К ВОПРОСУ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОО

Яшина А.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования. Ключевой фигурой в системе образования является педагог. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности [7]. В связи с этим, молодой специалист должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный потенциал.

Вопросы профессионального становления молодого педагога привлекали внимание известных педагогов еще в XIX веке (Н.Н. Булич, С.А. Рачинский, Д.И. Тихомиров). Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [8]. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Балл, А.А. Реан, А.А. Налчаджян, А.В. Филиппов, В.П. Казначеев, Ф.Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.

В соответствии с концепцией общего адаптационного синдрома Г. Селье, под воздействием определенных стрессоров в целостном организме протекают так называемые адаптационные реакции. Адаптационный синдром, по Г. Селье, имеет стадиальный характер (стадия тревоги с мобилизацией защитных сил; стадия сопротивляемости, или стабилизации, повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий; стадия истощения).

В теории когнитивного развития Ж. Пиаже, определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида.

А.Я. Кибанов определяет адаптацию как «взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».

Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива [5]. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы [4].

Важными внутренними условиями адаптации являются стратегические цели личности; основные мотивы, которые направлены на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста.

Согласно точке зрения М.Г. Гаруновa. В.В. Краевского, П.И. Пидкасистогo, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.

Социально адаптированной личностью Т. Парсонс считает, прежде всего, «нравственно интегрированную личность», которая обладает следующими «гражданскими добродетелями»: «чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с ее по-разному определенными ролями: быть «славным малым», «хорошим студентом», «умелым рабочим» и т.д. Она обязана и внутренне ощущать эту обязанность, должным образом признавать узаконенный авторитет других и должным образом пользоваться собственным.

Социально-психологическая адаптация приспособление работника к коллективу. Она состоит в освоении социально-психологических особенностей групп и индивидов в организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими членами и привыкании к новому стилю руководства. Это означает включение работника в систему взаимоотношений в организации, в ее коллектив как равноправного, принимаемого всеми членами [3].

Социально-профессиональная адаптация молодого педагога осложняется целым рядом противоречий. Прежде всего, это противоречия:

Между основными субъектами (педагогами, обучающимися и их родителями) образовательного процесса в представлениях о цели, процессе и результатах образования. Некоторые родители не участвуют в образовании детей, а педагогу одному трудно справляться со сложными ситуациями.

Между содержанием и уровнем подготовки в ВУЗе и содержанием, многообразием ролей, сложностью задач, требований, вызывающих перенапряжение и снижение адаптационного потенциала молодого педагога. Начинающему воспитателю в процессе адаптации приходится осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: психолога, педагога, подчиненного, коллеги, члена методического объединения и везде необходимо демонстрировать профессиональную компетентность и умения, которых, к сожалению, многим недостает. Особенно сложным является подготовка рабочих программ и календарно-тематических планов.

Между ограниченными временными возможностями и ситуацией большой рабочей нагрузки. В этом случае начинающий педагог не успевает восстанавливаться, работает в режиме постоянного стресса и усталости. Все это сопровождается постоянной необходимостью осваивать все новые виды деятельности. Подобный вариант развития событий вызывает негативные переживания и, как следствие, уход из системы образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная адаптация молодых педагогов –это процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии педагога в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности молодого специалиста в условиях конкретной образовательной организации, предполагающий профессиональную социализацию личности через потребность к самореализации и самообразованию.

Решить данную проблему мы предлагаем, используя систему наставничества в ДОО, что составляет перспективу нашего исследования Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С.Я. Батышева, С.Г. Вершловского [1; 2]. Значимость наставничества в профессиональной адаптации молодого педагога раскрыта в работах Ю.В. Кричевского, О.Е. Лебедева, Ю.Л. Львовой, А.А. Мезенцева. В работах А.И. Ходаковой и В.М. Шепеля определены психолого-педагогические условия наставничества.

Система взаимодействия «администрация – педагогический коллектив – наставник – методическая служба» оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной адаптации молодых педагогов.

Ситуация успеха, в сочетании с любовью к воспитанникам и к профессии, обусловливает формирование позитивного отношения молодого специалиста к педагогической деятельности и профессиональным планам.

Список литературы:

Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник / под ред., С. Я. Батышева, А. М. Новикова − Издание 3-е, перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010 – 456 с.

Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 210 с.

Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. – 2015. – № 31. – С. 76-80.

Кричевский В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России // Непрерывное образование. 2017. №3. С. 8-14.

Кричевский Б.В. Искусство быть наставником // Непрерывное образование. 2017. №3. С. 6-8.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Книга для учителя. М., 1992. 124 с.

Ходакова Н.П. Профессиональная подготовка студента – будущего педагога дошкольного образования в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5 (Электронный журнал).

Ходаков А.И. Мастерам и наставникам педагогические знания. Л.: Знание, 1978, –С.3.

Просмотров работы: 5