Данные медицинской статистики свидетельствуют о том, первое место среди причин смертности современных людей занимают сердечно-сосудистые заболевания, имеющие постоянную тенденцию к «омоложению». В психологической науке описан так называемый «коронарный» тип личности (тип А), у которого эти заболевания встречаются в два раза чаще, чем у других. Данный факт обусловливает высокую актуальность и социальную значимость исследований, проводимых в русле изучения психологических особенностей людей с личностью и поведением коронарного типа [1].
В современном обществе существует целый ряд условий, способствующих развитию личности, нацеленной на конкурентную борьбу в самых разных сферах жизни и деятельности, превосходство над социальным окружением. Одной из общих негативных тенденций развития современного цифрового общества выступает фактическое «культивирование» коронарного типа личности, характеризующегося ненасыщаемой потребностью в достижениях. Безусловно, прежде всего, это связано со смещением вектора ценностей современных людей в сторону материальных благ. Вместе с тем, значительное влияние на данную тенденцию оказывают высочайшие темпы развития научно-технического прогресса и материального производства при одновременной нестабильности социально-экономической ситуации в современном мире, постоянно возрастающей конкурентности социальной среды, высокой мобильности населения, наличии огромного информационного пространства. Жизнь современных молодых людей наполнена многочисленными стрессовыми ситуациями, среди которых важную роль играет ориентация на «планку» жизни, заданную в процессе общения в социальных сетях, с демонстрацией яркой, насыщенной событиями и достижениями жизни, зачастую приводящая к разочарованию в своей настоящей [1].
Известно, что практически все проблемы молодежи берут свое начало в родительской семье. Большинство значимых социально-психологических проблем, к которым относится и так называемое поведение коронарного типа, связано с ситуацией семейного неблагополучия. Семья формирует у ребенка представление об отношениях в обществе и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка с другими людьми. Удовлетворяя потребности человека, семья, в то же время, регулирует его поведение в соответствии с требованиями общества. Таким образом, семья выступает важнейшим посредником во взаимосвязи личности и общества. В развитии у молодого человека поведения коронарного типа большую роль играет стиль семейного воспитания – типичная для родителей (и других членов семьи) система приемов воздействия на ребенка. В каждой семье существует собственные неповторимые условия, способы и методы воспитания, во многом обусловленные этнокультурными особенностями семьи [2].
Понятие «личность типа А» пришло в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит. Поведение, характерное для лиц так называемого «типа А», демонстрирующих предрасположенность к коронарным заболеваниям, определяется комплексом поведенческих и личностных характеристик. Лица «типа А» способны к длительной борьбе за достижение цели. Для них типичны деятельность «на износ» и неумение отдыхать, ощущение постоянной нехватки времени, обычны высокие уровни враждебности и открытой агрессии при общении с другими лицами. На другом конце находятся представители поведенческой модели «типа Б». Они менее напряжены, склонны к сотрудничеству, не столь спонтанны в работе и выглядят более удовлетворенными повседневной жизнью и окружением.
Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. Большинство психологических характеристикв этот период развития становится устойчивыми личностными образованиями, изменение которых в дальнейшем затруднено в ходе психолого-педагогической работы. В связи с этим, проблема изучения различных типов личности по отношению к социальной конкуренции в юношеском возрасте является высоко актуальной и социально значимой.
Этнические различия обусловлены спецификой ментальности этноса, особенностями его образа жизни, национальными традициями и обычаями. Современная различныхсемья представляет социальный институт, осуществляющий этнокультурную миссию и воспроизводство качества этноса. Психологическая различных культура фондов семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, а так же оказывает влияние уровня на данных развитие уровня личности. Результаты теоретического анализа научной литературы в контексте настоящего исследования убедительно демонстрируют тот факт, что в бурятской культуре, включая особенности семейного воспитания, количество факторов формирования личностикоронарного типазначительно меньше, чем в русской.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение типа личности студентов с различной этнической принадлежностью по отношению к социальной конкуренции. Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета. Выборку составили 78 студентов очного отделения психолого-педагогического факультета. Среди них были выделены две группы по этнической принадлежности: первую группу составили русские студентыв количестве 66 человек, а вторую группу – бурятские студенты в количестве 12 человек в возрасте от 17 до 21 лет (средний возраст составлял – 19,6лет). Была обеспечена сопоставимость групп по возрасту, полу, социальным параметрам семьи и образовательным условиям.
В процессе исследования были использованы следующие методы: метод теоретического анализа литературы, метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовалась методика Дж. Дженкинса для определения поведенческих типов по отношению к социальной конкуренции.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что у русских студентов психолого-педагогического факультета преобладает личность «типа А»: она выявлена у 45% студентов. Личность «типа АБ» выявлена у 32%, а личность «типа Б» – у 23% студентов данной группы соответственно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобладающим типом личности по отношению к социальной конкуренции у студентов психолого-педагогического факультета с русской этнической принадлежностью является коронарный тип личности.
По данным эмпирического исследования в группе студентов с бурятской этнической принадлежностью преобладает личность «типа Б» – в 58% случаев. Личность «типа А» выявлена у 16%, а личность «типа АБ» – у 25% студентов данной группы соответственно.Таким образом, можно сделать вывод о том,что преобладающим типом личности у студентов психолого-педагогического факультета с бурятской этнической принадлежностью по отношению к социальной конкуренции является тип личности Б.
Очевидно, что полученные результаты исследования обусловлены целым рядом факторов, но при этом важнейшими из них выступают факторы и условия, связанные с этнокультурными аспектами семейного воспитания. Можно предположить, что в современных условиях развития общества русские и бурятские семьи используют различные механизмы социализации и социальной адаптации. Так, по данным исследователей, большинство русских семей характеризуется детоцентрической позицией и демократическим стилем семейного воспитания, что, в определенной степени, может способствовать формированию коронарного типа личности у ребенка. В бурятских же семьях преобладающим стилем воспитания остается авторитарный, транслирующий неоспоримый авторитет старших, подчинение им, приоритеты семьи, как целого над индивидуальностью отдельных ее членов. Возможно, такие условия воспитания больше способствуют формированию личности «типа Б» у детей.
Полученные результаты эмпирического исследования демонстрируют необходимость превентивной психолого-педагогической работы, направленной на предупреждение распространенности личности коронарного типа средидетей и молодежи в современных русских семьях.
Список литературы
1. Симатова О.Б. Особенности копинг-стратегий старшеклассников с коронарным типом личности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 11-13 февраля 2016, Коломна / под общ.ред.Р.В.Ершовой. – Коломна: Социально-гуманитарный университет, 2016. С. 380-385.
2. Симатова О.Б. Превенция аддиктивного поведения подростков в образовательном пространстве школы: учеб.пособие. – Чита: ЗабГУ, 2018. – 223 с.