ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Нехорошкова А.О. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольная образовательная организация является одним из социальных институтов социализации детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследователи (Л.Г. Голубева, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Э. Эриксон и др.) указывают, что переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. Поступление в детский сад сопровождается адаптационными процессами, которые обусловливают дальнейшее развитие детей 1-3 лет. Данный процесс является динамическим и прогрессивной перестройке функциональных систем растущего организма. Адаптацию ребенка к детскому саду О.Г. Заводчикова рассматривает как процесс привыкания ребенка к новым для него условиям дошкольной организации, к условиям существования в малой группе [3].

Динамика гармоничного развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО зависит от уровня успешности его адаптации, которое можно регулировать еще до поступления в ДОО [1]. Адаптация к условиям - это комплексный процесс, который затрагивает ребенка и активно взаимодействующих с ним взрослых. Значение в адаптации детей к ДОО наряду с иными факторами имеют и семейные отношения, которые складываются из «конкретного характера семейных отношений и воспитания». Тонкости воспитательного процесса детей в семье как фактора адаптации к детскому саду рассматривается с разных сторон:

тип семейного воспитания (Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, Г.В. Гриднева)

уровень привязанности ребенка к матери (Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Н.В. Искольдский, Л.В. Макшанцева)

степень совпадения домашнего режима с режимом детского сада (Н.М. Аскарина, Н.Д. Ватутина)

личностные особенности родителей и различные нарушения в семейном воспитании (И.А. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдмиллер)

динамика и глубина существования конфликтов в семье (С.Э. Карклина, Ф.А. Кован, К.П. Кован)

Многими исследователями подчеркивается, что родители несут ответственность за успешность привыкания ребенка 1 -3 лет к условиям ДОО на протяжении всех этапов адаптационного периода. Также в психолого - педагогической литературе, посвященной проблеме адаптации к детскому саду, выделены два основных условия, влияющие на скорость и качество привыкания детей к новым для них жизненным обстоятельствам. Первое условие – семья ребенка и те действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации к детскому саду. Второе – детский сад и та специальная работа педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей, впервые поступающих в группу [4].

Поэтому важная роль в период адаптации отводится работе с семей ребенка, так как многие родители и воспитатели дошкольных образовательных организаций сталкиваются с определенными трудностями при адаптации ребенка к условиям детского сада. Сущность данной проблемы, прежде всего, состоит в том, что привыкание детей к новым условиям приводят к таким негативным последствиям как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи и т.д. Возраст ребенка при поступлении в дошкольное образовательное учреждение может быть разным: и первый, и второй, и третий год жизни. Однако первое посещение детского сада в любом случае является стрессовой ситуацией для малыша.

Н.А. Косолапов утверждает, что сотрудничество – позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников [2, с.106].Сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения – это совместные действия членов семей воспитанников и педагогов дошкольного образования, направленные на удовлетворение интересов и достижение целей всех участников образовательного процесса.

Л.А. Пучкова говорит о том, что старший воспитатель в процессе организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста должен решать следующие задачи:

выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОО и семье;

оказание квалифицированной консультации и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка в процессе адаптации и формирования у ребёнка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

активизация и обогащение воспитательных умений педагогов, родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

обеспечение включения родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией: построение развивающей среды и реализация воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.[5].

Важное значение приобретает деятельность медицинского персонала: это работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимания истории его развития; совместно с психологом и старшим воспитателем подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка на основании записей в медицинской карте; совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется) [6; 102].

Воспитатель берет на себя ведущую роль в сотрудничестве с родителями во время адаптации. Педагог предлагает анкеты родителям, для сбора сведений о ребенке, что помогает правильно общаться с детьми и помочь им легче адаптироваться к новым условиям. До приема детей в группу необходимо провести первое родительское собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики. Для успешной адаптации воспитатель составляет план воспитательно – образовательной работы по различным направлениям, может проводить различные формы работы с семьей ребенка для его успешной адаптации.

По окончании периода собирается медико – психолого - педагогический консилиум, куда входят: методист, педагог-психолог, старшая мед сестра, воспитатели группы. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы и намечается дальнейшая работа.

Таким образом, успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость сотрудничества и доверяют друг другу.

Список литературы

1. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов// Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11 - С. 116-120

2. Глоссарий по политической психологии [Текст] /Под ред. Д. В. Ольшанского. - М.: РУДН.- 2003. – 384 с.

3.Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. –79 с.)

4. Недосека, О. Адаптация ребёнка к детскому саду / О. Недосека // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 2. - С. 17-21

5. Пучкова, Л.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации. URL: http://doshkolnik.ru/adaptacia/4993-adaptaciya.html

6.Федотова, Н.И. Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду / Н.И. Федотова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 2 - С. 101-105.

Просмотров работы: 49