Условия современного общества предъявляют серьезные требования к самостоятельности и ответственности личности в самых разных сферах жизни и деятельности. При этом такое явление как прокрастинация в подавляющем большинстве случаев носит негативный характер, зачастую трансформируясь в устойчивую черту характера, препятствуя успешному развитию и эффективной социальной адаптации человека.
Можно отметить, что успешность адаптационного процесса личности обеспечивается как наличием целого комплекса личностных ресурсов, так и готовностью к их своевременной реализации в ситуации, требующей принятия решения или выполнения конкретных действий. Как правило, откладывание на неопределенный срок важных дел оборачивается для личности негативными последствиями. В связи с этим исследования, посвященные феномену прокрастинации, являются высоко актуальным и социально значимыми.
Прокрастинация (лат.pro – вместо иcrastinus– завтрашний), или феномен откладывания, все чаще становится предметом научных исследований. В отечественной и западной психологии последних лет прокрастинация рассматривалась в качестве поведенческого паттерна и специфического когнитивного явления. Многочисленные исследования посвящены вопросам взаимосвязи прокрастинации и различных личностных особенностей. Большое внимание в научных работах уделяется изучению факторов прокрастинации, а также разграничению ее видов, типов, стратегий [1].
Однако следует отметить, что теоретические знания о данном феномене не достаточно глубоки и, как правило, новые исследования различных аспектов феномена прокрастинации лишь дополняют имеющиеся данные, не углубляясь и не опровергая их. С одной стороны, это говорит о многогранности данного феномена. А с другой – о необходимости проведения исследований, позволяющих проанализировать весь накопленный теоретический опыт, расширить его, взглянуть на прокрастинацию как явление в целом, на ее сущность и взаимосвязь с другими психологическими феноменами.
В научной психологической литературе до сих пор нет единого, согласованного и общепринятого представления о структуре прокрастинации, равно как нет и единого определения данного феномена. Так, Я. И. Варичева понимает прокрастинацию как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий...», т.е. выделяет осознанность как один из признаков прокрастинации. Е.П. Ильин связывает изучаемый феномен с ленью. Н.В. Боровская отмечает, что прокрастинация – «привычка откладывать необходимые дела» [2; 3; 5].
Исследователями выделяются следующие общие особенности прокрастинации: нерациональность (человек точно знает о возможных негативных последствиях откладывания, но не стремится изменить ситуацию); осознанность (субъект сознательно откладывает намеченные планы, даже если их необходимо выполнить как можно скорее); негативные эмоциональные переживания, стресс, внутренний дискомфорт (этот показатель позволяют отличить прокрастинацию от лени) [3].
N. Milgram с соавторами изначально выделял 5 видов прокрастинации: академическая, т.е. связанная с учебной деятельностью, с промедлением в выполнении необходимых требований; прокрастинация в принятии решений (в том числе и незначительных); компульсивная, которая чаще всего проявляется как хроническое промедление в любой ситуации; невротическая, т.е. прокрастинация в принятии жизненно важных решений (профессиональный выбор, создание семьи, смена места жительства); бытовая, или ежедневная – неспособность справляться с ежедневной деятельностью (уборка дома, покупка продуктов и др.). Однако позже N. Milgram в соавторстве с R. Tenne преобразовал данную классификацию, сохранив в ней лишь два вида прокрастинации: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений [2].
Во многих научных работах до сих пор остается достаточно актуальной тема взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей (таких как самоконтроль, продуктивность и характер копинг-стратегий, перфекционизм и др.) с прокрастинацией. Так в целом ряде научных исследований последних лет часто звучит тема взаимосвязи прокрастинации с самоконтролем и перфекционизмом: считается, что низкий уровень самоконтроля или же, напротив, высокий уровень перфекционизма могут стать детерминатами откладывания деятельности «на потом» [6]. При этом можно констатировать отсутствие единой модели взаимосвязи личностных факторов с феноменом откладывания как в отечественной, так и в зарубежной психологии [4].
В целом в психологической практике исследований феномена прокрастинации можно отметить две основные тенденции: объяснение данного феномена либо в позитивном, либо в негативном контексте [2].
К негативным моментам прокрастинации можно отнести, в первую очередь, низкую результативность реализованных целей. Подобный эффект возникает в результате дефицита таких качеств личности как самоконтроль, адекватной самооценки и низкой степени развитости волевых качеств. Также существует мнение, что прокрастинация ослабляет ресурсы организма, так как прокрастинатор тратит много энергии на реализацию второстепенных дел и реорганизацию своего времени [2]. Следует отметить, что прокрастинатор может выполнять множество поставленных однотипных и не значимых задач, в ущерб основным и желаемым. Однако, как отмечают многие исследователи, данная стратегия не является выходом из состояния прокрастинации и не определяет успешность личностного развития [1]. К негативным аспектам проявления прокрастинации ученые относят следующие моменты: стресс; высокую личностную и ситуативную тревожность; заниженную самооценку; перфекционизм; направленность на избегание неудач; недостаточность волевой саморегуляции; неумение расставлять приоритеты; низкую саморегуляцию деятельности; реакцию сопротивления, как ответ на внешнее психологическое давление [6].
Очевидно, что разделять исследования на группы, акцентирующие внимание на позитивных или негативных аспектах феномена прокрастинации, можно лишь только условно. Однако именно данную доминанту можно отметить в большинстве работ современных исследователей.
В отношении позитивного аспекта феномена прокрастинации, можно отметить следующие утверждения исследователей: ощущение психологической безопасности; получение удовольствия от бездействия; условное переживание собственной свободы; наслаждение отсутствием активной деятельности; отдых; переключение с задач, требующих серьезной подготовки и волевых усилий; принятие ответственности за свои решения в процессе контроля времени; мобилизация внутренних ресурсов в условиях сжатых сроков [6].
N. Milgram выделил пять видов прокрастинации в зависимости от сферы проявления: НАДО ПЕРЕЧИСЛИТЬ!
Таким образом, прокрастинация – осознанная тенденция откладывать выполнение значимой деятельности, сопровождающаяся внутренним дискомфортом и приводящая в большинстве случаев к отрицательным последствиям. Существует множество теорий, которые пытаются объяснить данное явление, но ни одна из них не является общепризнанной и универсальной.
Целью представленного в настоящей статье исследования было изучение распространенности феномена прокрастинации у студентов ВУЗа. Мы предположили, что в связи с наличием целого ряда условий современного общества (специфика средств коммуникации, компьютерные технологии, преобладание материальных ценностей и т.д.), способствующих развитию привычки, а затем и устойчивой черты личности, состоящей в тенденции откладывать выполнение значимой деятельности «на потом», прокрастинация как психологическое явление, будет достаточно распространенным поведенческим паттерном в студенческой среде.
Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). В исследовании принимали участие 64 студента психолого-педагогического факультета (из них – 3 юношей и 61 девушка). Возраст участников исследования – от 19 до 21 года (средний возраст составляет 20,5 лет). Все участники имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательные условия.
На основном этапе исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялась методика «Шкала общей прокрастинации» С. H. Lay. Данная методика направлена на выявление уровня прокрастинации, включает 20 утверждений, касающихся откладывания дел «на потом» в различных обстоятельствах.
В ходе проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты: 4,7% испытуемых имеет крайне низкий, 15,6% – низкий, 31,25% – средний, 29,7% – высокий, 18,75% – очень высокий уровни прокрастинации соответственно. Показатели, свидетельствующие о наличии высокого и очень высокий уровней прокрастинации, выявлены в 29,7% и 18,75% случаев соответственно, т.е. 48,45% студентов имеют показатели прокрастинации выше среднего уровня.
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о достаточно широкой распространенности прокрастинации в студенческой среде ВУЗа. Можно предположить, что этому способствует целый ряд факторов, социальных, так и психологических. К группе социальных факторов риска возникновения прокрастинации относятся специфика современных средств коммуникации и цифровых технологий (возможность дистанционного и опосредованного общения и получения информации, мгновенного обмена информационными сообщениями, анонимного общения с необязательной ответственностью), приоритет материальных ценностей в современном обществе и т.д. К числу психологических факторов риска развития прокрастинации можно отнести низкий уровень настойчивости в достижении цели, недостаточную саморегуляцию деятельности, направленность на избегание неудачи, низкую мотивация учебно-профессиональной деятельности, стремлением избегать ответственности, тревоги или напряжения, страх неудачи и невротизация, импульсивность, неумение расставлять приоритеты и т.д.
На основании проведенного теоретического анализа научной литературы и результатов эмпирического исследования нами были сделаны следующие обобщения и выводы:
1. Прокрастинация – это тенденция откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение значимой для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается. При этом человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия.
2.Прокрастинация является многофакторным феноменом, имеющим как негативные, так и относительно позитивные проявления и последствия.
3. Прокрастинация представляет собой поведенческий паттерн, достаточно широко распространенный в студенческой среде ВУЗа.
4. Существует необходимость психолого-педагогической работы, направленной на превенцию прокрастинации в студенческой среде.
Список литературы
Барановская Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации органов и параметров ответственности граждан у студентов с разной функции академической функции успеваемостью // Активность и ответственность личности граждан в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.–практ. конф. с междунар. участием. – Омск, 2016.– С.192-196.
Боровская различных Н.В. Психологические уровня и психофизиологические уровня предпосыпки связи лености граждан студентов: автореф. дис. канд. психоп. наук по развития специальности граждан 19.00.07. – СПб., 2014.– 144 с.
Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 3, март – апрель.
Дементий Л.И., Карловская Н.Н Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. – 2013. – №7. – С. 4-19.
Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
Ошемкова Ю.С. Лень у молодых людей как следствие отсутствия экзистенциальной мотивации / Ананьевские чтения 2004, СПБ., 520с.