Интерес в психолого-педагогической литературе рассматривается по-разному. К примеру, согласно суждению, Ю.Ю. Березиной «мотивация – это основа, источник в познании, а интерес – результат и проявление процессов, которые в ней происходят» [2, с.70]. Л.С. Выготский полагал, что интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого еще должны быть найдены» [5, с.96].
Слово «интерес» произошло от латинского interest, что в переводе означает «иметь значение, быть важным» [2,с.60]. Понятие «интерес» рассматривается в различных гуманитарных науках: философии, социологии, педагогики, психологии и физиологии. Ведь интерес имеет большое значение и роль в жизни человека.
В России проблемой воспитания интереса к школе занимались такие ученые, как: А.И. Анастасиев, Н.Ф. Бунаков, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Янкович и др. При наличии интереса у детей дошкольного возраста знания усваиваются проще; при его нехватке – сложнее, без интереса учебный материал для детей легко забывается и никак не обретает использования в жизни.
Родоначальником научного подхода к вопросу воспитания интереса необходимо рассматривать Я.А. Коменского, который писал в "Великой дидактике", что «… необходимо, в первую очередь, в целом пробудить у детей дошкольного возраста серьезную любовь к предмету, доказав его преимущество, привлекательность» [3, с.95].
К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая концепция интереса в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей. Представляя во внимание главную движущую мощь познания, он акцентировал внимание на том, что «педагог не должен выпускать из виду, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике ловлю к учению, без которой он далеко не уйдет…» [9, с.235].
Данное утверждение перекликается с идеей Н.И. Пирогова о потребности обучения учителей методическому профессионализму с целью развития познавательных интересов у детей.
И.И. Бецкий говорил о том, что "… натуру ребенка невозможно пробудить, до тех пор, пока учение будет печальным, необходимо приохотить детей к занятиям, спровоцировать у них любовь к учению".
"Следует уберечь детей от печального страдания, от зубрежки и наказаний" – полагал Ф.И. Янкович. Он выступал за использование компонентов занимательности, игры в обучении.
Притягивает наш интерес педагогическая идея Л.Н. Толстого о том, что познавательный интерес как явление обладает значительной важностью в формировании личностиоебенка, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно [3, с.45]. Л.Н. Толстой считал, что интерес способен открыться лишь в тех обстоятельствах, которые никак не сковывают проявление способностей и наклонностей ученика. В обучении, лишенном свободы, не могут проявиться интересы ребенка [3, с.50].
Направление взаимосвязи интереса с моральным обучением четко наблюдается во взглядах Н.И. Новикова, который подмечал значимость формирования у ребенка любопытства, приобщающего его к знаниям. Н.И. Новиков в своих трудах обосновывал, что эмоциональное наслаждение мешает интересу к делам, вызывающее напряжения мысли. В таком случае, опосредуемый ощущением удовольствия, сознание основательнее попадает в познаваемое, упорядочивая представления. Исследователь в первый раз заметил в любопытстве одну из форм проявления интереса, возбужденности стремления к учению. Но, будучи находясь в идеалистических позициях, отталкиваясь от собственных взглядов на природу детей, он не имел возможности на подлинно научной основе найти решение проблеме интереса.
Огромный вклад в исследование феномена интереса привнесли В.Г. Белинский и А.И. Герцен доказав то, что интерес к учению не является имманентно присущим ребенку свойством, то что только лишь активизация познавательной деятельности с раннего детства дает возможность спровоцировать у детей интерес к ней. Они полагали, что интерес, представляет собой стимул овладения знаниями об окружающем мире, обогащает личность, развивает её. В этой позиции А.И. Герцена и В.Г. Белинского рассматривается взаимосвязь интереса к познанию с интересом социальным. Реалистическая точка зрения В.Г. Белинского и А.И. Герцена, включая с середины XIX века, приобрела собственное развитие в трудах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Призывая увлекательную постановку преподавания, они отстаивали при этом серьезное, глубокое содержание обучения, они полагали, что только обучение, которое дает пищу для интеллекта, может вызвать настоящий интерес. В связи с этим следует применять содержание учебных предметов с целью развития интереса: необходимо начинать с введения простых определений, знакомых детям, с активного их раскрытия, а не с отвлеченностей, фантастики, которые уводят детей от жизни.
Д.Б. Эльконин, полагал, что интерес есть сложный педагогический акт: в состав его непременно входит, во-первых, деятельность сил рассудочных или познавательных; во-вторых, в тех случаях, когда необходимо бывает так называемое внимание, интерес обусловливается деятельностью воли, чувство в интересе составляет силу доминирующую, разум захватывает второе место, а желание последнее.
Особая роль в разработке проблемы интереса принадлежит Н.К. Крупской (1869-1939г.г.). Установив перед новой школой проблему, вызвать в учениках интенсивный интерес к явлениям и фактам жизни, Надежда Константиновна требовала также, чтобы жизнь школы учитывала интересы детей, а учебно-воспитательная работа опиралась на них и обеспечивала их развитие. Поэтому Н.К. Крупская обращалась к сущности интереса, к особенностям его возрастного развития, к методике его формирования. Незаменимым условием развития интереса детей Н.К. Крупская считала увлеченность самого педагога предметом, его умение давать толчок мысли учеников, пробуждать у них вопросы [32, с. 120].
Данные научные утверждения были созвучны мыслям С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко, которые в своих работах фиксировали, что сущность образовательной работы обуславливается детским интересом. Школа должна опираться на стремление детей учиться; исследовать все, что способствует интересу или задерживает его в опыте ребенка.
С.Л. Рубинштейн считал, что интерес является сосредоточенностью на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомится с ним, глубже в него проникнуть, не упустив из поля зрения [6, с.140].
Проблема интереса не меньший смысл приобрела в современных исследованиях, исследующих её с разных точек зрения. В трудах ученны М.Ф. Беляева, А.А. Невского; в работах Ю.К. Бабанского познавательный интерес представляет собой средство обучения.
Наиболее полно теория интереса отражена в книге П.Ф. Каптерева "Дидактические очерки", где имеется глава "Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика". П.Ф. Каптерев трактовал интерес, как стремление к определенной деятельности, связанной с предметом. Первоосновой формирования интересов П.Ф. Каптерев полагал врожденные органические свойства человека, а также цивилизованные воздействия, то есть окружающую среду, целенаправленное воздействие школы, притягательность содержания [28, с.258].
В книге «Дошкольная педагогика» Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова, представляют характеристику интереса тремя важнейшими моментами:
«положительная эмоция по отношению к деятельности» [4, с.143];
«наличие познавательной стороны данной эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания» [4, с.143];
«наличие непосредственного мотива, исходящего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов» [4, с.143].
А.Н. Леонтьев, устанавливая суть интереса, отталкивается из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в ориентированности работына те или иные цели».
С целью объяснения рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают работы Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута важность формирования познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности.
Концепция предварительных условий, требуемых с целью развития у детей интереса к познанию, в наиболее четком виде представлена в труде Н.Г. Морозовой. Автор подчеркивает, что познавательный интерес считается индивидуальным случаем интереса к учебной деятельности, к получению знаний и определяется как эмоционально познавательное отношение к предмету.
Г.И. Щукина в своих исследованиях указывает, что интерес выступает перед нами:
и как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [10, с.98].
Интерес считается личностным образованием, психологическую природу которого составляют умственные, эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания – внутренним пробуждением к деятельности. Отличительными чертами, определяющими интерес, являются:
связь с потребностями человека (а именно с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности);
начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство;
познавательный интерес представляет собой единство объективного и субъективного (значимости познавательной деятельности для субъекта) [7].
М.Ф. Беляев полагал, что интерес – есть одна из психологических активностей, котораяопределяется как общая сознательная устремленность личности к объекту, пронизанная отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и воздействующая на повышение продуктивности деятельности[8].
Интерес считается личностным образованием, психологическую природу которого составляют умственные, эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания – внутренним побуждением к деятельности. Отличительными чертами, которые определяют интерес, являются:
1) связь с желаниями человека (а именно, с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности);
2) начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство;
3) интерес представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на который направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для субъекта);
4) интерес связан с положительным отношением к предмету познания.
Под познавательным интересом, подразумевается «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально познавательную направленность личности» [1]. Г.И. Щукина считала, что интерес выступает, как сильный побудитель активности личности, под воздействием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [10, с.211].
Познавательный интерес – это интерес к усвоению использованного материала, он является главным аргументом познавательных действий ученика. К условиям его возникновения относятся: необходимость хорошего понимания нового материала; умение «чувствовать» связь с известной информацией; умение видеть проблему, в решении которой ученик ощущал бы потребность и систематическая работа, которая является основой знаний[11]. Интерес связан с интеллектуальным напряжением. Условиями формирования устойчивых познавательных теоретических интересов являются: теоретические знания как система обобщенных способов действий; самостоятельное преодоление учебных проблем.
Проблема подготовки детей к школе сложна и актуальна, ее развитие связано с процессом воспитания познавательного интереса детей.
В ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, воспитание познавательных действий, становление сознания.
Таким образом, психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания интереса показывают, что интерес является трудным и не однородным определением. Подтверждением этому является множество его изучений, интерпретаций и определений, а в ходе развития детей дошкольного возраста интерес представляет собой средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как весомый мотив, к умственному и продолжительному развитию познавательной деятельности.
Список использованных источников
Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
Березина, Ю.Ю. Условия формирования познавательного интереса в период пред школьной подготовки [Текст]: материалы научно-практической конференции / Ю.Ю. Березина // Инновационные технологии пред школьного образования, 2008. – С.70 – 71.
Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. пед. наук / Ю.Ю. Березина – Москва, 2014. – 174 с.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2009. – 249 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 512 с.
Избранные педагогические сочинения [Текст] / Писарев Д. И. – М.: Педагогика, 1984. – 365 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в. [Текст]: учеб. Пособие для пед. учеб заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.
Педагогический словарь [Текст] / Под ред. Каирова И.А. – М.: Академия педагогических наук, 2009. – 499 с.
Психология детства. [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2008. – 368 с.
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2007. – 352 с.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт Практической психологии, 2011. – 218 с.