ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Харитонова Е.М. 1
1CАФУ им. М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье является неотъемлемым важнейшим компонентом нормальной жизнедеятельности человека. Данный факт признается как мировой наукой, так и национальным законодательством. Как указывает многие ученые, в XXI веке остро встала проблема здоровья, которая, исходя из всех характеристик развития человечества, была приобщена к числу глобальных [1, с. 883]. Безусловно, одних из главных факторов, влияющих на нормальное физическое, психическое и социальное благополучие человека, является образ жизни самого индивида, его стремлении вести здоровый образ жизни.

Если говорить о том, что же все-таки понимается под здоровым образом жизни, то проанализировав мнения ряда ученых, можно говорить о том, что здоровый образ жизни – понятие, образ жизни, объединяющие все сферы жизнедеятельности человека, группы людей, нации, направленный на сохранение и укрепление здоровья, а также на профилактику заболеваемости. Универсальной составляющей такого образа жизни является спорт, физическая культура, которые оказывают огромное влияние на ежедневное поведение человека в обществе.

Как указывают ряд ученых, на данный момент в Российской Федерации, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, рост заболеваемости в некоторых регионах страны растет. Общественная палата РФ в своем докладе основными причинами данной тенденции называет низкое социально-экономическое положение населения России, алкоголизм, наркомания, а также отсутствие научно-обоснованной программы укрепления здоровья и слабой пропаганды здорового образа жизни.

В каждой возрастной категории людей присутствуют различные причины не признания здорового образа жизни, отсутствия навыков и знаний о том, зачем и как соблюдать режим дня, питания, занятия физическими нагрузками. Однако с уверенностью можно сказать, что одной из самых подверженных негативному влиянию, в том числе, алкоголизму, токсикомании, являются студенты. От того, насколько нацеленными и замотивированными на ведение здорового образа жизни будут студенты, зависит здоровье не только настоящего поколения, но и последующих. В большей степени именно от них зависит воспроизводство людей. Помимо этого младшие по возрасту смотрят на студентов как на пример определенного образа жизни.

Студент является особым субъектом общества. Личности студента посвящены множество работ психологов, педагогов, социологов, таких, например, как Н.В.Бордовская, Е.И.Исаева, В.В.Павловский и другие. Ученые, рассматривая данную часть населения, в первую очередь говорят о том, что студент – развивающаяся личность, легко подверженная влиянию своих сверстников и нуждающаяся в особой системе мотивации и поддержки здоровьесбережения. Помимо окончательного созревания организме в физиологическом смысле слова, в данный период жизни человека происходит оформление личности, открытие своего «Я», проявление собственной индивидуальности и формирование индивидуального стиля деятельности и поведения [2, c. 112]. Таким образом, данный период жизни человека является периодом его становления как личности, овладения совокупность социальных ролей.

Нами был проведен опрос среди студентов юридического факультета САФУ им.М.В. Ломоносова (65 человек) относительно ведения здорового образа жизни. Результаты оказались весьма противоречивыми. Так, например, на вопрос о том, занимается ли респондент спортом, 42% ответили, что занимаются регулярно, 48% не занимаются спортом, 10% занимаются, но не систематически. На вопрос о соблюдении режима питания только 39% респондентов указали на то, что они соблюдают одинаковое время приема пищи, правильность потребляемой продукции, 61% опрошенных режим питания не соблюдают. Также был задан вопрос «Соблюдаете ли Вы режим дня?». Из всего числа полученных ответов 84% ответов «нет», 16% - «да». Помимо этого был задан открытый вопрос «Почему вы не ведете здоровый образ жизни?», большинство ответов на который были связаны с темой присутствия частого употребления алкоголя, а также вредной пищи в жизни человека. Студенты указывали на то, что алкоголь либо нездоровая еда является способом выхода из постоянного нахождения в стрессовом состоянии, способом расслабиться от ежедневных проблем.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день среди молодежи действительно присутствует тренд на занятия физической деятельностью, однако даже с учетом его процент опрошенных, занимающихся спортом, недостаточно высок.

Относительно соблюдения режима питания и режима дня результаты оказались не удовлетворительными. Вероятно, для студентов непосредственно само соблюдение всех правил здорового образа жизни или хотя большей части из них уже является стрессовой ситуацией.

Нам представляется, что решение проблемы присутствия вредных привычек в жизни студенты, не соблюдения режима отдыха, питания и иных форм социальной активности можно рассматривать сквозь призму физкультурной деятельности, занятий физической активностью. Исходя из результатов опроса, можно говорить о том, что студентами больше внимания уделяется спорту, чем иным установкам здорового образа жизни.

Как указывают В.П.Букин, А.Н.Егоров, основы организаций физкультурной деятельности требуют нового программного-целевого подхода с целевой установкой на здоровый образ жизни. Авторы указывают, что в данном случае одним из главных факторов, влияющих на мотивационный компонент формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, является образование, а точнее переориентация определенных требований в нем. По их мнению в вузах необходимо назначить дополнительных занятия по физкультуре, которые бы включали также и теоретическую часть, касающуюся физической культуры, этики.

Безусловно, огромную роль в формировании позитивного отношения к спорту играют занятия физической культуры непосредственно в университетах, институтах. Как указывает в своей работе Терентьев Л.А., на формирование и поддержание здорового образа жизни студента в ВУЗе влияют следующие компоненты:

1. Медицинское обеспечение, заключающееся в медицинским осмотрах студентов, диагностике здоровья, медицинском сопровождении и др.

2. Административное обеспечение, то есть разработка программ здоровьесберегающих мероприятий, финансирование, поддержка и пропаганда здорового образа жизни.

3. Учебно-воспитательный процесс, который помимо занятий физической культурой также должен включать в себя культурно-массовые, досуговые, физкультурно-оздоровительные мероприятия [3, c.56].

В процессе физкультурного образования у студента должна формироваться потребность в ведении здорового образа жизни, осознание необходимости соблюдения правильного режима труда и отдыха, соблюдение правил личное гигиены и правильного питания. Выбор форм и способов организации деятельности студента должна способствовать получению знаний по теории и практике формирования собственного индивидуального здорового образа жизни.

В первую очередь следует уделять внимание информационно-разъяснительной работе с использованием наглядного материала как в стенах учебного заведения, так и, например, на сайте ВУЗа или в социальных сетях. Также это могут быть лекции с привлечением специалистов, показом видеороликов или лекции самих студентов старших курсов для студентов младших курсов. Необходимо сформировать мотивацию к двигательной активности, интерес к собственному здоровью, физическому совершенствованию.

Список использованных участников:

Д.С. Каскаева, М.М. Петрова, Л.К. Данилова. Пути формирования здорова образа жизни (на примере студенческой молодежи) // Здоровье населения, качество жизни и социально-гигиенический мониторинг, том 16, №5(2), 2014. С. 1167.

Красноперова Н.А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов // Вестник СВФУ, 2014, том 11. №4.

Красноперова Н.А., Игнатова В.В., Шушерина О.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 180 с.

Просмотров работы: 71