Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой в целом, учителями и педагогами – психологами в частности, нет более важной задачи, чем воспитание гармоничной, творческой и здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо отобрать и использовать такие формы и методы организации образовательного процесса, которые позволят повысить уровень формирования навыков сотрудничества и кооперации младших школьников.
Термины «сотрудничество» и «кооперация» очень близки по значению. «Кооперация» в современном понимании был впервые употреблена в начале XIX века Робертом Оуэном. В 90–х г. ХХ века Д. Джонсон, Э. Джонсон – Холубек, Р. Джонсон писали, что «Кооперация — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий обучающихся, она лежит в основе совместной деятельности [4]. Кооперацией называют сотрудничество вообще, координацию деятельности отдельных производственных единиц или отдельных людей.
По словам И. А. Зимней, сотрудничество – это гуманистическая идея развивающей совместной деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, взаимодействием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [3]. Простыми словами, сотрудничество в школе – это совместная деятельность детей с друг другом, а также со взрослыми. Суть сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности возможности и способности обучающихся реализуются более открыто, осмысление и принятие знаний проходит намного эффективнее [1]. Сотрудничество детей происходит тогда, когда они скооперируются в группы и поставят перед собой какую – либо цель.
Человек, который работает в коллективе, должен думать не только о собственном благе, но и о благе трудящихся рядом с ним людей. Поэтому обучение в сотрудничестве означает объединение учащихся в небольшие группы, для того чтобы работать вместе для достижения больших успехов, чем при индивидуальном обучении» [2].
Г.А.Цyкерман определяла сотрудничество в группе как источник развития способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого, как в эмоциональной, так и в интеллектуальной и личной сфере. Сотрудничество предоставляет большие возможности в решении задач воспитания младшего школьника.
В ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения, говорится о необходимости развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умении не создавать каких–либо конфликтов и находить решения из сложных спорных ситуаций[5]. К тому же, в стандартах последующего звена обучения излагается факт о значимости практического освоения умений, которые так или иначе составляют основу коммуникативной компетентности, прежде всего сюда входят нахождение и решение разнообразных коммуникативных задач; быстрое действие с учетом мнения товарища и умение согласовывать свои действия; установление и поддержка необходимых контактов с людьми; владение нормами и техникой общения с людьми; определение целей коммуникации, оценивание ситуаций, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Анализ работ И. М. Дьяченко, А. Л. Журавлева, Е. В. Коротаевой, Г. А. Цукермана, а также других педагогов и психологов позволили нам выявить следующие признаки сотрудничества:
пространственное и временное соприсутствие;
единство целей и общей мотивации;
организация деятельности и управление ей;
разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта;
получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности;
наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Проанализировав психолого–педагогическую литературу, можно сделать вывод, что сотрудничество как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется временным и пространственным соприсутствием, единой целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, функций, наличием положительных межличностных взаимоотношений. Сотрудничество детей происходит тогда, когда они скооперируются в группы и поставят перед собой какую – либо цель.
Список литературы:
Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.– 2011.– №5.– С.75– 78
Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Холубек. – СПб. : Экономическая школа, 2001. – 256 с. - С.5
Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.