ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ещиганова О.А. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема эмоционального благополучия личности стала насущной не так давно, но уже в эпоху античности ученые говорила о важности эмоций в жизни человека. Начиная со времен античной Греции, философы противопоставляли душу и тело человека. Взгляды философов Сократа и Платона послужили источником многовековой традиции, превозносившей разум над страстями и эмоциями. Сократ утверждал, что только путем познания человек может освободится от дурных влияний, подчинить свои страсти рассудку. Под влиянием философских идей того времени, основное внимание в процессе воспитания в период античности уделялось подчинению эмоций разуму.

Внимание на роль эмоций в жизни человека обращал Аристотель. В своих работах он говорит о том, что эмоции имеют сильное влияние на человеческое состояние и напрямую воздействуют на способность человека к рассуждениям.

Аврелий Августин – философ Средневековья, пришел к выводу, что душа стоит над телом, и, следовательно, забота о душевном состоянии приведет человека к единству внутренних процессов – то есть к эмоциональному благополучию.

Осмыслить данную проблему попытался чешский педагог Я.А. Коменский, который связывал эмоциональное благополучие ребенка с его здоровьем и жизненным тонусом. Но при этом он понимал, что основная роль в создании психологического комфорта для ребенка принадлежит взрослому. Поэтому он рекомендовал педагогам делать маленькие подарки детям или разговаривать с ними ласково [1, с. 15].

Ж.-Ж. Руcco считал, что ребенок должен иметь возможность свободно планировать и осуществлять любую деятельность, добиваясь результата.

Подобного мнения придерживались Д. Локк и И.Г. Песталоцци. Они считали, что сон должен быть строго регламентирован по времени и дошкольники должны осуществлять свою запланированную деятельность в соответствии с этим.

Также И.Г. Песталоцци мечтал о создании такого образовательного учреждения, где ребенок не будет скован в рамки, чувствовать себя незащищенно, а будет царить жизнерадостная атмосфера доверия и детской искренности.

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил о прямой связи эмоционального неблагополучия ребенка с состоянием его здоровья и нервными расстройствами. Он указывал на то, что повторившаяся несколько раз неудача превращается в обычное для ребенка состояние организма и делает его слабонервным [1, с.18].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для развития эмоционального благополучия у детей необходимы разнообразные занятия, а также свободная самостоятельная деятельность самого ребенка, которая будет для него интересной и эмоционально значимой.

Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт утверждает, что если ребенок с малых лет подвергался физическому и психологическому насилию, то у него будет ярко выражено эмоциональное неблагополучие и такие дети не могут быть счастливыми. По мнению ученого, в процессе обучения большое внимание должно уделяться эмоциональной сфере. Он утверждал, что умственный акт, который происходит в голове у ребенка связывается с известным душевным состоянием (удовольствие, страдание), что должно учитываться при построении образовательного процесса [4].

Исследователь пришел к тому, что самым главным в воспитании и обучении детей является признание личности ребенка, что положительным образом влияет на формирование уверенности в себе. Такие дети наиболее способны к обучению, творческой деятельности.

Единомышленником П.Ф. Лесгафга является писатель, педагог Л.Н. Толстой. Он считал, что для успешного обучения «душевные силы» ребенка должны быть на высоком уровне. Педагог был против авторитарного стиля обучения и призывал педагогов и родителей к созданию условий для обеспечения ребенку чувства психологической защищенности. Ребенок должен чувствовать, что взрослые не оставят его в беде и всегда помогут.

Педагоги, которые занимались разработкой теории и практики свободного воспитания детей, в свою очередь затрагивали проблему эмоционального благополучия детей.

К.Н. Вентцель и Ф. Фребель твердо отстаивали позицию против строго регламентированного режима дня в дошкольных учреждениях. По их мнению, такой образ жизни по строгому распорядку дня будет противоречить природе ребенка и будет оказывать негативное влияние на развитие его индивидуальных качеств. Педагоги полагали, что для благоприятного личностного развития детей наилучшим образом подходит свободный режим дня. Данные условия позволяют ребенку работать в своем индивидуальном темпе, который выстраивается в соответствии с его индивидуальными особенностями (темперамент, характер деятельности). Педагоги считали, что через создание данных условий мы можем положительно влиять на эмоциональное благополучие ребенка [1].

Стремления психолого-педагогически обосновать значение эмоционального благополучия в жизни ребенка мы находим в трудах педагогов прошлого (Н.А. Добролюбов, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Н.А. Радищев, Н.Г. Чернышевский).

Н.И. Новиков и Н.А. Радищев ратовали за самостоятельность и интерес ребенка к учению, которые способствуют развитию потребности в знаниях и доставляют ребенку удовольствие и радость.

Работы выдающегося мыслителя Н.Г. Чернышевского пронизаны мыслью о преимуществе домашнего воспитания, которое проявляется не только в эмоционально-личностном отношении домашних учителей к ребенку, к учету его индивидуальных способностей, но также в том, что именно дома созданы наиболее благоприятные условия для регулирования нагрузки и более полной реализации целей и задач обучения.

А.И. Герцен и Н.П. Огарев в своих литературных трудах с критикой относились к старой школе воспитания, которая, как они считают, «убивает» в детях жизнерадостность и всегда жестко подчинена дисциплине.

В.Ф. Одоевский психологическое обоснование эмоционального благополучия связывал с развитием интереса. Он полагал, что любознательность – это основа для процесса обучения, что делает его радостным и увлекательным. Удовлетворенность процессом обучения появляется по мере преодоления ребенком трудностей, которые возникают по мере познания окружающего мира.

Анализ литературы дает нам понять, что педагогов прошлого глубоко волновали вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей. В своих трудах они значительно и всесторонне охватили и изложили основные направления жизнедеятельности ребенка.

Интерес к данной проблеме сохранился и в предреволюционные годы, когда в России разрабатывались планы и проекты школы нового общества. Главное изменение, которое ожидалось – отношение между педагогом и ребенком должно строиться на доверии, уважении участников образовательного процесса, которое объединено общими целями.

П.П. Блонский говорил о новой школе, что в ней уроки – это совместная жизнь педагога с детьми. Он считал, что такая школа должна стать более человечной. Педагог должен быть «живым», открытым для детей, проявлять творческую позицию.

В.А. Сухомлинский призывал учителей к тому, что надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, переживать вместе с ним радость победы и горечь неудачи. По его мнению, жизненный путь ребенка должен быть полон радости и бодрости. Он говорил о том, что радость является источником уверенности ребенка в себе и своих силах [4].

Доверие педагога к ребенку, считает В.А. Сухомлинский, основывается на вере учителя в его познавательные возможности, в его успехи в учении; отсюда исходит понимание смысла уважения: это не столько вежливые формы обращения, сколько постоянное сопереживание, сочувствие педагога ученику в его успехах и неудачах в учебно-познавательной деятельности.

Идеи педагогики В.А. Сухомлинского нашли свое отражение в трудах грузинского педагога Ш.А. Амонашвили. Своей научной деятельностью Ш.А. Амонашвили доказал, что ребенок становится обучаемым и воспитуемым в ходе самого процесса обучения и воспитания. Но педагог уточнил, что обучаемость и воспитываемость: это стремление ребенка к сотрудничеству с педагогом с целью присвоения знаний, моральных норм и личностных качеств, что исключает беспрекословное послушание, то есть авторитарный стиль [2].

Таким образом, анализ литературы убедительно показывает, что вопросы, связанные эмоциональным благополучием детей, волнуют педагогов и ученых всех времен. Прогрессивные педагоги прошлых столетий подметили, что основное влияние на здоровье ребенка и его психическое развитие оказывает психологический комфорт. Ученые и педагоги прошлого утверждали, что разочарование в себе, отчаяние, безнадежность, отрицательный опыт не свойственны ребенку-дошкольнику. Они вызваны неправильным воздействием взрослых, которые неверно организовали педагогический процесс.

Главным условием полноценной педагогической работы с детьми педагоги считали эмоциональную включенность взрослого в деятельность детей. Взрослые должны помогать ребенку справляться с трудностями, радоваться вместе с ним его успехам, поддерживать при неудачах и добиваться положительного результата.

Опираясь на анализ использованной литературы, можно сделать вывод, что для эмоционального благополучия детей педагогу необходимо выполнить ряд требований.

Во-первых, соблюдение баланса регламентированных видов деятельности и свободной самостоятельной деятельности детей. Ребенку необходимо грамотно подобранное сочетание данных видов деятельности. Свободная деятельность будет развивать его целеустремленность самостоятельность, а формы, реализуемые педагогом, будут развивать ребенка полноценно и всесторонне.

Во-вторых, создание благоприятных условий для выражения детьми своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, потребностей, которые затрагивают социальную сферу человеческих взаимоотношений.

В связи с этим важная роль принадлежит свободной самостоятельной деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок может делать то, что именно для него интересно или эмоционально значимо. А задача педагога - воодушевить его, создать необходимые условия и помочь добиться желаемого малышом результата.

Также для обеспечения психологического комфорта ребенка, его эмоционального благополучия среди взрослых и сверстников нужны специальные занятия в художественных сферах детской деятельности, направленные на раскрытие ребенку мира чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний людей.

Одной из основных задач современной психолого-педагогической науки является разработка педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию детей. Для ее решения (на основе анализа литературы) необходимо выявить психолого-педагогические особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных организациях.

Список литературы

Дошкольная педагогика, учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - 256 с.

Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.

Козлова, Т.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов ссузов [Текст] / Т.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2000. – 416 с.

Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой – М. : Педагогика, 1980. – 272 с.

Просмотров работы: 61