Несомненно, что профессия инженера требует наличия у выпускника ВУЗа обширных профильных знаний. Однако, чтобы стать настоящим профессионалом, просто высшего или специального образования недостаточно. Независимо от категории специализации работника большую роль в профессиональной деятельности играют и другие личные качества инженера. Последнее время среди потенциальных работодателей стали все чаще звучать требования о наличии у выпускников ВУЗов так называемых hard skills и soft skills. Причем, что важнее, до сих пор остается предметом споров.
Первоначальное упоминание понятий hard skills и soft skills датируется 1959 годом в исследованиях армии США для подготовки военнослужащих. В ходе исследования выяснилась важность этих навыков в подготовке военных кадров. В 1968 году было выражено понимание различий между навыками в доктрине «Системы проектирования военной подготовки». После этого термины hard skills и soft skills перешли в свободное употребление [1]. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» - hard skills и soft skills.
Что же это такое? Существует много разных трактовок данных понятий. Например.
Hard skills - это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности [2]. Примерами могут следующие навыки:
компьютерное программирование;
умение статистического анализа;
каллиграфия.
Soft skills - связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами [3,4].
лидерство;
целеполагание;
коммуникация.
Различия в этих навыках [4,5] представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ hard skills и soft skills
Hard skills |
Soft skills |
Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ. |
Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ. |
Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций |
Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать |
Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек |
Требуют адаптации под конкретную аудиторию и ситуацию. |
Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала |
Формирование навыков основано на личном опыте |
Критичны в краткосрочной перспективе |
Критичны в долгосрочной перспективе |
Для выявления степени овладения обучающимися технического ВУЗа так называемыми «жесткими» и «мягкими» навыками было проведено исследование. В опросе приняли участие 100 обучающихся технических направлений подготовки бакалавриата. Большую часть опрошенных составили бакалавры 2-го курса (19-ти лет). В ходе опроса выяснилось, что большинство знакомо с этими понятиями (рис.1).
Рисунок 1. Оценка знаний понятий Soft и Hard Skills
Дальнейшие вопросы были направлены на проверку знаний опрашиваемых. Результаты представлены на рисунках 2, 3.
Последующие вопросы были направлены на оценку респондентами их социальных, лидерских, волевых и интеллектуальных компетенций. Результаты представлены на рисунках 4, 5, 6 и 7.
Рисунок 2.Знание soft skills
Рисунок 3.Знание hard skills
Рисунок 4.Оценка социальных компетенций
Рисунок 5.
На рисунке 4 представлены результаты того, как студенты оценивают свои социальные компетенции. Как видно, большинство студентов оценивают их на 4 балла из 5. Западающей компетенцией является «умение выступать на публике».
Рисунок 5. Оценка лидерских компетенций
Далее респонденты оценивали свои лидерские компетенции. На рисунке 5 представлено, что они на хорошем уровне, но часть респондентов имеют трудности с «умением разрешения конфликтов», «ведением сложных переговоров» и «умением формировать команду» (имеют трудности / проблемы с коммуникативными навыками)
Рисунок 6. Оценка волевых компетенций
Затем шла оценка волевых компетенций. Большинство оценили свои качества на 4. Но западающими у части респондентов были – «стрессоустойчивость» и «умение работать под давлением» (рис.6).
Рисунок 7.Оценка интеллектуальных компетенций
И, наконец, были оценены интеллектуальные компетенции. Из рисунка 7 видно, что «умение писать отчеты и доклады» вызывают трудности.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. У большинства опрошенных социальная компетенция «умение выступать на публике» не достаточно хорошо развита.
2. Лидерские компетенции хорошо развиты, но у части опрошенных наблюдаются трудности с «умением разрешения конфликтов», «ведения сложных переговоров» и «умением формировать команду».
3. В волевых компетенциях западающими являлись такие навыки, как «стрессоустойчивость» и «умение работать под давлением».
4. В интеллектуальных компетенциях «умение писать отчеты и доклады» вызывает трудности у большинства респондентов.
Затем респонденты определяли значимость этих компетенций в своей инженерной деятельности. Результаты представлено на рисунке 8.
Рисунок 8. Значимость компетенций современного инженера
Очевидно, что приоритет в инженерной специальности респонденты отдали интеллектуальным компетенциям.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство западающих умений относятся к soft skills. Поэтому, необходимо повысить эффективность обучения в ВУЗах этим навыкам. Для этого можно предложить использовать такие методы обучения:
1. самокоучинг;
2. фоновые задания;
3. саморазвитие;
4. ментворинг;
5. тренинги и мастер-классы;
6. тайм-менеджмент.
Данные методы обучения не являются традиционными. Однако их применение ориентировано на самообразование обучающихся, развитие их эмоционального интеллекта.
Таким образом, в профессии инженера hard и soft skills одинаково важны. Но в зависимости от занимаемой должности идет разное преобладание этих навыков: в начале карьеры идет преобладание hard skills, а в дальнейшем идет преобладание soft skills. Это объясняется тем, что увеличивается взаимодействие между людьми, следовательно, у человека должны быть лучше развиты soft skills.
Авторы выражают благодарность научному руководителю – кандидату педагогических наук, доценту кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин филиала ТИУ в г. Тобольске, Елене Сергеевне Чижиковой.
Список использованной литературы
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html (дата обращения: 20.12.18)
«Хабр» - крупнейший в Европе ресурс для IT-специалистов, издаваемый компанией «ТМ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://habr.com/company/epam_systems/blog/418621/ (дата обращения: 23.12.18).
MENTAL SKILLS. Дистанционное обучение с удовольствием [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.mental-skills.ru/synopses/soft-skills-i-nard-skills-v-chem-raznitsa.html (дата обращения: 25.12.18).
The balance careers [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.thebalancecareers.com/hard-skills-vs-soft-skills-2063780 (дата обращения: 09.01.19).
Проектория [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://proektoria.online/news/lifehack/hard_i_soft_skills_zachem_oni_nuzhny/ (дата обращения: 11.01.19).
Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 12.01.19).