ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сорокина О.В. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

«Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал ВА. Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы полюбить труд, надо уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда дошкольник усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать его в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Воспитание трудолюбия в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребёнком различных видов деятельности. В дошкольном возрасте игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Многие серьёзные дела у ребёнка приобретают форму игры. В процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В игровой деятельности ребёнок воспроизводит труд взрослых, отношения, возникающие в процессе труда, получает представление о необходимости труда и его общественной значимости. В силу этого игра выступает, как мощное средство воспитания (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин). В процессе продуктивных видах деятельности ребёнок учится ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ её достижения, оценивать результаты своей деятельности.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место в педагогическом процессе, на наш взгляд, должно быть отведено ручному труду. Данный вид деятельности содержит наиболее благоприятные потенциальные возможности для воспитания трудолюбия у детей на этом возрастном этапе.

Ручной труд (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.А. Парамонова и др.) – это работа с различными материалами, в процессе которых ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Он является наиболее интересным и доступным для детей старшего дошкольного возраста, поскольку в нём преследуется цель – создание конкретного предмета, удовлетворяющего потребность детей в деятельности [1].

Содержание ручного труда способствует расширению кругозора детей, поскольку включает работу с природными и искусственными материалами, деревом и глиной, тканью и нитками, бумаги и картона. В его процессе дети, под руководством взрослого, приобретают знания о качествах того или иного материала, о величине, форме, цвете предметов, об их расположении в пространстве и так далее. Они знакомятся с различными технологиями выполнения изделия, усваивают навыки трудовой культуры (содержание рабочего места в чистоте и порядке, экономное расходование материалов), приучаются планировать свою работу, намечать последовательность трудовых действий, предвидеть результат деятельности и стремиться к его достижению.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ручной труд содержит все компоненты, характерные для трудовой деятельности (цель труда, мотив, планирование работы, результат).

Б.Г. Ананьев отмечает, что в процессе ручного труда старшие дошкольники вначале осваивают некоторые ручные и орудийные действия с материалами, затем идёт овладение определёнными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, результат. И, наконец, дети овладевают ручной деятельностью в совокупности множества трудовых процессов [2].

Ручной труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью, поскольку дети создают не просто полезные, а красивые выразительные предметы и вещи на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта [1]. Каждую сделанную поделку ребята украшают. Дети переживают эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

Н.В. Шайдурова выделяет следующие задачи, решаемые в процессе ручного труда:

Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народно-прикладного искусства, развивать эстетические чувства.

Воспитывать у детей готовность участвовать в ручном труде, способность самостоятельно осуществлять свои замыслы.

Воспитывать у детей желание делать своими руками полезные вещи, игрушки.

Формировать знания о свойствах материала и трудовые умения, необходимые в работе с различными материалами, развивать навыки трудовой культуры, способность к «переносу» умений, усвоенных на одном материале на другой.

Анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что наибольший интерес у старших дошкольников вызывает такая разновидность ручного труда как изготовление игрушек [1; 3; 4].

Труд по изготовлению игрушек способствует развитию личности дошкольника, воспитанию его характера. Не так – то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определённых волевых усилий.

Итак, правильно организованный ручной труд даёт детям углублённые знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.

Традиционная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.

Кукла – воплощение современного мира детства, когда все вокруг представляется волшебным, живым и обещающим чудо. Как писал А.Д. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассыпался пылью по лицу Земли».

В словаре С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Т.Е. Карпова определяет куклу как антропоморфное изображение, созданное для игры или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду.

На протяжении многих веков русская народная тряпичная кукла являлась неотъемлемой частью культуры и быта древних славян. До самой середины XX-го века тряпичная кукла считалась традиционной народной игрушкой. Тряпичная кукла, характерная для крестьянской среды, на протяжении всей жизни человека находилась рядом с ним и была частью его общественной и семейной жизни.

Изучение народных традиций является эффективным средством развития личности дошкольника, решения многих воспитательных задач. Включение детей в эту деятельность позволяет приобщить их к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду. Развитие личности человека, нравственное и духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век.

С малых лет человек сталкивается с различными формами народного искусства: игрушкой, песней, сказкой, узором вышивки. Радостные впечатления, получаемые от этого в детстве, становятся потребностью человека на всю жизнь. С возрастом восприятие красоты утверждается в человеке и переходит в любовь к народу, создавшему это прекрасное, воспитывает у них национальную гордость.

Тряпичная кукла является уникальным и особым видом искусства. Она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа.

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, предаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе кукла, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Народная игрушка вместе со сказками, песнями, играми составляет культурное наследие народа, которое отличается национальным своеобразием художественных, технических, педагогических традиций.

Народная кукла, как и игрушка вообще, является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служит наглядным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире.

Исследователи Е.А. Коссаковская, П.Ф. Каптерев, В.С. Мухина, И.А. Морозов и др. выделяют различные функции традиционной тряпичной куклы:

— познавательную, обучающую (способствует овладению какой-либо деятельностью, развивает конструктивные, коммуникативные, организаторские способности, способности к саморегуляции и самоконтролю ребенка);

— трудовую, конструктивную, развлекательную (приобщает к профессиональной деятельности, способствует овладению декоративно художественными умениями и навыками и т. д.);

— наглядную (способность отражать качества людей).

Анализ литературы показывает, что игрушка рассматривается многими исследователями в качестве одного из важнейших средств воспитания детей.

Так, среди образных игрушек Е. А. Коссаковская выделяет куклу в качестве главной, поскольку она «призвана выполнять функции человека» [5].

«Именно на куклу в силу ее особенностей накладывается «ответственность» за воспитание души ребенка», — отмечает А. Савка.

Особое значение для изучения традиции изготовления кукол имеют взгляды П. Ф. Каптерева, который противопоставлял игрушки, созданные для детей производителями и сделанные самими детьми. Игрушки от производителей, преследующие сугубо коммерческие цели, основаны на массе торговых соображений: как бы подешевле выбрать материал, поменьше его употребить, быстрее и эффективнее сделать игрушки, выгодно продать и пр. «Игрушки первого рода суть главным образом предмет товароведения и торговли, игрушки второго рода — предмет педагогики», — писал П. Ф. Каптерев. Существенную разницу между ними ученый объяснял тем, что игрушки в своем естественном развитии тесно связаны с условиями и характером жизни детей, с особенностями местности, где проживает человек, быта, с преобладающими занятиями взрослых, их интересами, разговорами и т. д.

Педагога-психолога интересовал в этом вопросе именно педагогический ракурс, духовное и интеллектуальное развитие ребенка, а, следовательно, в рассматриваемом контексте суть, смысл и назначение игрушки, ее роль в воспитании детей. Он считал, что игрушки должны служить не только забавой для детей, но и содействовать их нравственному, умственному и физическому развитию.

Исследования П. Ф. Каптерева, Е. А. Коссаковской, А. Савки и других позволяют утверждать, что кукла выступает предметом педагогики, влияющим на воспитание, развитие ребенка.

Изготовление традиционной куклы помогает развивать у детей художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию воображения. Процесс изготовления развивает память (так как последовательность действий, приёмы, способы складывания и соединения материала держатся в уме); способствует концентрации внимания и самодисциплине (что бы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления); активизирует мыслительные процессы – у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёма складывания материала) со словесными (объяснение приёмов складывания материала) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Кроме того, у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

В процессе изготовления тряпичной куклы совершенствуются трудовые умения и навыки детей, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами – сложить, примотать, скрутить, отрезать. «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли». Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Работа по приобщению детей к традиционно тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создать изделия;

- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению продуктивной деятельности;

- прививать интерес и любовь к традиционной тряпичной кукле как виду народного творчества, воспитывать трудолюбие.

Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие процесса приобщения к традиционным тряпичным куклам. Для последовательной реализации педагогических задач Н.В. Шайдурова рекомендует использовать следующие методы обучения.

Методы стимулирования практической деятельности.

- Создание ситуации успеха: задания нарастающей сложности, дифференцированная помощь детям (технологические карты).

- Поощрение: похвала ребёнка, одобрение способа выполнения задания. - Использование игр и игровых форм организации: игровые ситуации, дидактические игры. Создание игровой, сказочной атмосферы. Эмоционально откликаясь на задания, дети полностью включаются в работу. Эмоциональная возбудимость ребёнка – основной источник яркой выразительности его творчества. Таким образом, создание игровой ситуации позволяет решать практические творческие проблемы.

- Создание ярких наглядно-образных представлений через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т.д. с целью вызвать чувство удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу.

Методы развития познавательно интереса.

- Создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки и т.д. - Создание ситуации творчества: знакомство с литературой по народному творчеству и народному костюму, подбор иллюстраций, репродукции работ художников, альбомы по истории костюма, лучшие работы детей.

- Создание креативного поля: свободный выбор темы, содержания, альтернативного решения.

Волевые методы.

- Информирование об обязательных условиях деятельности, поведения.

- Формирование ответственного отношения к работе.

- Контроль: с целью выявления затруднений у детей.

Социальные методы.

- Постановка системы перспектив: участие в конкурсе, «Подарок для …», «Подготовка к празднику», организация выставок.

- Создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы.

При работе над куклой можно предложить детям представить быт людей того времени, отказавшись от инструментов, попытаться выполнить куклу, как это делали в старину. Обратить внимание детей на то, что народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов: все их параметры определялись величиной ладони, пальцев, горсти, руки – до локтя, до плеча. Следует сосредоточить внимание ребят на точности движений рук, аккуратности и тщательности при выполнении работ.

Структура занятия по работе над традиционной тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий (Н.В. Шайдурова):

Вводная часть. Прежде чем приступить к заданию, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность необходимо направить на процесс поиска оптимального оригинального решения поставленной задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.

Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с детьми следует определить последовательность ведения работы.

Изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы может проходить как в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе имеющихся навыков и умений.

Создание костюма куклы. Крой деталей производится «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. На первых этапах работы конфигурация деталей должна быть проста, соответствовать простым геометрическим формам.

Оформление куклы включает в себя выполнение парика, головного убора, мелких деталей, и украшений, всевозможное отделки (банты по низу платья, пояс по линии талии, кружевные оборки и т.д.

Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр, анализ продуктов детского творчества и уборка рабочего места. Целесообразно задать следующие вопросы:

- с какими материалами работали на занятии?

- что вы запомнили из рассказа о кукле?

- что чувствовали при изготовлении куклы?

- какая кукла понравилась и почему?

- есть ли в ней настроение характер?

Желательно организовать однодневную мини-выставку по итогам занятия. Для оценки работ надо привлекать и авторов, и зрителей. Итог подводит, как правило, воспитатель, давая устную характеристику каждой работе, вызывая в детях творческий подъём.

Изготовление традиционной тряпичной куклы – это продуктивный вид деятельности, что делает его интересным и привлекательным для дошкольников. Результат этой деятельности – готовую игрушку – можно использовать в игре, в качестве подарка кому-либо, как украшение интерьера.

Процесс изготовления традиционной тряпичной куклы в большой мере удовлетворяет познавательный интерес детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Таким образом, указанные особенности изготовления традиционной тряпичной куклы, позволяет нам высказать предположение, что данная разновидность ручного труда содержит высокие возможности для воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

Пантелеева, Л.В. Художественный труд в детских садах [Текст] / Л.В. Пантелеева, Е Каменов, М. Станоевич-Кастори. М.: Посвещение, 1987. – 287 с.

Ананьев, Б.Г. Первоначальное обучение и воспитание детей. Первый класс [Текст] / Б.Г. Ананьев, А.И. Сорокина. М.: Изд-во АПН, 1958. – 672 с.

Флёрина, Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.А. Флёрина; ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1973. – 111 с.

Тарловская, Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструтрованию и ручному труду [Текст]: кн. Для воспитателей деь. Сада и родителей – 2-е изд. / Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.

Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Е. А. Коссаковская; ред. С. Л. Новосёлова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 62 с.

Просмотров работы: 54