Высоко развитое предпринимательство - необходимая составляющая рыночной экономики страны. Оно способствует естественному уровню конкуренции и социальной стабильности в обществе. Предпринимательство определяет уровень валового национального производства, а также темпы экономического роста государства.
Местное самоуправление является одной из особенностей конституционного строя РФ и является гарантом демократии в стране, а также способствует повышению значимости народного мнения в государстве. Местное самоуправление способствует установлению социально-экономического и политического курса страны.
Местное самоуправление является важным инструментом, как для гражданского общества, так и в целом для экономики. Малые и средние предприятия осуществляют свою деятельность на территории муниципальных образований. Поэтому разрешением проблем, возникающих у данных предприятий, занимаются данные органы. Если же органы местного самоуправления не будут регулировать деятельность организаций малого и среднего бизнеса, произойдет сбой в системе субъектов экономики.
Исходя из Федерального закона Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, можно рассмотреть тенденции к развитию малого бизнеса, а также его поддержку органами местного самоуправления и федеральными органами в целом.
Изучая данные Росстата, стоит отметить, в России на 2016 год зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, что способствует увеличению числа занятых граждан и увеличению объемов производства.
Ввиду того, что определенные санкции сильно отразились на состоянии экономики страны, сейчас особенно важным условием для развития малого и среднего предпринимательства является субсидирование. Так же эта мера способствует стабилизации экономического положения страны. В наши дни этому виду деятельности выделяется особое место. Согласно принятой стратегии инновационного развития, приоритетным направлением экономической деятельности в период до 2030 года стало развитие малого и среднего бизнеса. Из данного тезиса можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство должно поддерживаться на всех уровнях: и на федеральном, и на региональном.
В нашей стране поддержка предприятий происходит на различных уровнях, в том числе на информационном и контрольном. Органами местного самоуправления осуществляется подготовка кадров, повышение квалификации уже существующего рабочего сектора. Реализация компетенций государственных органов происходит в самых разносторонних сферах. Это происходит и в экономической сфере, потому что именно там особенно сильно влияние властных структур, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. Именно это положение утверждается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2030 года, а также в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2030 года».
Местное самоуправление-важнейший инструмент экономической политики государства. Однако, оно играет важнейшую роль не только для экономики на федеральном уровне, но и для гражданского общества. Предприятия малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность на территории отдельных образований. Именно поэтому участие органов местного самоуправления в устранении проблем является приоритетным для экономических субъектов. Стоит отметить, что для стабильного развития экономики, а также ускорения темпов роста необходимо целостное функционирование всех сегментов экономики.
В России поддержка данного уровня предприятий происходит в различных сферах: информационной, контрольной. Органы местного самоуправления занимаются подготовкой кадров, а также повышением квалификации работников. Государство всячески способствует развитию предпринимательства. К примеру, с принятием Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственные и муниципальные органы сделали шаг к улучшению состояния российского предпринимательства.0
Малое и среднее предпринимательство является ключевым драйвером
развития новой экономики, в центре которой находятся стартапы и динамичноразвивающиеся малые технологические компании. Барьерами на пути становления вРоссии среды, комфортной для развития малого и среднего бизнеса являются:отсутствие положительного образа предпринимателя; низкая активностьвовлечения людей в предпринимательскую деятельность. На решение указанныхпроблем направлена реализация национального проекта.Проект предусматривает увеличение численности занятых в сфере малого исреднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей,до 25 млн. человек.Решение задач, на достижение которых направлен национальныйпроект, осуществляется путем реализации следующих мероприятий: улучшениеусловий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговойотчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственнойи сбытовой деятельности субъектов МСП; совершенствование системы закупок,осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП; упрощение доступак льготному финансированию; создание системы акселерации субъектов малого исреднего предпринимательства; модернизация системы поддержки экспортеров,являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства; созданиесистемы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации; обеспечениеблагоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданамипосредством создания нового режима налогообложения.
При этом за счет уточнения подходов к бюджетной классификации обеспечено обособление бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов: для каждого национального проекта введено уникальное буквенное обозначение, которое присутствует в коде соответствующих федеральных проектов как структурных элементов государственных программ. Тем самым гарантируется полная прозрачность и возможность контроля использования бюджетных средств на реализацию национальных проектов.
Таблица 1 -Параметры финансового обеспечения национальных проектов (проект федерального бюджета на 2019 – 2021 годы)
млрд. рублей
Наименование |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2019-2024 |
ВСЕГО |
1 685,5 |
1 862,7 |
2 084,8 |
2 512,5 |
2 452,8 |
2 341,3 |
13 032,0 |
Образование |
103,2 |
117,6 |
127,7 |
116,6 |
116,1 |
120,4 |
701,4 |
Наука |
35,2 |
41,4 |
53,5 |
80,4 |
97,9 |
91,4 |
399,7 |
Цифровая экономика Российской Федерации |
107,9 |
128,7 |
177,9 |
258,3 |
217,0 |
218,9 |
1 108,7 |
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
57,3 |
32,5 |
46,8 |
94,9 |
91,4 |
72,6 |
395,4 |
Хотелось бы выделить меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек:
Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа («старт за ноль») в целях сокращения затрат организаций и физических лиц, связанных с открытием бизнеса, а также стимулирования использования электронных сервисов.
В целях повышения эффективности государственных расходов предполагается дальнейшее развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством:
обеспечение функционирования операторов электронных площадок при осуществлении закупок в электронной форме для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок в электронной форме, осуществляемых отдельными видами юридических лиц среди субъектов малого предпринимательства;
Создаются необходимые условия, повышение уровня квалификации рабочих. Стоит отметить, что государственная политика делает акцент на повышение уровня эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Это выражается в ряде изменений:0
1)введены специальные режимы налогообложения;
2)систематизирование бухгалтерской системы;
3)гарантированность прав и защита интересов субъектов малого и среднего бизнеса.
Широко используются программы поддержки развития данных видов предпринимательства, благодаря которым выделяются денежные субсидии; появляется возможность стажировок, а также определенные льготы и гранты за использование инноваций.0
Таблица 2 - показатели динамики развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области0
Наименование видов экономической деятельности |
Количество предприятий, единиц |
Средняя численность работников списочного состава, человек |
Оборот предприятий (без НДС, акцизов и т.п.), млн. руб. |
Отгружено товаров собственного производства, млн.руб. |
Инвестиции в основной капитал ,млн.руб. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
62 |
2 257 |
5 341,7 |
4 903,4 |
380,3 |
Обрабатывающие производства |
220 |
8 395 |
13 315,3 |
12 571,8 |
133,5 |
Строительство |
133 |
2 912 |
4 422,2 |
4 019,3 |
537,0 |
Транспорт и связь |
36 |
1 278 |
1 867,5 |
1 419,0 |
14,7 |
Финансовая деятельность |
7 |
223 |
13,7 |
13,7 |
- |
Операции с недвижимым имуществом |
172 |
4 009 |
4 382,1 |
4 334,2 |
126,0 |
Здравоохранение и соц. услуги |
18 |
211 |
346,8 |
346,6 |
- |
Участие органов местного самоуправления является неотъемлемой часть эффективного функционирования бизнеса, в том числе малого и среднего. В свою очередь, сегмент данного вида предпринимательства способствует повышению темпов роста и экономической стабилизации внутри государства.
Список литературы:
1.РОССТАТ [Электронный ресурс].-режим доступа: http://www.gks.ru/#dan/ [дата обращения 08.06.2017]
2.ОрелСтат [Электронный ресурс].-режим доступа:http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/ [дата обращения 08.06.2017]
6.Лазутина, А.Ю. Инновационный подход к региональному управлению в социально-экономических системах/ ЛазутинаА.Ю.,Трошина Т.В.//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствовования.-2016.-№3(13).-С.150-156
7.Ануфрикова, Я.В. Выявление современных проблем, связанных с ведением инновационной деятельности в сфере экономической безопасности РФ и предложение возможных путей их решения/ Ануфрикова Я.В., Кузьмина Т.А.//Экономика и социум.-2017.№1-2(32).С.968-974.
0Лазутина А.Ю.Инновационный подход к региональному управлению в социально-экономических системах/ ЛазутинаА.Ю.,Трошина Т.В.//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствовования.-2016.-№3(13).-С.150-156
0Ануфрикова, Я.В Выявление современных проблем, связанных с ведением инновационной деятельности в сфере экономической безопасности РФ и предложение возможных путей их решения/ Ануфрикова Я.В, Кузьмина Т.А.//Экономика и социум.-2017.№1-2(32).С.968-974.
02ОрелСтат [Электронный ресурс].-режим доступа:http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/ [дата обращения 08.06.2017]