно - экологических, социально - экономических перспектив развития страны.

На основе полученных консультаций и рекомендаций от руководителя производственной практики был выбран проектно-целевой подход. Он является призывом к пересмотру эффективности наблюдаемых функционально-разрозненных методов управления в образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели был разработан алгоритм непосредственной педагогической деятельности. Прежде всего, необходимо изучить методы обучения дизайну, чтобы выбрать оптимальный «рабочий пакет» методов и применить их в режиме комбинаторики на контрольном занятии.

Суть проектно-целевого подхода в образовательной среде (в нашей интерпретации). В современной системе образования преподаватель не является просто передатчиком информации, он превращается в менеджера, преобразующего современное представление о деятельности дизайнера (см. работу Ткалич С.К. «Преобразующий менеджмент в образовательной среде»). А студент из пассивного «объекта для информации» превращается в партнера, активного участника образовательного процесса.

Традиционный авторитарный стиль преподавания меняется - учитель выступает в роли консультанта. Его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем. Методика обучения дизайну имеет свою специфику, выраженную в том, что она направлена на реализацию основополагающих принципов и средств дизайна. Поэтому методы формирования знаний и навыков студента-дизайнера должны тщательно выверяться и озвучиваться на занятиях.

Научно-методический концепт

Учитывая, что в педагогическом вузе идёт подготовка будущих педагогов, вектор проектно-целевого подхода должен быть пронизан авторскими методиками. Каждая методика является алгоритмом действий на основе методов. В зависимости от поставленной задачи учебное задание для студентов должно включать в себя визуальные критерии, отражающие степень усвоения коммуникативных характеристик того или иного метода из «рабочего пакета».

Таким образом, создается на занятии атмосфера творческой лаборатории, где педагог выступает в роли консультанта и даже эксперта. В этой связи мы подчёркиваем важность знаний, которые необходимы современному педагогу: уметь сформулировать оценочные критерии, уметь сформулировать экспертное заключение по итогам выполненных работ студенческой группы. Студенты, как будущие педагоги, должны усвоить важность таких навыков руководителя коллективного проекта, как:

навык корреляции темы с векторами социально-экономического развития страны,

навык консультации по преодолению отклонений от заданной траектории коллективного проекта.

Это не означает ограничение творческих фантазий и экспериментов студентов. Наоборот, множество авторских предложений создаёт определенную «креативную репутацию» как группе студентов, так и руководителю проекта. Но существуют понятия: «вектор тематического проекта», «корреляция с проектно-целевым подходом», «поисковая тропа проектанта и навык её формулировки». Именно эти научные концепты проектной конструкции и выявляют новизну авторского предложения.

Например, привлечение культурно-языковой технологии дизайна обязательно в каждом проекте. Вопрос: как эта технология отразится в авторском проекте? На этот вопрос должен ответить сам автор проекта.

Следовательно, он в процессе выполнения проектного задания выходит на новые уровни осмысления ценностных характеристик своего проекта, постигает дополнительные горизонты знаний из работ ведущих российских учёных в области философии, искусствоведения, экспериментальной педагогики, в том числе, в области дизайна.

Экспериментально-практический концепт

«комбинаторика методов»

На контрольном занятии по производственной практике были использованы следующие методы:

коммуникативный метод (студентам в устной форме объясняются тема, цель и задачи занятия),

ЦОР (презентация с кадрами из фильма «Дом» Жана Артруза Бертрана),

метод педагогического эксперимента (прием комбинирования 2D и 3D в единой композиции),

демонстрационный метод обучения «стенд-ап» (примеры презентации),

метод мониторинга (проверка правильности хода выполнения задания),

метод дизайн-консалтинга (рекомендации в индивидуальном порядке),

метод преобразующего менеджмента (самооценка проделанной работы, оценка достижений студентов).

В процессе проведения занятия студенты стали полноправным и участниками экспериментального занятия. Применяя разные методы, они получают крепкую опорную матрицу педагогической компетентности.

Несомненным важным фактором успешности коллективного проекта является его тема. Например, мы предложили студентам вектор самостоятельного поиска решения экологической проблемы планетарного масштаба на основе просмотра кадров из фильма, где автор фильма «Дом» Жан Артруз Бертран помог нам увидеть экологические проблемы планеты конкретно по каждой стране. Эта актуальная тема вызвала всеобщий интерес и пробудила в них желание творить. Они загорелись желанием обратить внимание людей на проблему мирового масштаба.

Это одновременно и открытый горизонт для их фантазии, и отправная точка для творческого поиска. Каждому участнику была предоставлена возможность найти свой способ решения поставленной задачи. Работы студентов получились совершенно разные по стилистике и цветовому решению, при этом в каждой из них четко прослеживается идея экологической проблемы. Если дизайнер умело обращает внимание на проблему, то зритель не сможет остаться равнодушным.

При построении занятия мы учитывали важность метода экстраполяции, который позволяет адаптировать управленческие идеи «о достижении высоких показателей» к педагогическому процессу.

Экстраполяция - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.

В сценарии контрольного занятия были использованы следующие источники:

Консультации руководителя производственной практики - контроль выполнение цели, управление и корректировка процесса деятельности;

Посещение занятий по основам дизайна педагогов ХГФ МПГУ, наблюдение реальных ситуаций педагогического мастерства и уточнение педагогических методов:

Романова Л. Н. «Основы проектирования»,

Кулешова О. Д. «Комплексное проектирование»,

Демьяненко И. Ю. «Методика преподавания дизайна»;

Документальный фильм Жана Артруза Бертрана «ДОМ», 2009. Это краткий обзор экологической ситуации в некоторых странах и агитация охраны природы;

Примеры вставки объёмной конструкции в плоское рабочее пространство листа из электронных ресурсов (пример PINTEREST).

По активности и вовлеченности студентов в выполнение поставленных задач можно судить о том, что занятие было проведено успешно.

Условия, созданные педагогом: занятие проводилось в нестандартной, но очень увлекательной и продуктивной форме. Работы студентов получились интересными, а само занятие стало запоминающимся.

Заключение. Подтверждён тезис, что существует прямая зависимость идеи обновления качества образовательного процесса от идеи и способа подачи учебного материала. Свежие идеи и методы преподавания у студентов художественного направления действительно сегодня необходимы. Проектно-целевой подход к планированию коллективного проекта с важной социально-ценностной характеристикой включает в себя применение комбинированного «рабочего пакета методов», нацеленного в нашем проекте на решение экологической проблемы планетарного масштаба.

Использованная литература

Жердев Е.В. (д-р иск., профессор Академии им. С.Г. Строганова). Метафорическая образность в дизайне. Монография. – 2004.

Кондратьева Н.А. (д-р п.н., профессор Академии им. С.Г. Строганова). Дизайн и экология культуры. Монография. – 2000.

Кулешова О. Д., Ткалич С. К. Вспомогательный информационный ресурс для студентов «Опыт поискового маршрута: теоретические модели коммуникации в контексте проектно-экологической культуры дизайна». - // X международная студенческая научная конференция. Педагогические науки. «Студенческий научный форум - 2018».

Сокольникова Е.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе. (к. п. н. ). Дисс. к-та пед. н. Москва РФ, 2011.— 250 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/semioticheskii-podkhod-k-analizu-natsionalnoi-spetsifiki-graficheskogo-dizaina-v-protsesse-p#ixzz4vg2i6jg9.

Ткалич С.К., Ткалич А.И. Монография «Глава 5. Методика разработки цифровых образовательных ресурсов ы системе художественного образования». – С. 105-140. // Коллективная монография «Методологические основы формирования современных цифровых образовательных ресурсов». – Нижний Новгород, РФ. Издательство «Профессиональная наука». Электронный ресурс. 05.2018.

Ткалич С. К. «Методические рекомендации для студентов магистратуры и аспирантуры по подготовке научных статей для публикации». Осенний семестр. 2018. ХГФ МПГУ. – 15 с.

Ткалич С.К. «Менеджмент и маркетинг в художественном образовании». Глава «Преобразующий менеджмент». Учебное пособие для студентов магистратуры. ХГФ МПГУ. 2018. – 72 с.

Просмотров работы: 26