На плечах современного педагога лежит большая ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения. Задача педагога состоит в том, чтобы предлагать новые формы занятий, привлекать внимание к искусству, формировать мотивацию к творческой инициативе.
В настоящее время молодые педагоги и большая часть педагогов старшего поколения освоила создание модулей ЦОР, что суммарно нацелено на формирование отечественного русскоязычного цифрового образовательного ресурса [2,3,4]. Многие оценили преимущество ЦОР как в формате аудиторного, так и дистанционного преподавания. ЦОР выступает в качестве мощных стимулов познавательного роста обучающихся, расширяют их учебные способности и формы самореализации. Тщательно продуманное применение ЦОР на уроке не только позволяет активизировать, учебный процесс, но и в целом способствует развитию личности ребёнка.
В целом, у школьников старших классов освоение знаний по дисциплине происходит значительно быстрее, если в процессе обучения используются мультимедийные технологии. Так, по мнению экспертов, ЦОР позволяют на 50% сократить время на усвоение канонов дисциплины, оптимизируя учебную деятельность за счёт визуализации, структурирования учебного материала.
В интернете сегодня много вспомогательных материалов [5,6,7,8,9,10]. Однако системный анализ сетевых материалов убедил нас в том, что много примерных, не привязанных к конкретному блоку педагогической технологии предложений, претендующих на новаторство.
Мы предлагаем задуматься: когда речь идет об усвоении теоретических, обзорных знаний по дисциплине, то это не означает освоение навыков и технических приёмов художественного мастерства. Например, по дисциплине «изобразительное искусство» можно часами сидеть в полутьме и смотреть мультимедиа, видео «мастер-класс», слушать аудио уроки. Но на дисциплинах, где необходимо освоение технических приёмов мастерства, предполагаемый уровень успешности от такого формата виртуальных занятий вряд ли будет реализован и представлен на выставке.
Наша позиция по вопросам подготовки в художественном учебном заведении выражена тезисами.
Тезис 1. Рукотворное мастерство любого направления художественной деятельности требует упорного овладения техническими приёмами самого действия.
Тезис 2. Каждый ученик, в перспективе начинающий мастер, должен знать наизусть алгоритм выполнения технических приёмов конкретного художественного произведения или изделия.
Тезис 3. Каждый педагог, перед тем как готовиться к занятию, должен учитывать, что школьники старших классов и школьники младших классов – это разные возрастные группы. У них разное восприятие нового материала, разные возможности освоения технических приемов.
Несомненно, что для старших школьников ЦОР с доминантой цифровых визуализаций можно не только расширять и закреплять объемы специальных знаний, но и в целом значительно повышать творческий и интеллектуальный потенциал ученика, способствовать развитию критического мышления, основанного на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации.
Нет сомнения в том, что традиционные учебники, специальные учебные пособия, рабочие тетради, справочники значительно уступают по оперативности, динамичности информации, представленной в виде мультимедийных продуктов, которые делают уроки изобразительного искусства более интересными, познавательными, интегративными, наглядными.
Опасность № 1: обилие и даже засилье экранного обучения формирует негативный эффект на творческих занятиях – привычку к созерцанию, поверхностному восприятию конкретных нюансов мастерства, использованию чужого продукта из интернета для выполнения заданий.
Опасность № 2: потеря навыков устной, логически выстроенной коммуникации. Поскольку фантазия и желание проявить себя у юных художников велики, но сформулировать свои фантазии они ещё не умеют, то стоит учить их как можно чаще излагать собственные мысли на бумаге, а затем проговаривать вслух.
В образовательных учреждениях с художественным компонентом педагоги-практики понимают свою задачу: настроить и контролировать механизм оптимального равновесия, чтобы карандаш, перо, кисть, метафорическая образность стали достойным партнёром медиа технологий [4].
Но очень часто происходит путаница, когда педагоги выхватывают из обилия предлагаемых методик и методов ресурс, не соответствующий возрастной категории обучающейся группы и целесообразности педагогической установки. Например, если цель обучения – освоить мастерство живописной техники. Здесь важно обучать традиционным методом: педагог показывает - дети смотрят, запоминают, затем повторяют в действии. Новшества в таком сценарии занятия могут быть представлены:
видеофильмом процесса работы,
театрализацией выставки работ,
аудиальным сопровождением занятия «вопрос-ответ»,
фотосессией процесса выполнения работ,
пригласительными билетами на выставку для родителей,
разработкой рекламного постера для размещения на сайте учебного заведения,
подарочным альбомом с работами учеников.
Наше мнение: сопровождение темы занятия комплексом рекламно-фиксирующего инструментария формирует понимание значимости выполненной работы, особую ценность авторской композиции и её визуальных критериев.
Мы разработали методологический план-концепт проведения комбинированного занятия с творческим и экологическим компонентом:
академическую живопись в технике акварель по-сырому,
использование виртуальной культуры познания нового материала на основе экранных возможностей ЦОР,
навык освоения технического приёма техники акварель по-сырому,
формирование мотивации к художественной деятельности в технике акварель по-сырому,
формирование навыка само-менеджмента своих достижений через подготовку работы в паспарту для выставки и фотосессии.
Однако практика работы с подростками и детьми показывает, что методологический концепт важен для оказания помощи магистрантам и аспирантам как универсальная матрица, требующая авторской расшифровки. Поэтому мы определили новый формат подготовки к занятиям - сценарий.
Авторский сценарий занятия. Мы поставили перед собой задачу подготовки сценария занятия со школьниками младших классов на тему «Пейзаж акварелью в технике «по-сырому». С педагогической точки зрения подготовка сценария означает подготовку алгоритма занятия на основе авторского комбинированного метода. Но мы решили внести элемент театрализации, что обусловило приближение к сценарию занятия.
Реальность такова, что не каждый выпускник школы становится педагогом. Многие идут продолжать обучение в творческие колледжи, вузы, если их привлекает именно сценарий, как неограниченная возможность авторских новаций.
Технический паспорт занятия
Предмет |
Экспериментальное занятие на тему академический жанр "Пейзаж" для детей в возрасте 8-12 лет |
Цель |
Создание осеннего пейзажа в технике акварель |
Техника акварели |
Рисование кистью и акварельными красками по сырой основе (ватман) |
Условие |
Формат А-3, представить в паспарту |
Комплексная задача для педагога: использовать комплекс педагогических методов: обучения, развития, воспитания эстетических нормативов
Блок 1 - комплекс обучающих методов
использовать комплекс приёмов, суммарно формирующих педагогический метод приобщения к мастерству художественного творчества на основе знаний и навыков акварели;
научить технике рисования кистью «по-сырому» в акварельной живописи с передачей тоновых и цветовых отношений;
продемонстрировать школьникам инструментарий художника в технике акварель «по-сырому».
Блок 2 – составляющие компоненты развивающего метода
Развивающий метод включает в себя:
- мыслительную реакцию (ответ на вопрос педагога),
- умение формулировать свою мысль сообразно сути вопроса.
Блок 3 – метод наставника: составляющие компоненты творческого процесса
в процессе занятия активизировать внимательность к детализации элементов живописной композиции.
Блок 4 – воспитания эстетических нормативов
Экологический акцент
назвать время года в России, которое дети рисуют,
назвать территорию и показать на карте, где растут такие деревья,
назвать цветовые характеристики осенней композиции, которые будут рисовать «по памяти»,
назвать характеристики, как аккуратность, внимательность при выполнении акварельной работы,
уточнить визуальные критерии выделенных при обсуждении характеристик на будущей композиции в технике акварель «по-сырому»,
обратить внимание на возможности «скоростного» выполнения в технике «по-сырому» без нарушения визуальных критериев.
Реализация авторского комплексного метода
примерный блиц-опрос по образцу акварельной композиции педагога:
что видим на учебном образце?
какое время года?
какие цветовые сочетания использовал автор пейзажа?
четко сформулировать и проговорить 2-3 раза тему задания с условием: «рисуем по памяти»: «Время года в России. Начало ноября».
Формула педагогической новации
Методическая цель |
Продемонстрировать авторский модуль комбинированного занятия, включающего комплекс педагогических методов: обучения, освоения технических приемов, воспитания эстетических нормативов |
Концепция занятия |
создание осеннего пейзажа акварелью в технике «по-сырому» с применением ЦОР. |
Комплект средств для акварели |
акварельная бумага А3-А4; орг-стекло; акварельные краски; Кисти круглые номер: 1,2,4 Кисти флейц номер: 16, 18. гуашь белая; палитра; полотенце х/б; ёмкость для мытья кистей. |
Алгоритм конструирования занятия |
обучающая беседа (получение новых знаний) демонстрация образца (педагогический рисунок на экране) подготовка места работы - проверка наличия комплекта средств для акварели начало работы индивидуальное коммуникативное общение педагога и советы выполнение задания с учетом визуальных критериев завершение работы демонстрация работ (проверка усвоенного материала) |
Формирование мотивации к художественному творчеству |
Подготовка паспарту Подготовка выставки Подготовка рекламного постера Фотосессия авторов и работ |
Реклама успехов |
Размещение на сайте учебного заведения |
По результатам проведения экспериментального занятия было установлено, что усвоение материала у детей происходит более качественно, а интерес к занятию значительно увеличивается.
Предлагаемый сценарий занятия выдвигается педагогической новацией и включает в себя авторскую экспликацию методологического концепта проведения комбинированного занятия в формате сценария занятия с экологическим акцентом на основе постижения техники акварели по-сырому.
Выполненное задание по алгоритму сценария в процессе освоения художественного навыка является важным в развитии художественно-творческих способностей учеников 8-12 лет.
Литература
Варитсорн Дитбанджонг.Статья «Истоки художественной эстетики в креативной индустрии на примере тайской керамики».// Научная студенческая конференция. Педагогические науки. – Чебоксары, РФ. 2017 год.
Катханова Ю.Ф. Аветисян Д.Д. «Информационные и коммуникационные технологии в обучении детей изобразительному искусству». – С. 137-141. // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей в 2 ч. Ч2 – Уфа: МЦИИ омега Сайнс, 2016 г.
Катханова Ю.Ф., Кирилов Д.Ю. «Онлайн средства для создания электронного образовательного ресурса». – № 3. [Электронный ресурс]. // Наука и образование: новое время, 2016 г.
Ткалич С.К. Монография «Глава 5. Методика разработки цифровых образовательных ресурсов в системе художественного образования». – С. 105-140. // Коллективная монография «Методологические основы формирования современных цифровых образовательных ресурсов». – Нижний Новгород, РФ. Издательство «Профессиональная наука», 2018 г.
Интернет-ресурс. Как рисовать акварелью по сырому. Техника на примере. Режим доступа: youtube.com›watch?v=gwDsjdogKSE
Интернет-ресурс.Презентация «Акварельные техники». Живопись. Режим доступа: infourok.ru›prezentaciya-akvarelnie…posiromu…
Интернет-ресурс.Техники рисования акварелью: советы и приемы. Режим доступа: wearts.ru›Журнал›Советы и приемы.
Интернет-ресурс.Игровые методы проведения занятий. Режим доступа: lektsii.org›6-27662.html
Интернет-ресурс.Активные и интерактивные методы обучения. Режим доступа: science-education.ru›Научный журнал
Интернет-ресурс.Проблемы проведения интегрированного занятия в вузе. Режим доступа: e-koncept.ru›2016/16023.htm.