ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБУЕМЫМ НОРМАМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБУЕМЫМ НОРМАМ

Дедюкина Г.Е. 1, Кузьменко Сергей Владиславович 1, Хомидов Эркинжон Боходирович 1, Семёнов А.С. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Политехнический институт (филиал) в г. Мирном
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Через органы зрения человек получает 80% информации об окружающей среде. С помощью света обеспечивается биоритм человека, оказывается положительное влияние на эмоции, ускоряются обменные функции организма. Световое голодание приводит к снижению устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, ухудшению функций дыхательной и центральной нервной систем. Свет является фактором воздействия на психику человека [1].

Наличие естественного и искусственного освещения в рабочих помещениях является одним из основных условий для нормальной производственной деятельности. Качественно спроектированное и рационально выполненное освещение помещений оказывает положительное психофизиологическое действие на организм работника, способствует повышению безопасности и эффективности труда, сохраняет высокую работоспособность, при этом снижается утомляемость и уровень травматизма [2].

Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев и повышает производительность труда на 15%. Неправильное освещение может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление, и других болезней [3].

Поэтому было решено провести исследование освещённости всех доступных аудиторий на предмет соответствия нормам СанПиНа в недавно построенном учебно-лабораторном корпусе «Мирнинского политехнического института (филиала) Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова».

Цель исследования: сравнить освещение в образовательных кабинетах института с нормами СанПиН. По итогам провести консультацию с администрацией учебного заведения об устранении найденных нарушений.

Существует несколько видов освещения: естественное, искусственное и совмещенное освещение.

Естественное освещение обеспечивает хорошую освещенность, равномерность; вследствие высокой диффузности благоприятно действует на зрение.

Естественное освещение помещений осуществляется через световые проемы и может быть выполнено в виде бокового, верхнего или комбинированного. Боковое - осуществляется через окна в наружных стенах здания; верхнее - через световые фонари, располагаемые в перекрытиях и имеющие различные формы и размеры; комбинированное - через окна и световые фонари.

Искусственное освещение осуществляется светильниками общего и местного освещения. Светильник состоит из источника искусственного освещения (лампы) и осветительной арматуры. Основными источниками искусственного освещения являются лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Комбинированное освещение – когда к общему освещению добавляется местное, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочих местах.

Основными документами, используемыми для сравнения полученных замеров с существующими нормами, являются «Санитарные правила и нормы» (далее СанПиН).

Главными параметрами света, используемыми для исследования освещения, являются – сила света, световой поток, освещенность, яркость освещаемого объекта [4].

Для проведения необходимых замеров был использован люксметр «ТКА - ЛЮКС». Данный прибор предназначен для измерения освещенности, создаваемой различными источниками, произвольно пространственно расположенными, в лк (люксах) [5].

В каждом кабинете были проведены замеры освещенности рабочего места студентов при помощи люксметра. Следуя указаниям в инструкции к данному измерительному прибору, были проделаны следующие действия в области одного кабинета с последующим повторением данных действий в других исследуемых кабинетах:

1. Включили прибор, повернув переключатель диапазонов;

2. Определили значение темнового сигнала , при всех положениях переключателя, закрыв входное окно фотометрической головки плотным ворсистым черным материалом;

3. Расположив фотометрическую головку прибора параллельно плоскости измеряемого объекта;

4. Записали полученные данные с цифрового индикатора для каждого из трёх типов освещенности в помещениях и обозначили их как измеренное значение освещенности ;

5. Используя формулу , нашли для каждого из трёх видов освещения кабинета значение истинной освещенности;

6. Все данные занесли в таблицу для дальнейшего сравнения;

7. Для нахождения коэффициента освещённости для проверки по допустимости кабинетов к работе по СанПиНу, замерили солнечный свет (естественное освещение) на улице (был сделан только один замер);

8. Провели расчёты по формуле и заполнили дополнительными данными таблицу;

9. На основе таблиц составили диаграммы для каждого этажа.

Ниже приведены диаграммы с полученными результатами, где по ординате указаны данные освещённости в кЛк / %, а по абсциссе – кабинеты, в которых проводились замеры. Для должного удобства были добавлены несуществующие кабинеты. Эти кабинеты не имеют точек с результатами проведённых замеров. Кабинет 202 имеет нулевые значения по причине проводимого ремонта и невозможности проведения необходимых замеров.

Рис. 1. Результаты измерения освещенности первого этажа

Рис. 2. Результаты измерения освещенности второго этажа

Рис. 3. Результаты измерения освещенности третьего этажа

Рис. 4. Результаты измерения освещенности четвертого этажа

Опираясь на нормы и требования, описанные в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.), искусственное освещение при общем освещении должно превышать 0,4 кЛк, КЕО естественного освещения при боковом освещении – более 1,2%, а КЕО совмещенное освещение при комбинированном освещении – более 2,1%.

Сравнив результаты расчётов с требуемыми нормами СанПиНа, были выявлены проблемы с естественным освещением в учебно-лабораторных кабинетах: 203, 204, 205, 211, 407 и 414. Это может быть связано с тем, что из-за особенностей архитектуры учебно-лабораторного корпуса, данные помещения не получают достаточно солнечного света, поэтому рекомендуется использовать комбинированное освещение.

В ходе исследования были изучены: санитарные нормы и требования по освещению аудиторий в высших образовательных учреждениях, измерительный прибор люксметр, освещение в учебно-лабораторных кабинетах.

Также мы научились применять люксметр на практике, познакомились с формулами измерения уровня естественного освещения и КЕО, чтобы в дальнейшем сравнить полученные с помощью люксметра преобразованные результаты с нормами и требованиями для высших учебных учреждений.

В целом, освещение учебно-лабораторных кабинетов в учебно-лабораторном корпусе «Мирнинского политехнического института (филиала) Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова» соответствует нормам и требованием СанПиНа.

Список литературы:

1. Айзенберг Ю.Б. Справочная книга по светотехнике / под ред. Ю.Б. Айзенберга. – М.: Знак, 2006. – 972 с.

2. Апсаликов Э.О., Ибрагимова Г.Б., Мальгин Г.В. Исследование освещенности учебных аудиторий при помощи люксметра / под ред. Г.В. Мальгина. – Омск: Омский государственный технический университет, 2017. – С. 77-81.

3. Щербаков С.Ю., Куденко В.Б., Аксеновский А.В., Криволапов И.П., Тимофеева В.С. Экспериментальные исследования освещенности и коэффициентов пульсации при использовании люминесцентных ламп и ламп накаливания. – Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2016. – С. 106-110.

4. Заголило С.А., Семёнов А.С. Измерение и анализ показателей освещенности в учебных помещениях МПТИ (ф) СВФУ. – М: ООО «Издательство» «Спутник+», 2016. – С. 160-164.

5. Научно-техническое предприятие «ТКА» Руководство по эксплуатации. / Санкт-Петербург: научно-техническое предприятие «ТКА», 2011, 27 с.

Просмотров работы: 155