Участие в коллективном мониторинге как метод корреляции взаимоотношений в учебной группе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Участие в коллективном мониторинге как метод корреляции взаимоотношений в учебной группе

Проскурякова Е.А. 1
1Художественно-графический факультет МПГУ, направление«Дизайн образовательной среды»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Проблема трудных детей, не подчиняющимся правилам общества была, есть и будет до тех пор, пока родители и школьные учителя не научаться обучать таких детей, не замечая их «театрального» противостояния.

Человек – социальное существо, которое живет в обществе и должно следовать его правилам. Эта истина признается всеми и регулирует поведение. Человек становится полноценной личностью, когда он может сам оценивать свои поступки и соотносить их с правилами этикета, нравственности и социальной коммуникации. Но появляются «трудные» дети, становятся «неуправляемыми» взрослыми, потом в обществе создаются целые сообщества или субкультуры (есть варианты биосоциального человеческого существа, но это относится только к душевно больным людям).

Мы в нашей статье не планируем проводить психологический тест или медицинский анамнез истоков и ставить вопрос: почему появляются «трудные» дети? Наша цель – определить оптимальную образовательную среду, где каждый школьник может найти атмосферу позитивного восприятия его сложного характера. Мы ввели понятие «творческая самоидентификация подростка» и его реализацию в школьном коллективе.

Будем исходить из того, что «трудный ребенок» в детском саду - это одна сторона вопроса, его воспитывают, даже наказывают за непослушание, за агрессию по отношению к другим детям. Но «трудный» ребенок в начальных классах - это более сложная проблема для учебного заведения. В школе наказывать ученика запрещается. В таком случае, позиция педагога часто бывает очень неустойчивая, бывают и нервные срывы. Об этом мы иногда читаем в СМИ и потом всей страной решаем вопрос, виноват или не виноват педагог.

Это показывает, что сам факт работы с таким школьником опасен с точки зрения нарушения баланса общественного мнения, влияющего на карьеру педагога, в определенном смысле на атмосферу его семьи, на формирование учебной (или рабочей) атмосферы отношений в классе. Как видим, появление такого «трудного» школьника может превратиться в очаг «психологических конфликтов», раскалывающих общество взрослых и подростков.

Одних способностей и внимательных, любящих родителей недостаточно. Следующий шаг – развитие способностей. Умение трудится, выработка усидчивости. Есть 3 стадии познания предмета. Первая стадия – очень быстрая – это азарт. Вторая стадия – самая опасная – уже что-то понимаешь, но чувствуешь, что до финиша еще далеко. Многие в этом месте сходят с дистанции, и как раз задача родителей научить ребенка преодолеть эти временные трудности, поддержать его. И третья стадия обучения – когда сформировалась мотивация - стремление к познанию в конкретной области творческой деятельности. Такие люди добиваются больших успехов.

Мы согласны с мнением профессора ХГФ МПГУ С.К.Ткалич, что ребенку в детстве играть всё время нельзя. Ребёнка надо учить учиться – то есть самостоятельно добывать новые знания и делать выводы. Да, с ребёнком надо разговаривать, фиксировать его внимание на акцентах. Иначе гаджет сомнёт личность, не даст развиваться мысли, не научит делать своими руками и ощущать материал, в результате вырастет взрослый человек, неспособный к трудовой деятельности [6,7].

Не все родители стараются понять своего ребенка и уделить ему должного внимания. Подросток идет по пути, навязанному извне, часто не зная своего предназначения. И здесь начинаются проблемы! Не те занятия в детстве, не та школа, не тот колледж или ВУЗ. Вовремя разглядев способности ребенка, его можно отдать в специализированное учреждение: художественное, спортивное, программно-конструкторское.

Часто можно услышать такую фразу: «он гуманитарий, а ты технарь». Наше мнение: дело в умении преподать материал. У «гуманитария» был замечательный педагог по русскому языку, а у «технаря» упор в школе был сделан на физику и математику. А если надо было наоборот? В школе идёт не просто обучение, решается будущая судьба человека, закладывается основа социальной устойчивости и коммуникабельности.

Если педагог мастерски владеет своей профессией, то он обязательно попробует найти ключ к характеру первоклассника. Тот, кто регулирует поведение одними жалобами и докладными – не профессионал.

Если же студент пошел по своему призванию и ему все равно скучно заниматься, значит? проблема в преподавателе. Он не смог заинтересовать учащихся. Он работает фиктивно. Благодаря неудобным детям, таких «учителей» легко распознать.

Из произведения известного русского педагога А.С. Макаренко «Моя система воспитания. Педагогическая поэма» [3] можно вынести много полезных идей, например, как наладить дисциплину в коллективе. Антон Семенович делает упор на то, что каждый член коллектива несет ответственность перед остальными. Если один провинился, страдали все. Использовались в основном коллективные виды деятельности, где каждый был в ответе за напарника. Никогда не было суровых наказаний с его стороны. Макаренко давал коллективу право осуждать виновного. Воспитанник сам понимал свою ошибку и больше никогда ее не совершал. Это важно, иногда дать человеку ошибиться, чтобы данную ошибку больше не совершать, а не спасать его каждый раз на краю пропасти.

Все мы в эту жизнь приходим одинаковыми, понятными и чистыми, как белый лист. Но постепенно ребенок взрослеет, неожиданно проявляются черты характера, которые настораживают всех и нарушают все воспитательные конструкции и методы воздействия.

Профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Продолжаем общаться с ребенком так?» пишет: «Плодотворное «одиночество», сохранение себя и сопротивление грубому непониманию и формальному обучению не исчерпывает всех необходимых условий развития таланта и способностей ребенка. Хотя он сам сохраняет драгоценные минуты личной свободы, не менее страстно он хочет поделиться своим увлечением. Однако это возможно только при одном условии: если взрослый (родитель, учитель) хорошо понимает его» [2]. Все приемы также возможно применять и к школьникам старших классов.

Мы согласны, что неправильно ставить активного ребенка в угол, за то, что он не дает отдохнуть маме или папе. Родители - первые в ряду воспитателей, педагогов, имиджмейкеров по рангу воздействия, сквозь шеренгу которых пройдет ребенок – подросток – выпускник школы - студент.

Современное общество построено так, что выйти из этой шеренги нецелесообразно (опасно) - останешься на обочине жизни без друзей и нормальной семьи. В прошлые века уйти от общества было возможно - семьи уходили-уезжали далеко в тайгу, в тундру, на побережье океана, где жили в спокойной размеренной атмосфере, занимались традиционным трудом жизнеобеспечения. Но это особый случай, когда в семье был крепкий по духу и физической мощи отец, сохраняющий свою семью от опасности, от преследований, что вполне понятно в разные периоды социально-политических или идеологических потрясений.

Мы из опыта старших по возрасту педагогов осознаем, что в любой момент может появиться такой сложный ученик. Следовательно, к такой реальности желательно подготовиться также внимательно, как к лекции по философии историко-культурного развития страны.

Мы предлагаем использовать в учебном процессе мониторинг творческих достижений. Уточним понятийный инструментарий нашего подхода к решению поставленной задачи. Метод корреляции или корреляционный метод используется учеными российской науки, означает:

1 - процедура исследований, которая используется для определения того, насколько события или характеристики зависят друг от друга1;

2 - корреляционно-регрессионная связь, проявляющаяся при достаточно большом числе наблюдений в виде определенной зависимости2;

3 - Метод корреляционного анализа: позволяющий определять тесноту связи между факторами и результирующим показателем3.

Как видим, нами определён оптимальный для данной ситуации критерий замеров показателей в процессе проведения мониторинга творческих достижений на основе метода корреляции (или корреляционного метода).

Мониторинг позволит в учебном процессе сформировать единую матрицу требований с гибкой формой демонстрации достижений школьников:

создать единую платформу творческой самореализации,

создать условия доступные условия для самопрезентации достижений,

создать открытость и прозрачность для отражения успешности и оперативности выполнения заданий,

создать атмосферу восприятия и поддержки любой новаторской идеи автора учебного задания.

Для педагога мониторинг и метод корреляции, включающий в себя возможность фиксирования трех показателей, создают продуктивную базу для педагогического исследовательского эксперимента, ценность которого состоит в том, что в группе школьников присутствуют дети с «трудным характером».

Возникающие в коллективе полярные настроения или проявления отчуждения среди школьников, как правило, нивелируются в процессе выполнения творческого задания. Однако педагог должен понимать, что если идеальные» школьники делают задание за столом/школьной партой, то «трудный» подросток может сесть на пол и делать задание на листе фанеры.

Пусть делает! Пожалуйста, не мешайте ему, уважаемые педагоги. Возникающие барьеры для дружелюбной восприимчивости друг друга зависят от многих причин, в том числе, от поведения и даже укоризненных взглядов педагога.

Заключение. Наша идея заключается в том, что творчество доступно детям как «идеальным», так и «трудным». Никогда не известно, кто из них создаст и представит наиболее оригинальный продукт творческого, конструктивного мышления и фантазии. Мы рассмотрели сложности педагогической деятельности в группах, где рядом с «идеальными» учатся «трудные» дети. Мы предложили, по сути, модель педагогической коррекции реальной ситуации в школьном коллективе с помощью творческого мониторинга. Инструментом замеров происходящих изменений мы выдвигаем метод корреляции или корреляционный метод.

Литература

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Издательство АСТ, 2018. – 409 с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Издательство АСТ, 2018. – 304 с.

Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма – М.:

Издательство АСТ, 2016. – 672 с.

Северова Т.С. Практический аспект обучения художника-педагога современным информационным технологиям / IV Международная научно-практическая конференция «Инфо-Стратегия 2012: Общество. Государство. Образование». Сборник материалов конференции. г. Самара, 2012. – С. 267-269.

Северова Т.С. Создание электронного образовательного ресурса и использование его в образовательном процессе педагогического университета/ Материалы XXIV Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании», 26-27 июня 2013г. Троицк-Москва. – С. 634-635

Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) // Журнал «Педагогика и психология образования. — М.: Изд.: ФГБОУ ВО МПГУ. 2012. – C.65-70. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-magistrov-tehnologiya-konstruirovaniya-avtorskoy-metodiki-graficheskiy-dizayn.

Ткалич С.К. Интеграция информационной эстетики и проектной культуры дизайна: сборник статей выпускников магистратуры (Москва, 25-27 июня 2016 г.) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 98 с.

1См. подробно: StudFiles.netpreview/398823/page:19/

2См. подробно: vuzlit.ru1134024/metody_korrelyatsii

3См. Подробно: fb.ruarticle/341341/metod…analiza-primer…analiz…

Просмотров работы: 20