Проблема стиля самопрезентации и достижений: графология тату - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема стиля самопрезентации и достижений: графология тату

Степанян Д.А. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет, художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования и её актуальность. В настоящее время активизировались поиски методов и подходов к анализу таких проявлений человека, как его имидж и визуальные аспекты. Это обусловлено особенностями современной культуры, отличающейся изменениями профессиональных ориентиров современной молодежи. ХХI век поражает своим многообразием визуальных сообщений, многогранностью художественной выразительности идей и событий разных сторон жизни. Открытость переживаний, тайных желаний и волевых устремлений прежде тщательно скрываемых, теперь является зрелищем для разных возрастов общественности с разрешения самого человека.

Мы согласны, что сегодня недостаточно исследований таких визуальных проявлений телесной культуры современного человека, как татуировка. Вскрывая истоки её происхождения, логику развития, можно делать обобщения, касающиеся специфики зарождения и развития форм маскировки и телесной модификации человека.

Татуировка неоднозначно воспринимается в современном обществе. Есть люди, посвятившие себя демонстрированию сложных татуировок, но есть люди, которые не воспринимают татуировку как элемент украшения тела и считают это абсурдом. Есть люди, которые пытаются объяснить преклонение определённой части современной молодёжи перед татуировкой, но есть специалисты разных направлений науки, которые стараются обосновать зоны риска, связанные с татуировкой.

Взрывной эффект международного феномена тату среди молодёжи и старшего возраста (до 45 лет) ученые отмечали еще в середине ХХ века. Однако в России специалисты, искусствоведы не рассматривали тату на общедоступном уровне, так как Интернет отсутствовал, были лишь редкие публикации в печатных изданиях. Но сегодня в первой четверти ХХI века масштаб распространения уже невозможно не заметить. Салоны тату возникают ежегодно, они предлагают свой специфический сервис, который воспринимается в городской социально-культурной среде, мастера и салоны получаю лицензии.

Масштабность распространения в российских городах требует внимания: например, координации учебных курсов, контроля по вопросам гигиены рабочего места мастера, медицинских показаний здоровья. Техника воспроизведения татуировки – это особая культура специфических знаний по академической живописи, рисунку, творческого мастерства в области художественно-технологической обработки поверхности тела человека.

Татуировка признаётся в спорте, это особая символика брутальности, силы, стремления к победе. Мировой чемпионат по футболу «Россия – 2018» остался незабываемым спортивным праздником в разных городах нашей страны и познакомил нас с разнообразием татуировки по спортивной тематике. Тату артистов эстрады, киноартистов являются примером для сотен и тысяч фанатов, что также является источником её распространения.

Конечно, мнения разные, но реальность такова: мастерство тату в области воспроизведения художественных или черно-белых изображений получило поддержку разных возрастных категорий и слоёв общества.

Степень разработанности проблемы в педагогической практике. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы был проведён системный анализ литературы. Удалось познакомиться с работами современных российских учёных, специалистов-практиков, посвященными татуировкам. Результат проведённого анализа показал, что татуировка привлекает внимание не только как феномен самоидентификации личности. В работах уделяется внимание художественным стилизованным приёмам передачи информации, изменениям знаковой конфигурации коммуникативной символики от первобытного времени до наших дней, современным модификациям, психологическим, медицинским и судебно-воспитательным вопросам в области нанесения татуировки, например: Борохов А.Д. (2011), Мельникова Л.А. (2012), Бескончина Т.А., Власова Т.В (2018).

Однако в педагогической практике эти вопросы в специальной программе не затрагиваются. Если кто-то из педагогов рискнёт сделать обзор по данной теме, то может навлечь на себя неприятности, так как тема все ещё является запретной.

Мы полагаем, что это большой пробел в воспитании студенческой молодежи творческого колледжа или вуза. Общеизвестно, что именно в колледжах и вузах, когда молодёжь получает профессиональное образование, формируются нравственные, эстетические навыки и правила формирования своего имиджа в социальной деловой среде.

Татуировка прошла длинный путь своего развития: от периода возникновения племен на разных континентах планеты, освоения границ территории, выбранной племенем для охоты и собирательства, до современных представлений о её назначении и технологического инструментария её воспроизводства.

Художественная татуировка используется как способ художественной коммуникации и самоидентификации к профессиональной группе специалистов или сообществу субкультуры для многих наших современников. Татуировку можно рассматривать как протест, носителем которого человек сознательно выдвигает себя. Но можно рассматривать татуировку как определённое направление художественной изобретательности, требующее самого внимательного исследования приемов и техник нанесения татуировки. Практика художественной изобретательности в современной жизни при создании сюжетов тату на разных частях тела человека достигла определенных ступеней мастерства.

Мы предлагаем ввести понятие «графология тату», так как многие носители тату не задумываются всерьез или наоборот, придумывают разные нагромождения на своём теле.

Сегодня тату – это искусство графика, это художественная работа. Тату можно рассматривать с разных позиций. Особенно велика ответственность мастера тату, он должен владеть не только техникой нанесения тату на тело человека, по, прежде всего, обучиться грамоте:

выполнения эскизов,

подготовки образцов на конкретных участках тела,

коммуникативной функции тату на теле человека.

Заключение. В целом, надо понимать, что современная школа тату – это искусство и система обучения, в центре которой находится графология композиции тату, её смысловая ценность.

Подготовка мастеров тату на художественно-графическом факультете педагогического вуза целесообразна в связи с получением лицензий на право трудовой деятельности:

1 – для права получить лицензию претендент на звание «мастер тату» должен представить результат специальной учебной программы с видеокурсом, в которую входят не только приёмы работы с инструментарием в период прохождения практики на искусственном материале,

2 – рефераты по дисциплинам, где претендент на звание «мастер тату» представит свои нравственные, эстетические, психолого-поведенческие основы знаний для общения с клиентами,

3 – полноценной подготовка претендента на звание «мастер тату» будет при условии демонстрации авторских работ по дисциплинам академического художественного образования и практического курса обучения основам рисунка,

4 – полноценной подготовка претендента на звание «мастер тату» будет при условии представления авторского дипломного альбома композиций тату с авторским логотипом и пояснением символики и колористики творческой школы.

Примечание 1: при подготовке выпускной квалификационной работы мы обращались за поддержкой к работам ведущих педагогов, докторов педагогических наук художественно-графического факультета МПГУ, где разработаны и предложены научно-методические концептуальные подходы к раскрытию темы ВКР: Игнатьев С.Е., Катханова Ю.Ф, Ломов С.П., Зубрилин К.М., Северова Т.С., Ткалич С.К.

Выводы:

Технология художественного воспроизведения композиций тату сопряжена с экологией здоровья и эстетикой графических сообщений. Данный фактор требует укрепления знаний претендентов на звание «мастер тату» на основе обязательного курса специального обучения в учебном заведении под руководством опытных педагогов.

Социальная и экологическая ответственность претендентов на звание «мастер тату» повышается в связи с массовым распространением в молодёжной среде. Каждый претендент на получении лицензии должен получить специальный курс подготовки в учебном заведении. Обучение методом любительского «ученичества» не соответствует нормам современной культуры и здравоохранения.

Наблюдаемое массовое увлечение тату позволяет говорить об эволюционном развитии древних татуировок-сообщений вплоть до наших дней. Татуировка как инструмент идентификации использовалась в разных функциональных формах востребованности на протяжении историко-культурного развития общества.

Тату в социальных группах и сообществах воспринимается как знаковый художественно-графический маркер самоидентификации личности, востребованный в окружении переизбытка цифровой информации. В этой связи необходимо проводить просветительскую работу в учебных заведениях, объясняя роль татуировки в конструировании имиджа для профессиональной карьеры.

Литература

Борохов А.Д. Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств.//Медицинская сестра. – 2011. – № 7. – С. 24-32.

Мельникова Л.А. Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодёжных субкультур. //ИнтерЭкспо ГЕО-СИБИРЬ. – 2012. – № 6. – Том 1. – С. 84-91.

Бескончина Т.А., Власова Т.В. Эмпирические исследования самооценки и отношения к телу женщин с татуировками и без них // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам 13-ой международной научно-практической конференции № 8 (12). – Новосибирск: СиБАК, 2018. – С. 46-51.

Ткалич С.К. Курс занятий «Преддипломная практика и консультации». ХГФ МПГУ, 2018 г.

Просмотров работы: 21