Финансовая система и финансовая политика национального государства - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Финансовая система и финансовая политика национального государства

Ульянов А.М. 1
1Орловский филиал Фин университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Финансовая система на сегодняшний день является объектом разного рода дискуссий и обсуждений, что говорит об особой актуальности и значимости темы, рассматриваемой в данной работе. В обществе, развивающемся в условиях рыночной экономики, перед финансовой системой стоит ряд острых проблем, которые требуют решения. Это недостаточные темпы развития экономики, что приводит к экономическому отставанию одних стран от других; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках и неспособность следовать тенденциям его развития; излишняя социальная напряженность, в связи с неспособностью удовлетворить потребности обычных потребителей, что, безусловно, негативно сказывается и на производственном процессе, а также некоторые другие.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционирования рыночной экономики, а также ключевым условием  роста и стабильности экономики в целом. 

Целью данного реферата является изучение финансовой системы, ее состава и структуры, определение функций финансов в национальном хозяйстве. Кроме того, будет рассмотрено финансовое развитие современной России, как государства с рыночной экономикой, выявлены его особенности и проблематика.

При написании данной работы были использованы: статьи из научной библиотеки e-library, учебники и учебные пособия, другие источники из сети Интернет.

Состав финансовой системы и ее структура

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Централизованные финансы — это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Финансы домохозяйств — это личные финансы, т.е. финансовые взаимоотношения между физическими лицами. Институты финансовой системы — это финансовые учреждения, входящие в финансовую систему страны и осуществляющие операции с финансовыми ресурсами, регулирующие финансовые связи и отношения. К ним относятся финансовые фонды, банки, страховые компании, государственные финансовые учреждения. Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в ней финансовых взаимосвязей. Так, из финансов предприятий, которые функционируют на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных, кооперативных, акционерных, частных и других предприятий. В сфере страховых отношений каждое из звеньев представляет собой отдельную отрасль страхования, которая в свою очередь подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный). В любом государстве финансы составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. К основным направлениям государственного регулирования посредством финансов относятся: налоговая система; ценообразование; внешнеэкономическая деятельность; денежное обращение; кредитование; формы платежей и расчетов; организация обращения ценных бумаг; бюджетное финансирование; состав и компетенция органов государственного регулирования; государственные гарантии; лицензирование и т.п. Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков. Как правило, составляющими финансовой системы являются три ключевых элемента: 1. Функциональное назначение — суть которого заключается в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование представляет собой способ защиты личных имущественных и неимущественных интересов граждан от неблагоприятных последствий. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения воспроизводственного процесса, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками. 2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов. 3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Этим обусловливается единая финансовая политика, которую проводит государство через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.[1]

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис. 1. Все эти финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Финансовая система обладает рядом функций: распределительная функция — обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов хозяйственного назначения; стимулирующая функция проявляется в маневрировании налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем; фискальная функция — связана с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

Трактовка финансовой системы в западной и российской теории

Трактовка концептуальных основ финансовой системы в западной и российской теориях столь же противоречива, как и содержание категории «финансы». Причинами этого являются методологические воззрения этих школ и их подходы к содержанию финансов. Вместе с тем эти расхождения можно объяснять и позициями по структуре финансовой системы, объясняемыми национальными особенностями ее становления и развития. Это закономерно, поскольку каждая страна создает собственную структуру финансовой системы (структура финансовой системы Евросоюза значительно отличается от американской и российской). Однако общий содержательный контекст финансовой системы в западной трактовке мало отличается от страны к стране, поскольку включает совокупность финансовых рынков и обслуживающих их институтов, созданных с целью эффективного функционирования субъектов хозяйствования, государства и домохозяйств. В современных условиях необходимо в некоторой степени корректировать структуризацию финансовой системы, поскольку существующая в российской науке парадигма ее структуры в значительной степени отстает от практического состояния системы и затрудняет интерпретацию природы финансовых кризисов и проблем развития финансовой системы. Следует учитывать, что Россия входит в мировую финансовую систему как государство рыночного типа, и подход к содержанию финансовой системы и ее архитектуре необходимо в какой-то мере выстраивать с учетом развития европейской и американской моделей и достижений фундаментальной экономической науки. Это касается позиций, определяющих общие подходы к финансовой системе и ее архитектуре, а также роли финансовой системы в национальной и глобальной экономике. Принципиальные различия в концепциях финансовой системы между российской и западной школами, как мы выяснили, состоят в противоречивости трактовки содержательного потенциала финансов. Именно концептуальные основы содержательного потенциала финансов необходимы для понимания принципов функционирования финансовой системы, ее содержания и направлений развития.

По мнению представителей российской школы, многообразие финансовых отношений, порожденное различными потребностями субъектов хозяйствования, субъектов власти и домохозяйств, составляет экономическое содержание финансов как науки. Эти отношения разительно отличаются друг от друга, но имеют и общие признаки, позволяющие объединять их в отдельные обособленные и достаточно самостоятельные звенья. «Группировку финансовых отношений можно осуществлять по-разному, но научно обоснованной признается та, которая строится в соответствии с определенными объективными критериям. Именно роль субъектов в общественном производстве, предопределяя соответствующую организацию их финансов, выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений». Поэтому В.М. Родионова выделяет в системе финансовых отношений две сферы, определяющие структуру финансовой системы Российской Федерации, — «финансы экономических субъектов и финансы субъектов власти». Внутри каждой сферы автором выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений в этом структурном образовании осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который выступает как второй критерий классификации финансовых отношений, определяющий структуру финансовой системы. Третьим критерием являются правовые формы организации деятельности соответствующих субъектов. Названные критерии позволяют в структуре финансовой системы выделять отдельные сферы (первый критерий), звенья (второй) и подзвенья (третий критерий). Таким образом, финансовая система, по мнению В.М. Родионовой, имеет следующий вид (рис. 2.). Большинство представителей российской школы финансов придерживаются данной позиции, лишь некоторым образом модифицируя ее. Дискуссия в российской школе ведется на уровне сфер, звеньев и подзвеньев финансовой системы. Прежде всего в финансовой системе страны выделяется несколько сфер. При этом в разных источниках количество выделяемых сфер варьируется от двух до четырех.

Рис.2 Сферы и звенья финансовой системы России

Фундаментальная особенность западной школы при создании концепции финансовой системы состоит в том, что собственно финансовая система рассматривается с позиций непосредственного принятия решений (распределения и перераспределения финансовых ресурсов) и связана в основном с движением финансовых потоков между субъектами рынка. При этом финансовые решения вырабатываются с учетом общего состояния финансовой системы, которая одновременно может способствовать и затруднять действия ее участников (фирмы, государство, домашние хозяйства).

Таким образом, именно финансовая система обладает рядом ведущих функций, которые позволяют реализовать потенциал финансов как способа распределения денежных средств между субъектами рынка, и представляет собой встроенный механизм их финансирования, т.е. финансового обеспечения их деятельности. Западная школа рассматривает финансовую систему вне приоритетности субъектного подхода, в ее концепции система существует для того, чтобы реализовать интересы субъектов рынка и обеспечить движение денежных потоков между ними. Взаимосвязь между субъектами рынка и финансовой системой демонстрирует широко представленная в западных учебниках схема движения финансовых потоков, способствующая реализации распределительной функции финансовой системы (рис. 3). Субъекты рынка в этой схеме агрегированы (субъекты с дефицитом и субъекты с профицитом денежных средств), с одной стороны, а с другой — динамичны, поскольку предусматривается свободное перемещение субъектов из одной группы в другую. Это способствует реальному отражению рыночной ситуации, поскольку субъекты с профицитом могут в определенный период трансформироваться в субъекты с дефицитом денежных средств, и наоборот.

Рис.3 Движение финансовых потоков в рамках финансовой системы

Тем не менее чаще всего субъекты с профицитом — домашние хозяйства, а субъекты с дефицитом — фирмы и государство, что закономерно для обеспечения ликвидности национальной экономики. В этих условиях повышается значение функционала финансовой системы, способствующего трансформации сбережений в инвестиции. Эта схема позволяет концентрировать внимание на структурных элементах финансовой системы и их целевой установке одновременно (удовлетворение потребностей субъектов рынка). При этом, как отмечено выше, все субъекты рынка логически объединены в две группы, которые и обслуживает финансовая система через собственный функциональный аппарат, что обусловливает необходимость исследования функций финансовой системы. Таким образом, данная схема иллюстрирует правомочность определения термина «финансы» как процесса распределения денежных средств во времени и в условиях риска. Элементами риска являются рыночные составляющие финансовой системы — собственно финансовые рынки и финансовые посредники (институты), действующие и инновационные финансовые инструменты.

Следует отметить, что в западной теории особое место отводится исследованию собственно финансовой системы, а не категории «финансы». При этом «финансовая система (financial system) — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании), и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений. Одним из важнейших вопросов финансов является изучение закономерностей эволюции финансовой системы» . Далее в этой работе представлена более обобщенная характеристика финансовой системы: «Финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домашние хозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения».[2]

Функции финансов

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая). 
Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно

Распределительная функция. Она наиболее наглядно проявляется при распределении НД, когда создаются основные (первичные) доходы.
Основные (первичные) доходы формируются среди участников материального производства и делятся на 2 группы: 
I группа: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров и крестьян, занятых в материальном производстве; 

II группа: доходы предприятий сферы материального производства. 
Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД. 
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными регионами страны, формами собственности, классами, социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода – развитие производительных сил, рыночной структуры экономики, укрепление государства, повышение уровня жизни населения. 
Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования. 
Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь. 
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной - это, прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота. 
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций. 
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов: Министерства финансов. 
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако, на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо. 
В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Финансовое развитие современной России

Одной из причин неравномерно развития экономики нашей страны многие эксперты считают несовершенство российского законодательства, которое не может гарантировать безопасности инвестиций в различные отрасли экономики. Многие западные инвесторы отказываются от существенных вложений в экономику нашей страны из-за неуверенности в возможности возврата инвестиций, а также из-за обилия различных бюрократических преград.

М.В. Васильева выделяет следующие проблемы развития финансового рынка России:

-        финансовый рынок во многом зависит от иностранных инвесторов и совершенных ими финансовых операций;

-        неэффективная система государственной регулировки финансовых рынков, негативно сказывается на развитии рынка; -        с каждым годом растет конкуренция иностранных банков с отечественными банками, вследствие чего тормозиться развития финансового рынка;

-        проводиться неэффективная валютная политика, бесконечно наращиваются валютные резервы;

-        сравнительно небольшой объем, и непропорциональность наблюдается в развитии валютного рынка;

-        во многом отечественные банковские организации отстают от иностранных банков; -        зарубежные компании имеют возможность не выполнять своих обязательств перед российскими компаниями, в связи с устаревшей законодательной базой.

Рассмотрим положение дел в финансовой системе России на 2018 год более подробно.[5]

Банк России представляет Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов (далее – Основные направления). Документ содержит описание целей и принципов деятельности по развитию, анализ текущего состояния рынка и открывающихся перспектив, а также конкретные меры по развитию рынка, над достижением которых будет вестись работа в ближайшие три года. Разработка Основных направлений один раз в три года предусмотрена Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основные направления разрабатываются и  реализуются Банком России во  взаимодействии с  Правительством Российской Федерации. Публикуя Основные направления, Банк России следует принципам предсказуемости, понятности и информационной прозрачности деятельности регулятора. Сообщая рынку о своих планах, Банк России подтверждает свою готовность работать со всеми заинтересованными сторонами и рассчитывает объединить усилия для реализации инициатив. За период действия Основных направлений на период 2016–2018 годов удалось многого достичь.

Банк России активно вел очистку рынка от недобросовестных и финансово несостоятельных игроков, доработал механизмы контролируемого вывода проблемных компаний с финансового рынка, повысил требования к корпоративному управлению участников, ввел систему поведенческого надзора, перешел на электронное взаимодействие с поднадзорными, существенно повысил устойчивость ключевой инфраструктуры, заложил фундамент для широкого применения финансовых технологий при предоставлении финансовых услуг, ввел элементы пропорционального регулирования для банков, активно способствовал развитию интеграционных процессов, в частности созданию единого финансового рынка ЕАЭС. Банк России опубликует подробный отчет, посвященный анализу успешности реализации стратегии прошлого периода, в рамках Годового отчета Банка России за 2018 год. В период действия предыдущих Основных направлений был разработан ряд профильных стратегий Банка России, затрагивающих отдельные аспекты развития. В настоящее время в отношении финансового рынка действует ряд стратегий Правительства Российской Федерации, принятых в течение последних 10 лет

При написании Основных направлений учитывались главные идеи данных стратегий с учетом преобразований внутренней и внешней среды, произошедших с момента их утверждения. При разработке данного документа особое внимание уделялось обеспечению преемственности с Основными направлениями на период 2016–2018 годов. Банк России сохранил приоритетные цели развития финансового рынка из прошлого документа:

1) повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка;

2) содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков;

3) создание условий для роста финансовой индустрии.

Банк России сократил количество направлений до четырех, одновременно расширив их охват и придав им ценностный характер:

• формирование доверительной среды;

• развитие конкуренции на финансовом рынке;

• поддержание финансовой стабильности;

• обеспечение доступности финансовых услуг.

Представленные направления фактически являются стратегическими ориентирами, уточняющими, каким образом Банк России достигает вышеуказанных целей развития финансового рынка. Их действие выходит за рамки 2021 года. Они являются той призмой, через которую Банк России оценивает целесообразность инициатив по развитию при соблюдении общего принципа минимизации вмешательства в работу рыночных сил, за исключением случаев защиты участников от системных проблем, с которыми рынок не способен справиться самостоятельно. Банк России координирует деятельность по развитию финансового рынка с другими направлениями своей деятельности.

Уровень развития финансового сектора определяется фундаментальными характеристиками социально-экономического развития страны, важнейшие из  которых: структура (тип) ее экономики, диверсификация деятельности экономических агентов, показатели благосостояния населения, общий уровень развития государственных и  правовых институтов, степень интеграции в глобальные рынки. Согласно опубликованному на  сайте Банка России исследованию1 , модель российского финансового сектора не является уникальной и может рассматриваться в контексте кластерного анализа стран, близких к России по интегральным оценкам аспектов финансового развития.

На рисунке 4 представлен план развития финансового рынка в 2019-2021.гг.

Рис.4 План развития финансового рынка в 2019-2021.гг.

Заключение.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система каждого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Текущее финансовое положение России, безусловно, оставляет желать лучшего. Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария финансового положения страны, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Купцов М.М. Финансы: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 188 с. — (Высшее образование).

2.Финансы: Учеб. пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с. — (Высшее образование).

3.Финансы рыночного хозяйства / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Экономическая литература, 2002. С. 88.

4.Боди З., Мертон Р. Финансы: Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2004. С. 63.

5.Васильева, М. В. Стратегические направления и ориентиры развития финансового рынка России / М. В. Васильева, А. Р. Урбанович// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2013. — № 2. — С. 35–39 3. 4
6.Функции и эволюция финансов.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Funkcii-finansov.php (дата обращения: 13.12.2018)

7.Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 г. Положение Центрального Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44185/onfr_2019-21(project).pdf (дата обращения: 13.12.2018)

Просмотров работы: 368