Краудфандинг как способ коллективного финансирования - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Краудфандинг как способ коллективного финансирования

Федотов А.М. 1
1Среднерусский институт управления РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это коллективное сотрудничество людей, на добровольной основе объединяющих денежные средства или другие ресурсы вместе, чаще всего через интернет, для того, чтобы поддержать других людей или организации. [8]

Выходит, что краудфандинг – это массовый сбор средств, который нужен для того, чтобы реализовать определённый проект или поддержать чью то идею. Благодаря этому способу в настоящее время активно развиваются благотворительные акции, создаются бесплатные компьютерные программы, печатаются книги, пишутся песни и создаются музыкальные клипы. Краудфандинг – это отличная возможность для того, кто хочет оказать материальную помощь, и для того, кто в ней нуждается [11]

Принято считать, что слово Краудфандинг появилось одновременно с термином Краудсорсинг в 2006 году, и его автором является ДжеффХауи (JeffHowe), однако, коллективное финансирование происходило и ранее.

Начиная с XVIII столетия то, что сейчас мы называем краудфандингом начинает формироваться в Великобритании. Знаменитый писатель Джонатан Свифт, написавший историю про Гулливера, создал Irish Loan Fund. Данная организация создавалась на основе коллективного финансирвания, и её целью была помощь бедным семьям в Ирландии. Помимо этого можно привести к примеру ряд архитектурных сооружений, которые были построены за счет пожертвований, например, Храм Христа Спасителя в Москве, памятник Минину и Пожарскому, строительство Статуи Свободы в НьюЙорке, Саград Фамилия в Барселоне и т.д. Но наиболее популярным коллективное финансирование стало лишь после того, как изобрели интернет.

Считают, что первоначальным краудфандинговым проектом, который принёс успех, стал сбор денежных средств фанатами английской рок-группы «Marillion», которые осуществили компанию по сбору денежных средств для того, чтобы группа могла поехать в тур по всей территории Соединённых Штатов Америки.

Чаще всего сбор денежных средств был необходим для нужд ослабленных слоёв общества. По этой причине первые проекты были посвящены помощи детям, а также уходу за бездомными и животными. Так же довольно часто народным финансированием пользовались политики, которые привлекали средства избирателей, предлагая взамен социально-направленные политические программы. Таким образом, в 2008 году Барак Обама привлек 140 миллионов долларов для того, чтобы участвовать в выборах.

Как отрасль краудфандинг довольно молод. Он появлися из фандрайзинга, при этом преобразившись и усовершенствовавшись. Краудфандинг даёт возможность осуществлять сбор денежных средств на тот или иной проект любому, кто этого желает. Краудфандинг не ставит перед собой цель улучшить благосостояние общества, напротив, он направлен на единичную цель. Так вложение средств в проект принимается каждым индивидуально и целенаправленно. [3]

Можно сказать, что в настоящее время краундфандинг даёт возможность найти финансирование для проектов, которые было бы невозможно профинансировать с помощью других способов, будь то банковские займы или инвестиции.

Имеются различные классификации краудфандинга, однако все они без исключения сводятся к следующему:

1.Традиционный, подразумевающий нефинансовую награду. Здесь можно выделить следующие подгруппы:

- «Bce либо ничeгo»: в cлучae, если цель достигнута, создатель проекта получает всю сумму, но если цели достичь не получается, все средства возвращаются вкладчикам.

- «Ocтaвить вce coбpaннoe»: даже если цель проекта не была достигнута, создатель проекта оставляет у себя всю собранную сумму.

- «Haгpaдa»: всю сумму получит тот, кто захочет реализовать определённый проект

- «Cдeлкa co cвoбoднoй цeнoй»: выставляется определенный проект(чаще всего творческой направленности) без конкретной суммы, народ сам должен будет определить, чего он стоит

- Блaгoтвopитeльнocть.

2) Краудинвестинг (часть в акционерном капитале либо прибыли),

Краудфандинг может применяться для того, чтобы привлечь акционерные или заёмные денежные средства. Платформы, действующие согласно данной схеме объединяют денежные средства небольших инвесторов и обычно их подразделяют на следующие подгруппы:

-Инвестиции – вкладчики получают акции компании, которая проводит сбор средств.

-Собственность – вкладчики получают долю от активов компании.

-Кредит – предприниматель берёт денежные средств на время, обязуясь в дальнейшем их вернуть и заплатить при этом определённый процент.

-Другое – помимо этого выделяются множество схем, которые действует в зависимости от того, в какой области происходит финансирование. [2]

Помимо этого можно рассмотреть классификацию по иным критериям:

1.По цели проекта (бизнес проект, творческий, политический, социальный)

2. По виду вознаграждения (без вознаграждения, нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение (т.е. краудинвестинг))

На сегодняшний день информация о краудфандинге распространилось на весь мир. 3 марта 2014 года сумма собранных денежных средств, на Kickstarter превысила 1 млрд долл., которые поступили от 5708578 человек из 224 государств. В динамике с каждым годом на Kickstarter поступает всё больше и больше денежных средств. Анализируя межнациональную составляющую участников Kickstarter можно выделить, что среди них доминируют вкладчики из США (663 млн долл.), Великобритании (54 млн) и Канады (45 млн). Помимо них значимый вклад в реализацию Kickstarter внесли сборы из Австралии, Германии, Франции, Швеции, Японии, Нидерландов и Сингапура(в порядке убывания от 31,8 млн до 6,7 млн долл.). «Вложения» людей из Российской Федерации – 3,35 млн. долл. И несмотря на то, что количество неудавшихся проектов (74047) превосходит число успешных (57128), статистика говорит, что 86% собранных денег были направлены на реальное финансирование проектов. [7]

В Российской Федерации краудфандинг ещё лишь только начинает развиваться и пока что не так популярен, как в западных странах. Однако, невзирая на это, Российские пользователи в последнее время начали активнее делать взносы через краудфандинговые платформы.

Общий объем рынка краудфандинга в 2017 году составил 11,2 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2016 году (6,2 млрд рублей), и в 7,5 раза больше, чем в 2015 году (1,5 млрд рублей), рассказывается в послании Центрального Банка РФ. 

Сумма заключенных сделок по займам от физического лица к физическому лицу выросла практически в два раза по сравнению с предыдущим периодом, достигнув 208,8 млн рублей. Средняя сумма одного договора займа в 2017 году составила 8915 рублей. Сохранилась тенденция к росту числа заемщиков (темп прироста – 129,1%), при этом на треть снизилось количество заимодавцев (34,9%).

Но наиболее актуально говорить о займах физического лица юридическому(или индивидуальному предпринимателю) - это наиболее крупный и быстро развивающихся сегмент на рынке краудфандинга – в 2017г. продемонстрировал стабильный рост по всем расцениваемым критериям. Его объем достиг 1,55 млрд рублей, что на 216,3% больше, чем в 2016 году. [13]

Трудности при формировании краудфандинга в России связаны с высоким уровнем недоверия российских инвесторов. В связи с этим множество краудфандинговых платформ закрываются ещё до того, как начинают функционировать. Анализируя зарубежные платформы, можно заметить, что среди них есть 10-ки успешных, в то время как в России на данный момент наиболее известны 5 площадок:

- Planeta.ru – одна из первых российских интернет-площадок для краудфандинга. На конец 2018 года площадка собрала 788483 участника и воплотила в жизнь 512 проектов.

- Smipon.ru – российская площадка краудфандинга «С миру по нитке». Предоставляет возможность реализивывать различие проекты, поделённые на категории.

- Boomstarter.ru – охватывает 15 категорий проектов, куда входят различные направления искусства, производство товаров, издательское дело. [12]

- ThankYou – платформа по схеме – плати, сколько считаешь нужным.

- Стартиум – новая площадка краудфандинга со схемой голосования.

За год рост объема таких вложений составил от 27 до 70%
По подсчётам специалистов сервиса «Яндекс.Деньги», жители россии инвестировали в краудфандинговые проекты на 70% больше средств за 11 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом количество тех, кто переводит денежные средства на аналогичные проекты через сервис, увеличилось в два раза. На такие проекты через «Яндекс.Деньги» с начала года собрано приблизительно 290 млн руб. Средняя сумма пожертвования составила 463 рубля.

За 11 месяцев 2016 года сборы на Planeta.ru возросли на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, а количество поддержавших крауд-проекты спонсоров — практически на 36%, заявил РБК гендиректор Planeta.ru Федор Мурачковский​. Краудфандинговая платформа Boomstarter.ru в 2016 году приумножила размер взносов на 40% по сравнению с 11 месяцами 2015 года, до 140 млн руб., заявил сооснователь и гендиректор проекта Руслан Тугушев. [9]

Краундфандинговыми площадками пользуются множество знаменитостей, в том числе известные российские рок группы БИ-2, Слот и Черный обелиск.

20.03.2018 депутататами Государственной Думы РФ был внесён на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Главной целью этого проекта является регулирование в сфере отношений по привлечению вложений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с помощью инвестиционных платформ, а также определения правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Список литературы

1.Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: КД Либроком, 2013. - 248 c.

2.Бусыгина Н.О., Киселева О.В. Краудфандинг как способ привлечения коллективных инвестиций в инновационный сектор экономики. Студенческий научный форум – 2015. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014652

3.Гусева Д.Е., Малыхин Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Режим доступа: https://vestnik-nko.ru/kraudfanding-sushhnost-preimushhestva-i-riski/

4.Джейсон Рич. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств. Режим доступа: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/kraudfanding-spravochnoe-rukovodstvo-po-privlecheniyu-denezhnyih-sredstv-dzheyson-rich/

5.Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: WhythePoweroftheCrowdisDrivingtheFutureofBusiness. — М.:«Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.

6.Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.

7.Нестерова М.Д. Краудфандинг как новый источник финансирования предпринимателей. Международный студенческий научный вестник, 2016. Режим доступа: https://eduherald.ru/pdf/2016/2/14325.pdf

8.Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №4, 2015. Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14199.pdf

9.Вложения Россиян в краудфандинговые проекты. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/29/11/2016/583c4b289a79475b477fa6e6

10.Краудфандинг в России. Народное финансирование. Режим доступа: https://planeta.ru/

11.Краудфандинг: инструкция по применению. Режим доступа: https://guide-investor.com/novichkam-obuchenie/crowdfunding/

12.Самые крупные Российские площадки краудфандинга. Режим доступа:https://ardma.ru/finansy/kraudfanding/342-samye-krupnye-rossijskie-ploshchadki-kraudfandinga

13. ЦБ заметил удвоение за год рынка краудфандинга. Режим доступа: https://fomag.ru/news/tsb-zametil-udvoenie-za-god-rynka-kraudfandinga-/

Просмотров работы: 4