ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ

Шипилова Е.Ю. 1, Липский Е.Б. 2
1САФУ
2Санкт-Петербургский государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Множество прикладных разработок и фундаментальных теоретических прорывов в СССР было совершено если не советскими учёными, то при их внушительном вкладе. При этом очень веским фактором формирования мировоззрения советских людей (а в частности - учёных) являлась религиозная обстановка в стране и обществе. Возможно, именно в этом вопросе кроется загадка глубины мысли и уникальности взглядов советских ученых и именно религия сыграла определяющую роль в формировании их характера и взглядов. Попытке раскрытия и осмысления этого вопроса посвящена данная работа.

Для трактовки мировоззрения ученых с точки зрения религии кратко ознакомимся с историей религии в СССР, существовавшими на тот момент конфессиями и сложившимися социальными явлениями как в целом, так и в профессиональной сфере в частности. Так же обратимся к биографиям ученых и на основании изложенного сделаем вывод относительно поставленного выше вопроса.

С приходом к власти большевиков стала намечаться тенденция к низложению Русской православной церкви (РПЦ), поскольку это была главенствующая религиозно-историческая организация, имевшая немалую силу в традиционном обществе. Однако, в целом политика была направлена на искоренение вообще всякой религии как несовместимой с марксистско-ленинской идеологией. РПЦ подвергалась гонению во многом и из-за того, что в глазах большевиков она была "рудиментом" царского и императорского правления; глубоко засевшим в умах "атавизмом" русского человека. Очевидно, что РПЦ имела авторитет, а политика большевиков, как известно, была направлена на утверждение собственного единоличного авторитета взамен сохранявшегося на тот момент авторитета церкви и царской власти.

27 октября (по ст. ст.) 1917 года II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов был принят Декрет о земле, согласно которому, принадлежавшие Церкви земли, среди прочих, переходили «в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».

Изданная 2 ноября 1917 года Советом народных комиссаров «Декларация прав народов России» провозглашала, среди прочего, «отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений», однако de facto официальная власть не скрывала свою задачу - "способствование отмирания религиозных предрассудков".

Помимо всего прочего, 16 декабря 1917 года был издан декрет "О расторжении брака", в тексте которого брак объявлялся частным делом, а соблюдение или несоблюдения религиозных обрядов не имело юридической и какой-либо вообще решающей силы.

23 января 1918 года был издан декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Таким образом Церковь (в основном - Русская Православная, как доминирующая) была лишена какой-либо юридической силы.

В 1918-1920-хх годах прошла кампания вскрытия мощей святых Русской Церкви. Кампания имела своей целью попытку разоблачения данного культа. Вскрытия сопровождались фото- и киносъёмкой, материалы которой затем использовались в агитационных целях.

Помимо прочего проводилась активная агитация против церкви и религии: в газетах рисовались карикатуры, массово выпускалась специальная литература.

Интересно отметить, что антирелигиозная кампания первых лет не увенчалась особенным успехом: в 1920-1922 годах наблюдались религиозно-позитивные настроения, особенно в городах. Данный говорит о том, что большевики взялись за сложную задачу.

В период с 1923 до 1929 года политика государства претерпела некоторое смягчение, в особенности в отношении мусульманских и иудейских организаций. 16 августа 1923 года, опираясь на решения Хll съезда РКП(б), генеральный секретарь ЦК партии И. В. Сталин издал циркулярное письмо с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера.

В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам — момент его постройки.

Сооружения, построенные:

до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;

в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;

в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;

после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.

Руководствуясь этим критерием был легализован массовый снос храмов: по статистике с 1917 до 1991 года количество храмов на территории СССР сократилось более, чем в 10 раз (с 79 000 до 7 500).

В начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию, что также вошло в историю как "Безбожная пятилетка".

В 1930—1931 года вышел ряд секретных циркулярных писем и постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, о трудоустройстве лиц, снявших с себя сан. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы СССР. Этот шаг ещё активнее показывает, что Советская власть стремилась изменять сознание людей.

В ходе войны 1941—1945 годов политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране под жёстким государственным контролем. Очевидно, это было сделано для поддержания боевого духа в трудной ситуации. Правительство не решилось "добивать" религию в ходе войны.

Со второй половины 1948 года снова началось определённое ужесточение антирелигиозной политики. Хрущев активно поддерживал антирелигиозную пропаганду в фильмах и мультфильмах, что нашло отражение в советском кино тех лет. Так же в послевоенное время получает активное развитие издания научной литературы, целью которой было обличение церкви на основании исторических документов.

В 1964 г. был создан Институт научного атеизма.

Новые Уголовные Кодексы от 1961 года и Указы Президиума ВС РСФСР от 18 марта 1966 года «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», «О внесении дополнений в статью 142 УК РСФСР», «О применении статьи 142 УК РСФСР», устанавливали три вида ответственности за нарушение религиозного законодательства: дисциплинарную, административную и уголовную; уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации и другие нарушения ими законодательства о культах наказывались административным штрафом (до 50 руб.), уголовная ответственность (до 3-х лет лишения свободы) предусматривалась за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, принудительное взимание сборов, изготовление и массовое распространение обращений, писем, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах.

Вплоть до перестройки настроения власти к церкви и религии не менялись.

А теперь, поняв, какая история была у религии в СССР, попробуем разобраться, какое влияние эти процессы оказали на советскую науку и на отдельных советских ученых.

Факт существования общей архицели и сверхзадачи закладывал в менталитете нации мысль о единстве, патриотизме и преданности государству, которое с помощью грамотной пропаганды всецело отождествляло себя с «Родиной»

Советская власть рьяно отстаивала монополию идеологии. В ход шли все средства, вплоть до физической расправы. Нередки были случаи, когда противившегося системе человека ночью из собственного дома забирали исполнительные органы власти, и его больше никто не видел. Также имела место практика лишения свободы неугодных по статьям "Измена государству" и подобных, формулировка которых была довольно туманной и оставляла место для решения подобных инцидентов в пользу НКВД, а потом и КГБ

Одним словом, идеология Советского Союза прочно прижилась в сознании людей. Относительно одних успех внедрения обуславливался обретением смысла жизни, относительно других результативностью действий большевиков в отдельных сферах, а для кого-то главным фактором являлся страх за свою жизнь, однако, суть одна: идеология жила и развивалась так, как должна была жить и развиваться идеология.

Несомненно, ученые - люди особенные. Их уровень мышления и угол мировоззрения значительно отличаются от мышления и взглядов среднестатистического человека. Учёные - люди интеллекта, их работа завязана на мышлении и познании. В силу профессии учёные обладают широким кругозором, дальновидностью и систематическим мышлением. Очевидно, что большое число учёных понимало многие истинные причины действий большевиков, а также видело наперёд последствия тих действий. Однако ученые - тоже люди, боящиеся смерти и имеющие жизненные потребности. По этой причине даже с пониманием ситуации приходилось формально соглашаться с официальной идеологией, чтобы спокойно жить и работать в Советском Союзе.

Ни для кого не секрет, что в СССР осуществлялся идеологический контроль в том числе и в науке. Жёсткой цензуре подвергались любые научные изыскания, неугодные блюстителям марксистко-ленинской философии. Но ещё актуальнее для ученых с мировым именем был факт гонения за активное общение с капиталистическими странами. Достаточно вспомнить Пулковское дело, срок Вавилова, попытки запретить теорию относительности, квантовую механику и теорию резонанса. К сожалению, Отдел наук ЦК КПСС был аппаратом власти, а не служителем науки, и часто гениальные и неповторимые учёные не публиковались, отправлялись в тюрьму или расстреливались в политических целях. С другой стороны партийные функционеры занимавшиеся наукой могли диктовать сво точку зрения, даже если она не соответствовала критериям научности (например, «лысенковщина»).

Можно попробовать отстоять точку зрения о том, что в подобных условиях разум советских ученых принимал жестокие правила "игры на выживание" и работал активнее и усерднее, но не стоит забывать, что наука - это прежде всего творчество, а границы творчеству ставить бессмысленно.

Для рассмотрения автором работы были взяты три наиболее колоритных и по-своему революционных ученых: Владимир Иванович Вернадский, Александр Леонидович Чижевский и Лев Давидович Ландау.

Ученые-естествоиспытатели выбраны не случайно: таким образом, автор не выходит за рамки своей компетенции и одновременно освещает личности людей, жизнь которых не была завязана на так сильно зависевших от правительства гуманитарных науках. Несомненно, в естественных науках был немалый идеологический контроль (вплоть до абсурда), но по сравнению с гуманитарными науками, например, историей и философией, в естественных науках оставался простор для творчества.

Вернадский Владимир Иванович (12.03.1863 (Санкт-Петербург) - 06.01.1945 (Москва)) - российский и советский геолог, кристаллограф, минеролог, геохимик, биолог, философ, создатель биогеохимии, организатор экспедиции к Тунгусскому метеориту. Сформулировал концепцию биологической структуры океана. Родители Вернадского - тайный советник Иван Васильевич Вернадский и русская дворянка Анна Петровна - знатного происхождения.

Основные его идеи и вклады в науку: создание учения о биосфере и ноосфере, исследование радиоактивных элементов и руд, разработки в области геохимии и георадиохимии.

14 июля 1921 года Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобожден. Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, - после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

В период с 1922 по 1926 год Вернадский работал за границей: в Праге и Париже. Читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри.

В годы репрессий Вернадский ушел со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»).

Летом 1935 года здоровье Владимира Ивановича ухудшилось, и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карловы Вары (Карлсбад). За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление».

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.

Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Его признаками считаются:

рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом;

активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека;

подчеркивание роли науки в преобразовании космоса;

признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Вернадский рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Он разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Идея космизма не покидала человечество со средних веков и периодически всплывала в умах философов, однако, русский естественно-научный космизм - особое явление, отрицающее само религиозное начало в космосе, пытающееся объяснить теорию космизма через естественные науки (в том числе через введение понятия "ноосфера"). Зарождение такой мысли вполне очевидно в "антирелигиозной стране". Более того, учёному, занимающимся естественными науками и отрицающего как таковую религию, проще принять философию, аргументированную с точки зрения разума, а не веры.

Аналогичным примером принятия философии с точки зрения разума, а не веры, является пример Рене Декарта. Декарт формально вводит существование Бога как неподвергающуюся сомнению истину во многом для того, чтобы разрешить парадокс отсутствия априорных истин и избежать гонения со стороны власти и церкви.

Чижевский Александр Леонидович (07.02.1897 (Цехановец) - 20.12.1964 (Москва)) - создатель учения об аэроионизации и один из основоположников космизма, микробиолог, электробиохимии. Отец - Леонид Васильевич Чижевский, военный артиллерист и инженер. Мать - Надежда Александровна Чижевская, умерла через год после рождения Вернадского. Александра Леонидовича воспитывали вместо матери тётя и бабушка. Последняя, к слову, была двоюродной племянницей П.С.Нахимова.

В Калуге в 1914 году Чижевский близко познакомился с К. Э. Циолковским, который сыграл большую роль в становлении молодого учёного, в выработке его мировоззрения. Дружба учёных длилась более 20 лет. Циолковский поддерживал идеи младшего друга по гелиобиологии и эксперименты по аэроионификации. Напомним, что Циолковский тоже принадлежал к плеяде учёных, придерживающихся философии естественно-научного космизма.

Чижевский пытался найти механизм солнечно-земных связей. По его мнению, жизнедеятельность биологических объектов Земли зависит от солнечной активности и находится под влиянием физически неопределяемого Z-фактора, обнаруживаемого лишь в некоторых химических реакциях. Учёный предполагал, что в глубоких слоях Солнца возникает Z-излучение, которое осуществляет солнечно-земные связи.

В 1918 году представил на историко-филологический факультет Московского университета и защитил диссертацию на степень доктора всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», которая спустя 6 лет была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса». Теория Чижевского выражалась в следующем: он заметил, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя все жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. В результате, это отражается на конкретных исторических событиях — политико-экономических кризисах, войнах, восстаниях, революциях и т. п.

Чижевский развивает естественно-научную теорию русского космизма, предлагая новые аргумент в пользу теории. Естественно-научный космизм значительно укрепляется в умах учёных ввиду того, что находятся научные же аргументы в пользу теории, исключая креационистскую идею как таковую. Более того, Чижевский грамотно подменяет в своей теории источник социальных явлений: фатум никуда не ушёл, но в рамках естественно-научного космизма не бог предопределяет социальные явления, а природа, описываемая физикой. К тому же, невольно закрадывается мысль о том, что наука медленно, но верно подходит к переломному моменту - дню, когда фатум перестанет им быть; дню, когда научные изыскания возымеют прагматическую силу; дню, когда человек научится избегать и/или контролировать социальные явления разного рода. Подобные мысли ещё больше отдаляют последователей теории естественно-научного космизма от религии. Получается своеобразный порочный круг: занесённая извне идея атеизма и доминирования науки далее развивается в разуме самостоятельно; острый ум, увлеченный наукой, самостоятельно питает идею отрицания религии как таковой. Подкрепляется это отрицание как минимум банальной логикой, отсутствием прямых доказательств обратного и страхом опровержения всех умственных достижений.

Ландау Лев Давидович (22.01.1908 (Баку) - 01.04.1968 (Москва)) - блестящий физик-теоретик, Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года и большого числа наград и медалей за научные изыскания, ученик Нильса Бора, одарённый математик, один из создателей классического курса теоретической физики для студентов, выдержавшего множество изданий на 20 языках, а также основатель целой школы советских физиков-теоретиков.

Отец - Давид Львович - инженер-нефтяник. Мать - Любовь Вениаминовна - врач.

Среди огромного числа достижений этого великого человека в данной работе можно выделить знаменитое "учение о счастье". Ландау (или как он сам себя называл - Дау) полагал, что каждый человек может и должен быть счастливым. Для описания счастья он вывел простую формулу, в которой присутствовали такие параметры, как работа, любовь и общение с людьми.

Ландау был гениальным учёным, опережавшим своё время. Это признавали коллеги Ландау (в том числе и иностранные) и вообще лучшие умы того времени. В силу своего характера Дау был очень простым и общительным, однако всю свою жизнь он видел и ощущал себя в борьбе с твердолобыми узурпаторами власти. Дау также был пацифистом и популяризатором науки. Охватывая практически все области теоретической физики, он обладал широчайшим умом и прагматической дальновидностью, из-за чего не раз критиковал режим и власть СССР и даже год своей жизни сидел в тюрьме. К Дау стремились сильные, талантливые молодые люди, которые просто задыхались в атмосфере официальной лжи и фальши. Это была необъявленная война, и Ландау вышел из нее победителем. Лев Ландау сделал науку орудием противостояния властям, и власти были бессильны с ним бороться: он был властителем дум молодежи, каждое слово становилось крылатым.

Из описания выше очевидно, что Дау не считал религию достойной внимания вообще. И, наверное, только в этом он был солидарен с Советской властью. Глубоко охватывая абсолютно все разделы теоретической физики и осмысливая все работы своих учеников и коллег, Ландау был значительно выше религиозных изысков; они казались ему пустыми и надуманными. Даже к своим коллегам-физикам он подходил фактически, ставя во главу оценки ученого не харизму и авторитет, а его вклад в развитие науки.

Таким образом, политика пропаганды атеизма не повлияла на мировоззрение Дау вообще в силу его ума и разносторонности Ландау.

Из представленного выше исследования можно сделать вывод: пропаганда атеизма в советском союзе была воспринята одобрительно во многом из-за того, что естественной науке, несмотря на идеологические ограничения уже другого рода, все равно открывался зелёный свет. Однако сам факт официально признанного отрицания религии не оставлял ученым вариантов для работы в советском союзе. Более того, ученые наверняка понимали в должной степени значимость религии как социального института и личных убеждений. Однако если в личных убеждениях ученых доминировал научный рационализм и критическое мышление, то религия как социальный институт "выводился из игры" самим государством. Таким образом религия как социальный институт не сковывала действия свободомыслящих советских ученых так, как это делала церковь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Никольская Т. К. "Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах". — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 59.

Большая советская энциклопедия — М.: "Советская энциклопедия", 1969—1978 — ст. "Декларация прав народов России".

Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов // Отрывки из журнала «Революция и церковь», № 9—12. 1920 г.

Вскрытие мощей // Русак В. История российской церкви (интернет-ресурс: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rusak/historyrch/41.html ; дата обращения - 02.11.14.)

А. А. Романов. Москвоведение. История столицы. М., 2006, с. 239-240

"Независимая газета" от 30 октября 2002 - ст. "Была ли безбожная пятилетка?".

Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 о религиозных объединениях (интернет-ресурс:http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html?c=dokument_ru&dokument=0007_rel&object=translation&l=ru ; дата обращения - 04.11.14.)

Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., Знание, 1973, стр. 46.

Большая Советская Энциклопедия - ст. "Православная церковь" // БСЭ. 1940, Т. 46, стб. 665.

История евреев в России: учебник. М. 2005, стр. 488.

Малашенко А. - "Ислам для России". М.: РОССПЭН, 2007, стр. 95.

"Независимая газета" от 17 сентября 2008 г - ст. "Дело и судьба баптиста Георгия Винса"

Колесов Н. Д. - "Экономический фактор победы в битве под Сталинградом"В. П. Дьяченко. История финансов СССР. — М.: «Наука», 1978.

Владимир Козлов - "Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 годы". М. - Отечественная история. 2003. № 4. С. 93—111.

В. Ю. Жуков «Пулковское дело» (интернет-ресурс: http://www.ihst.ru/projects/sohist/material/dela/pulkovo.htm ; дата обращения - 09.11.14.)

Гумилевский Л.И. - "Вернадский". — М.: Мол. гвардия, 1988.

Железняк Г. В. - "Философия космизма: от древности до наших дней" (интернет ресурс: http://planetarium-kharkov.org/?q=kosmizm ; дата обращения - 10.11.14.)

Буралков А. А. - "А. Л. Чижевский. Посланник Солнца на Земле". — М.: Конек-М, 2009. — 296 с.

Голованов Л. В. - "Чижевский А. Л." / Большая Советская Энциклопедия. Т. 29. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — С. 550—551.

Бессараб, М. Я. - "Ландау: Страницы жизни". — 2-е изд. — М.: Моск.рабочий, 1978. — 232 с.

Горелик Г. Е. "С(о)ветская жизнь Льва Ландау". Москва: Вагриус, 2008, 463 с.

Просмотров работы: 15