В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОО, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольной образовательной организации, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.
С поступлением ребенка в ДОО его жизнь сильно меняется. Появляется необходимость расстаться с родителями на длительный промежуток времени, появляется строгий режим дня, новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, общение, отличающееся от домашнего стиля общения. Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию, обрушиваясь на него одновременно. Это может привести к невротическим реакциям – капризам, страхам, отказам от еды, частым болезням, психической регрессии и др. При специальной организации такие реакции можно свести к минимуму.
Сложность приспособления детского организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной организации, или наоборот, замедляющих ее.
Термин «адаптация» основательно вошел в общенаучный и бытовой обиход, между тем его содержание многозначно по своей природе. Традиционно он трактуется способность человека приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Адаптация выступает активным процессом, приводящим либо к позитивным, либо к негативным результатам. Белкина Л.В. выделяет два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Прежде чем привести ребенка в детский сад необходимо провести подготовку. Как показывают исследования, чтобы снизить риск возможных заболеваний и облегчить привыкание к новым условиям, необходим постепенный переход ребенка в детский сад.
Ученые разных стран выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита и др.
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойней.
Вопросы адаптации детей раннего возраста освещали такие авторы как Т.С. Бабаджан, В.А. Петрова, А.И. Катинена, Б.М. Теплов, П.Н. Якобсони д.р., также зарубежные ученые М.Р. Битянова, В.Манова-Томова, А.Атанасова- Вукова и д.р. Огромный вклад в изучение проблем адаптации личности внесли зарубежные психологи А.Маслоу, А.Рудольф, У.Д.Бродус, Ф.В.Эмиль, З.Фрейд, Ш.В.Герберт, Э.Германи др., и отечественные ученые С.Д. Артемов и А.Н. Розенберг, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, Е.В. Шороховойи и др. В настоящее время всё большее внимание уделяется педагогическим работам В.В. Давыдова, Е.В. Проскуры, Е.А. Тимофеевой, А.В. Мудрика, В.А. Петровой и др. по вопросам социальной адаптации личности.
Адаптация как переход личностного становления индивида, который находится на стадии вступления в социум (В.А. Петрова, И.В. Груздова, A.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.В. Оганджанян).
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Ученые доказали, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка.
Дети до 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОО, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОО.
Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОО. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группах раннего возраста приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Чтобы ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить все риски стресса.
Для того, чтобы управлять процессом адаптации, воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач дошкольной организации.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому саду является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие [Текст] / Авт.-сост. Л. В., Белкина– Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
3. Дьяковская, М.Л. Программа «В детский сад с радостью!» [Текст] / М.Л.Дьяковская //Справочник педагога-психолога: детский сад, 2013, №7, С.
2. Ежова, О.Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] /О.Ю.Ежова. -https://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-adaptaci-detei-ranego-vozrasta-k-uslovijam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija.html