В наше время к детским садам предъявляются высокие требования. В связи с этим, в системе дошкольного образования становится очень востребованным психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Под психолого-педагогическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.
Известно, что объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс.
Предметом деятельности является ситуация развития семьи, как система отношений:
с миром;
с окружающими;
с самим собой.
Сопровождать развитие семьи это не значит – решать проблемы за неё, это значит – вместе с семьёй, педагогами учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.
Целью психолого-педагогического процесса является повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Для того, чтобы осуществить цель психолого-педагогического процесса необходимо:
тесный контакт коллектива дошкольного учреждения с членами семьи ребёнка, активное взаимодействие педагогов с родителями;
повышение «открытости» дошкольного учреждения для семьи (через участие родителей в управлении дошкольным учреждением и так далее);
личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с родителями (учёт их запросов, интересов, позиций и так далее).
Взаимодействие службы психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности в настоящее время является актуальной проблемой. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.
Участниками образовательного процесса являются:
администрация дошкольного учреждения;
педагоги;
специалисты;
дети;
родители.
Важным условием для обеспечения полноценного развития детей и реализации педагогического потенциала семьи, осуществления профессионального психолого-педагогического сопровождения семьи является подбор квалифицированных специалистов, которые знают психологию и педагогику детей дошкольного возраста.
Необходимым условием для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является изучение семьи.
Существует большое количество методов изучения семьи:
традиционные (анкетирование, опрос, тестирование, беседа, наблюдение, домашние визиты);
нетрадиционные (дневник «Моя семья», телефон «Советчик семьи», семейные педсоветы).
Увеличить активность семьи в жизни дошкольного учреждения можно с помощью различных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.
Планирование деятельности психолого-педагогического сопровождения семей идёт по результатам диагностик педагогов и запросов родителей.
Разработаны перспективные планы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей для повышения психолого-педагогической культуры родителей.
Построение системы психолого-педагогического сопровождения семей в образовательном учреждении помогает не только решать проблемы развития и обучения семей, но и повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого интересы ребёнка, как формирующейся личности.
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
Список использованной литературы:
Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в Росии. – 2006. – №3/4. – с.113-126.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.
Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.