СТРИТБОЛ КАК ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТРИТБОЛ КАК ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Лебедева А.П. 1, Каркавцева И.А. 1, Каркавцев С.В. 2, Блохина Н.В. 3
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
2МБОУ СШ № 36 имени Героя Советского Союза П.В. Усова, Архангельск, Россия
3ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На современном этапе развития общества основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. В общеобразовательных учреждениях физическая культура является базовой областью образования. Данный факт подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест [1, 6].

Выделение вариативного компонента образования обусловлено необходимостью создать основу для творческого самоопределения, самообразования, физического самосовершенствования и самореализации учащихся с учетом личностных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности [5].

Вариативный компонент учебной дисциплины «Физическая культура» разработан как профессионально направленная и личностно ориентированная составляющая образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Содержание вариативного компонента состоит из разделов подготовки по спортивным играм, востребованным у подрастающего поколения, что обусловливает личностно ориентированную направленность физического воспитания.

Структура вариативного компонента программы подчинена решению задач приоритетного развития основных физических качеств и двигательных способностей, приобретения спортивных и прикладных умений и навыков – профессионально значимых для учащихся, что согласно принципу компетентностного подхода, обеспечивает профессиональную направленность физического воспитания.

Актуальность стритбола. Стритбол – это вариант игры в баскетбол, при дословном переводе с английского языка «уличный баскетбол». В народе стритболу дано название «стрит». Стритбол впервые появился в 1950-е годы в США. Что касается России, то стритбол в наше стране начал развиваться в 90-е годы прошлого века, с каждым годом он набирает всё большую популярность, а также, необходимо отметить, неуклонно возрастает количество проводимых турниров и соревнований различного уровня [8].

В наше время уличный баскетбол – это нечто большее, чем просто спортивная игра. Стритбол – это целая молодёжная субкультура, часть хип – хопа [8]. Миллионы подростков, да и не только их, строят свою жизнь вокруг стритбола, посвящая этой игре почти все свободное время. Для них стритбол – это возможность показать себя, отложить на время повседневную рутину будней и окунуться в нескончаемый мир драйва и энергии стритбола. Отныне стритбол не просто игра, стритбол – это жизнь! Сегодня стритбол настолько популярен, что двор любого дома просто немыслим без баскетбольной корзины [2]. В этой связи становится актуальной проблема не только поиска эффективных путей укрепления здоровья и увеличения двигательной активности подрастающего поколения, но и обеспечение материально-технической оснащенности спортивных площадок для того, чтобы все желающие могли заниматься этим интересным видом спорта.

Новизна стритбола. При изучении и освоении данной спортивной игры занимающиеся могут достичь реализации основного принципа физической культуры и спорта – единства обучения и развития. Это единство нужно понимать как взаимосвязь между основными физическими качествами и спортивной техникой баскетболиста [3]. Например, чем выше уровень развития физических качеств, тем больше появляется возможностей для совершенствования техники игры. И наоборот, чем совершеннее техника выполнения приемов, тем лучше реализуются физические качества в данных двигательных действиях.

Современный уровень научных знаний в области физической культуры и спорта не только расширил запас наших представлений о взаимосвязи всех сторон подготовки баскетболистов, но и значительно углубил их. Не возникает сомнения, что техническая вооруженность игроков в последнее время несоизмеримо мощнее и разнообразнее, что с каждым годом совершенствуется и усложняется тактическая стратегия ведения игры. Недаром говорят, что сегодняшний день баскетболиста – это день скорости, техники и рациональной тактики.

Педагогическая целесообразность применения стритбола как учебной дисциплины в образовательном процессе.

Основной целевой установкой применения стритбола в учебно-тренировочном процессе, как и любого вида двигательной деятельности, является содействие всестороннему развитию физических и духовных способностей учащихся, воспитание гармонично развитой личности. Предполагается, что освоение данной спортивной дисциплины поможет естественному развитию организма занимающегося, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных сопутствующих заболеваний.

Значение двигательной активности подрастающего поколения в системе образования переоценить невозможно. Благодаря грамотному, адекватному, физиологически обоснованному построению учебно-тренировочного процесса решаются приоритетные вопросы физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки игроков. Особое место в спортивных играх следует отнести изучению двигательных действий, спортивных умений и навыков, которые помогают совершенствовать не только индивидуальные физические качества и способности занимающихся, но и групповые и командные взаимодействия игроков. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные особенности учащихся, их адаптационные возможности к повышению приспособительных реакций функциональных систем организма подростков.

Методические особенности освоения спортивной дисциплины «стритбол».

Опыт экспериментального применения спортивной игры «стритбол» и включения ее в качестве вариативного компонента программы учебной дисциплины «Физическая культура» осуществлялся в Муниципальной общеобразовательной средней школе № 36 имени Героя Советского Союза П.В. Усова города Архангельска.

Данная дисциплина предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Проведение учебной дисциплины программы предназначено для внеурочной формы дополнительных занятий по физической культуре общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол [4].

Данная спортивная дисциплина рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста 10 – 16 лет.

Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение спортивной игре в течение 4-5 лет.

Стритбол, как учебная дисциплина, включает систематические учебно-тренировочные занятия, проводимые в строгой логической последовательности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

Занятия по стритболу, согласно вариативного раздела программы по физической культуре, рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа или 3 раза в неделю по 1,5 часа в зависимости от контингента занимающихся, их индивидуальных половых, возрастных и морфофункциональных особенностей организма. При этом количество учебных часов в неделю составляет – 4-4,5 часа, а всего за учебный год – 144-162 часа [2, 4].

Отличительные особенности стритбола.

От баскетбола стритбол отличается тем, что может проводиться не только в спортивном зале, но и под открытым небом, размер площадки при этом вдвое меньше баскетбольной, а также в игре используется одно кольцо.

Стритбол – игра маленького коллектива. Количество игроков – по 3 человек в каждой команде, а также по одному в запасе у каждой команды. Каждый игрок должен виртуозно владеть мячом, обладать точным броском, отлично понимать партнеров своей команды. Чтобы добиться всего этого, занимающиеся, прежде всего, должны в совершенстве овладеть базовыми умениями и навыками баскетбола.

Кроме того, есть еще одна отличительная особенность от баскетбола. В стритболе, благодаря тому, что это уличная игра, допускаются тренировки и игры с сопровождением музыки (рэп, хип-хоп) [8]. В классическом баскетболе учебно-тренировочная деятельность происходит без сопровождения музыки.

Основные правила игры в стритбол.

Для всех игровых ситуаций, о которых не говорится в данных правилах, применяются официальные правила баскетбола [7, 8].

Игры проходят на половине баскетбольной площадки. Площадка представляет собой соответствующую часть классической баскетбольной площадки с линией штрафного броска, расположенной на расстоянии 5,80 метра, дугой на расстоянии 6,75 метров и местами для подбора.

Состав команды состоит из 4-х игроков, 3 игрока – на площадке, 1 – запасной (наличие запасного игрока не является обязательным).

Игра длится до 21 очка или до истечения 10 минут.

Время атаки ограничено 12 секундами. Отсчет времени начинается при попадании мяча в руки игрока команды.

Если команда забросила мяч, то право на атаку переходит команде-сопернице. Мяч переходит к другой команде в случае фола и после выполненного штрафного броска.

За мяч, заброшенный из трёхочковой зоны (за дугой), начисляется 2 очка.

За штрафной бросок, а также остальные заброшенные мячи не из трёхочковой зоны, начисляется 1 очко.

Фолы, совершенные внутри дуги – 1 штрафной бросок; фол при выполнении дальнего броска – 2 штрафных броска; фол при ином броске – 1 штрафной бросок.

6-й командный фол наказывается 1 штрафным броском, 7-8-9 фолы – 2 бросками,10-й и последующие фолы – 2 бросками и сохранением владения.

Замены можно производить в любое время игры. Капитан команды обращается с просьбой о замене к судье матча.

Каждая из команд может взять один тайм-аут в тридцать секунд в основное время игры и еще один тайм-аут в дополнительное время.

Нарушения правил [7, 8].

В случае применения силы обе команды дисквалифицируются и выбывают из соревнований. Умышленные нарушения правил наказываются по решению наблюдателя штрафным броском с передачей после него мяча команде, нарушившей правила игры. За каждый результативный штрафной бросок команда получает 1 очко.

Если игрок дважды совершил умышленное нарушение правил в течении одной игры, он дисквалифицируется до её окончания.

Если игрок обороняющейся команды нарушил правило во время броска и сдвинул корзину, атакующей команде засчитывается 1 очко, а мяч предаётся обороняющейся команде.

Стратегия игры в стритбол.

Новейшие разработки тактических схем в баскетболе и стритболе – достояние тренеров и команд. Секретные тактики сначала демонстрируются как элемент неожиданности, а затем закрепляются, и соперник быстро сможет к ней приспособиться. Однако эффективность того или иного нападения (или защиты) не зависит от того, знает соперник эту тактику или нет, а в том, насколько трудно преодолеть такое нападение (или защиту).

Тактика нападения состоит в том, чтобы вывести игрока своей команды на бросок, обыграв в результате индивидуальных или командных действий игроков обороны соперника, и забросить мяч в корзину. Выбор тактики нападения зависит от системы защиты, применяемой командой соперников.

Главное в индивидуальной тактике ‒ правильно выбрать место на площадке, применить удачный способ для передачи мяча, отвлечь соперника или открыться для получения мяча. Играя под кольцом, необходимо действовать так, чтобы соперник был дезориентирован, чтобы перехватить мяч не было сложной задачей.

Если в весе, росте и в целом по телосложению игрок превосходит своего соперника, то важно атаковать массивно и оттеснять к кольцу. Также в таком случае важно держать расстояние с соперником, чтобы он не совершил быстрый отбор и не прошел к кольцу.

Если игрок не превосходит по телосложению своего соперника, то его главным преимуществом является скорость: быстрые рывки и скоростной проход.

Большое внимание следует уделить физической подготовке. Тренировать выносливость, скорость и т.д.

Каждый занимающийся должен знать:

освободиться от соперника и выйти на отличную позицию для атаки нужно резким изменением скорости или изменением направления движения;

принимать мяч необходимо в движении, делая шаг к мячу;

партнерам, один из которых владеет мячом, не следует располагаться близко, т.к. его будет легко обойти одному из защитников;

в защите нужно следить за тем, чтобы соперник был всегда перед тобой. Нельзя пускать его себе за спину, иначе он «уйдет».

В стритболе применяют и баскетбольные стратегии. Например, треугольное нападение – перестроение по треугольнику с передачей мяча [3]. Данная стратегия является одной из самых эффективных в настоящее время, так как игроки постоянно находятся в движении, а также могут использовать различные варианты броска.

Технико-тактическая подготовка: каждый занимающийся должен уметь:

-овладеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;

-сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения, а также разнообразить действия, сочетая различные приемы;

-овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей;

-постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения;

-проявлять творческая инициативу, быстроту сложных реакций, внимательность, ориентировка и сообразительность;

-применять индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами, основные системы командных действий в нападении и защите;

-эффективно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления противника.

Преимущества стритбола как учебной дисциплины.

Благодаря соревновательному характеру игры проявляется высокая эмоциональность игроков, что приводит к выплеску эмоций. Интерес к активной игре, создание благоприятных условий, контроль над эмоциями игроки получают за время приобщения к игре.

В процессе занятий стритболом развиваются такие физические качества, как быстрота бега, выносливость, ловкость, координация движений, пространственная ориентировка, способность выполнять точные движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Развивается быстрота мышления, находчивость, умение решать трудные задачи за минимальное количество времени.

Физическое и психическое здоровье школьников. В процессе игры происходит активизация энергообмена, что положительно сказывается на деятельности основных фунциональных ситем организма занимающихся.

Коллективная работа в команде. Умение взаимодействовать в команде имеют важно значение в умении совместной работы, а также такие личностные качества, как дружба, выдержка, уважение к соперникам, инициативность.

Спортивная этика игроков. Занимающиеся во время проведения соревнований учатся адекватно себя вести в случае возникновения спорных игровых ситуаций.

Заключение.

Стритбол – одна из самых интересных и увлекательных спортивных игр. В стритбол можно играть как на улицах (открытых площадках), так и в спортивных помещениях.

Школьники любого возраста охотно играют в стритбол, участвуют в соревнованиях и турнирах. Систематические занятий стритболом позволяют подросткам полноценно развиваться как физически, так и психически.

Почему же эта игра так популярна? Уличный (или дворовый) спорт обеспечивает массовость. Если спорт, и стритбол, в частности, будут поддерживать, создавать новые секции, строить больше спортивных площадок (как мы указали выше, площадка для стритбола представляет собой несложную конструкцию), то школьники с радостью будут вести активный и здоровый образ жизни. К сожалению, в нашем регионе количество площадок для баскетбола и стритбола не увеличивается, а иногда и уменьшается. А благодаря строительству таких площадок решилась бы проблема занятости молодежи в области физической культуры и спорта.

Что касается, применения стритбола как вариативного компонента программы учебной дисциплины «Физическая культура» является необходимой для изучения в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено актуальностью, новизной и педагогической целесообразностью изучения и применения данной спортивной дисциплины. Интеграция указанных направлений образовательного процесса подрастающего поколения будет способствовать, прежде всего, укреплению здоровья занимающихся, развитию и совершенствованию их физических качеств и двигательных способностей, приобретению базовых спортивных умений и необходимых двигательных навыков, а также формированию всесторонней гармонично развитой личности в целом.

Принципиально отличительной особенностью вариативного компонента программы по физической культуре является сочетание традиционных и инновационных подходов реализации учебной программы, а также непрерывное и поэтапное совершенствование физкультурного образовательного процесса учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация спортивной дисциплины «Стритбол» будет способствовать повышению приспособительных функциональных перестроек организма занимающихся, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом. Данный факт, на наш взгляд, несомненно, окажет положительное влияние на значительный рост числа подростков и молодежи, стремящихся вести здоровый образ жизни.

Список литературы:

Андрионов М.В. Спортивная специализация как современный подход к совершенствованию физкультурного образования школьников // Теория и практика физической культуры. - 2014 февраль. №2 С. 9.

Дивлет – Кильдеева И.Г. Программа дополнительного образования по физической культуре для детей среднего школьного возраста «СТРИТБОЛ»

Ишухин В.Ф. Баскетбол. Стритбол : учеб.-метод. пособие; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. ‒ 116 с.

Лях В.И, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2012 г.

Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом // Теория и практика физической культуры. - 2014 май. №5. С.13-15.

Скаржинская Е.Н. Спортивная педагогика в информационном обществе // Теория и практика физической культуры. - 2013 июнь. №6. С. 51-54.

Официальные правила игры ФИБА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://streetbasket.ru/association/dokumentyi/oficzialnyie-pravila-igryi-fiba-3x3. (дата обращения: 15.12.18).

FIBA COM: Международная федерация баскетбола [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www. fiba.com (дата обращения: 15.12.2018).

Просмотров работы: 285