В начале третьего тысячелетия дизайнеры изменили свой статус и перестают быть простыми ремесленниками, они становятся скульпторами современной жизни. Общество моделирует будущее, задача дизайнера уловить происходящие изменения в запросах потребителей, и предложить новый продукт, доступный в виртуальном или материальном виде. Поэтому на дизайнера ложится большая ответственность, которая предполагает обладание знаниями из разных областей. Но еще большая ответственность ложится на плечи педагогов, которым необходимо вложить эти знания и развить у будущих дизайнеров профессиональные навыки.
Быстрое развитие современного общества и новые изменения в системе российского образования ставят новые требования в подготовке студентов высших учебных заведений. На повестке дня для каждого вузовского преподавателя стоит вопрос об использовании новых образовательных технологий и активных методов обучения. Использование их в образовательном процессе прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Но переход на новые стандарты долгий и трудоемкий процесс, который непросто переживается всеми российскими вузами. Однако необходимость в обновлении методов обучения и технологий в соответствии с новыми требованиями к высшему образованию осознана преподавателями вузов и востребована студентами. На сегодняшний день идет активная разработка и внедрение новых методик и методов, освоение лучших образцов, их совершенствование и апробация.
Актуальна данная проблема и для вузов творческого направления. Поэтому перед педагогами художественных вузов стоит непростая задача в профессиональной подготовке выпускников. Новые стандарты и происходящие изменения на рынке труда ставят перед педагогами новые задачи в обучении высококвалифицированных дизайнеров различного профиля. Необходимо активное внедрение широкого спектра педагогических инноваций в образовательную сферу для подготовки студентов, способных реализоваться в условиях современного развивающегося общества. «Современное искусство существует в соответствии с информационными требованиями времени в информационной толерантной среде, в которой особое значение приобретают, прежде всего, экспансивные творческие методики, способные конъюнктурно реагировать на колебания социокультурного окружения» [1].
Помимо основных задач, таких как передача профессиональных знаний студентам и их применение на практике, самое важное для педагогов – это развитие у студентов творческих специальностей нестандартного проектно-экологического мышления, развитие художественного вкуса. Все эти качества должны в полной мере быть освоены и развиты у студентов, выпускники вузов должны быть конкурентоспособными на рынке труда.
Мы определили, что самое важное в учебном процессе для современного педагога: формирование у студентов-дизайнеров творческого и объемно-пространственного мышления. Таким образом, можно говорить о комбинированном инструментальном методе.
Суть инструментального метода заключается в комбинировании трехмерного и двумерного пространства в графическом плакате. В качестве 3D объекта использовался объемный элемент, в качестве двумерного – пространство листа.
Следовательно, перед студентами-дизайнерами необходимо поставить задачу обязательного использования выданного объёмного элемента в своей работе, его правильная компоновка в формате листа и продумывание общей концепции работы.
Для темы занятия была выбрана актуальная на сегодняшний день проблема – экологический дисбаланс на планете. Экологический кризис будет существовать до тех пор, пока человек не осознает, что он так и не научился оберегать и ценить природу.
Вопрос: что может сделать дизайнер?
Ответ: в наших силах повлиять на общественный резонанс по теме планетарного экологического кризиса.
Конечно, экологическая проблема сейчас на слуху у многих, но если задать конкретный вопрос, в какой стране есть проблема, что она собой представляет и какие ее последствия в мировом проявлении, то не каждый даст точный ответ. Мы имеем общие знания о кризисе, оперируем общими понятиями, но не понимаем суть проблемы. Если заняться этой темой, то окажется, что масштаб катастрофы огромен. Поэтому для проведения занятия и была выбрана данная проблема, мы хотели показать студентам конкретные проявления и примеры кризиса.
На занятии студентам были показаны кадры из фильма французского исследователя Жана Артруза Бертрана. По основным экологическим проблемам, о которых говорилось в фильме, было сформулировано задание:
– с помощью художественно-графических и объемно-пространственных средств изобразить проблему экологического дисбаланса на планете с применением средств эмоционального дизайна.
Цель задания: привлечь внимание общественности к экологии с помощью дизайна.
Задача дизайнера: создать эмоционально-чувственный сюжет и текст, пробуждающие у человека мотивацию к социально-просветительской деятельности о необходимости восстановления экологического баланса конкретно в том месте, где живет человек.
Механизм игротехники
Студентам предлагалось вытянуть карточки, которые были выложены в перевернутом виде, с разными странами, упомянутыми в фильме.
К каждой стране прилагался объемный элемент.
Объемно-графический элемент выступал в роли технического задания для дизайнера.
Примечание: 3D элементы были заранее подготовлены к занятию по количеству стран на экологической карте планеты. Они были сделаны таким образом, чтобы помочь обучающимся более верно понять проблему, о которой шла речь в фильме, и сконцентрировать внимание именно на этой проблеме.
Студенты не были ограничены в творческих идеях, подаче и в выборе материалов. Они могли по-разному интерпретировать выданную конструкцию, приветствовались любые художественные техники выполнения работы.
«Безусловно, графической часть проекта, является результатом аналитической работы автора, его проектного мышления, где не менее важными являются логика и способы изложения дизайн-концепции. С этой точки зрения, проект развивает проектное мышление через освоение принципов аналитической работы, как в поиске графического решения, так и в работе с текстом» [2].
Но обдумав проблему выбранной страны и сопоставив ее с выданным 3D объектом, студенты стали активно воплощать свои идеи.
За ограниченное количество времени все студенты выполнили задание и использовали 3D объект, применив в своей работе разные художественные приемы. У всех учащихся объемный элемент гармонично был вписан в общую концепцию работы. Студенты грамотно смогли передать экологическую проблему, их идейный замысел превзошел наши ожидания. Студенты серьёзно и творчески подошли к выполнению задания, поэтому работы получились на высоком уровне. Мы отметили, что скорость выполнения задания у всех была разная.
Занятие строилось на основе существующих в педагогике методов:
коммуникативный метод,
метод наглядного обучения,
демонстрационный метод,
творчески-репродуктивный метод.
Применялись и цифровые образовательные ресурсы, использование которых является неотъемлемой частью для полноценного обучения дизайнеров. «Текущее состояние профессиональной подготовки дизайнеров, будущих педагогов, можно назвать прорывным, что связано с освоением локальных моделей ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)» [3].
Заключение. Таким образом, успешно проведенное занятие и высокий показатель работ студентов позволяют сделать вывод, что предложенный авторский инструментальный метод комбинирования трехмерного и двумерного пространства в графических работах в сочетании с механизмом игротехники очень продуктивен.
Образование в высшей школе нуждается в новых методах и подходах, так как студенты владеют инструментальными знаниями порой лучше педагогов. Отсюда следует, что педагоги должны предлагать не стандартные темы для учебных и курсовых проектов, а социально-востребованные и проектно-экологические темы, важные для региона, страны, континента планеты.
Автор выражает благодарность профессору Светлане Константиновне Ткалич, д.п.н., академику РАЕ, консультирующей по проведению экспериментального занятия и написания данной статьи; Руководству кафедры средового дизайна Московского Государственного Областного Университета (МГОУ) к.п.н. Е.Л. Суздальцеву и Н.Л. Ларионовой за предоставленную возможность в проведении контрольного занятия.
Литература
Бондаренко Л.К. Особенности развития творческих методов современных российских художников. ВАК// Журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета».
Овчинникова Р.Ю. Методологические основы дизайн-исследования ВАК// Журнал «Омский научный вестник».
Ткалич С.К. Монография «Глава 5. Методика разработки цифровых образовательных ресурсов в системе художественного образования». – С. 105-140. // Коллективная монография «Методологические основы формирования современных цифровых образовательных ресурсов». – Нижний Новгород, РФ. Издательство «Профессиональная наука». 05.2018.
Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн). ВАК// Журнал «Педагогика и психология образования». — М.: Изд.: ФГБОУ ВО МПГУ. 2012. – C.65-70.