Дошкольный возраст характеризуется желанием ребенка общаться с природой и получением эмоциональных переживаний и чувств. Желание ребенка общаться с природой формирует отношение к природе. Основным условием общения ребенка и природы является, в первую очередь, знания о природе. По мнению С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, О.М. Газиной, чтобы сформировать ценностное отношение к природе, ребенок должен иметь представления о растительном и животном мире, о явлениях, происходящих в природе и взаимосвязях живых организмов и человека [2, с.45].
Актуальность нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирования ценностного отношения к природе подрастающего поколения. Детей старшего дошкольного возраста необходимо подвести к тому, что известная им природа и её обитатели – это часть мира, которая представляет ценность для жизнедеятельности человека, ведь природа характеризуется не только внешними особенностями, но и внутренними. Так каждый живой организм отличается друг от друга, и тем боле отличается от животных и растений на других территориях страны.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8] говорится о том, что совокупность реализации образовательных областей познавательного развития детей дошкольного возраста решает задачи формирования норм и ценностей, принятых в обществе, формирование представлений об особенностях природы, о малой родине, жизнедеятельности народов; «Художественно-эстетическое развитие» направлено на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы. Проанализировав данные образовательные области, можно сделать вывод о том, что ФГОС ДО направлен на формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Первые предпосылки создания системы экологического воспитания в Российской Федерации были основаны на утверждении закона «Об образовании в РФ» и закона «Об охране окружающей природной среды». Данные нормативные документы поспособствовали созданию экологического воспитания в регионах страны, начиная с дошкольного возраста (закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в ХМАО - Югре») [4].
С точки зрения педагогики как науки, изучающей экологического воспитание детей, ценность несет в себе лишь положительную оценку и значимость предмета, явления или процесса. Природу, по мнению В.С. Шиловой, изначально принято считать ценностью. Природа как ценность имеет значимость для человека с точки зрения биологического, этического, трудового, нравственного и духовного развития детей. Ценность, с точки зрения О.Г. Дробницкого, может рассматриваться как значимость какого- либо объекта от другого (предметная значимость) или как оценочная сторона предмета [5].
Ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста – это взаимоотношения ребенка с природой, основанное на ценностных нормах, установках, ориентациях. В ценностном отношении к природе выделяются несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [7, с.98]. Современному дошкольному образованию предъявляется требование к организации детской деятельности, предполагающее интеграцию образовательных областей, видов детской деятельности. В связи с этим педагогу необходимо организовать не только познавательную деятельности, но и практическую деятельность. Особенностью нашей работы является то, что деятельностный компонент ценностного отношения является значимым, так как он предполагает совокупность знаний, эмоций, мотивов, являющихся источником детской деятельности [6, с. 32].
Изучая специфику формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе малой Родины, нами была выявлена необходимость учета регионального компонента ХМАО-Югры. Территория региона богата природными ресурсами: леса, реки и озера, горные возвышенности. Растительные и животные сообщества составляют более 50% всей территории ХМАО-Югры. Разнообразие растительного мира обеспечивает условия для жизни разновидовых животных и человеческого сообщества. Уникальностью животного и растительного мира является то, что живые организмы приспособлены для жизни в холодных условиях: животные обладают густым шерстяным покровом, птицы – плотным оперением, а растения – морозоустойчивым строением стеблей, стволов, крон деревьев и травяным покрытием [5, с.219].
Еще одной особенностью ХМАО-Югры являются климатические условия региона. Зима является самым продолжительным, морозным, ветреным временем года. Для нее характерно большое количество осадков и низкая температура в среднем до -24. Лето на территории Югры самое короткое и дождливое время года.
Территория ХМАО – Югры богата природными ископаемыми и ресурсами. Наиболее развитая промышленность для данного региона является нефтяная промышленность. Но вместе с тем, данный фактор является основным источником загрязнения природы [1, с. 152].
Таким образом, учитывая специфические особенности данного региона, с детьми нужно организовывать работу, для которой характерна систематичность, последовательность и логичность, с целью формирования ценностного отношения к природе малой Родины.
Особенности формирования ценностного отношения к природе ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста строится исходя из трех компонентов взаимоотношений детей и природы, описанные нами выше: когнитивный, эмоционально – ценностный и деятельностный.
Особенность формирования ценностного отношения к природе ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста заключается в выборе эффективной формы работы с детьми в ДОО. Игра на протяжении всего дошкольного возраста является ведущим видом деятельности. Поэтому для педагога основным требованием при организации деятельности детей является создание игровой мотивации и постановка познавательной задачи.
Основой процесса формирования ценностного отношения к природе ХМАО – Югры является познавательная деятельность. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой объем знаний о природе, ее объектах и явлениях. Учитывая особенность развития детей старшего дошкольного возрастав подготовке детей к школе, необходимо развивать умения правильно понимать познавательную задачу, подбирать способ ее решения, оценивать полученный результат. Детей старшей группы характеризует развитая познавательная активность. Дети могут сравнивать растительный и животный мир своего региона и теплых стран, выделять климатические особенности малой родины, выстраивать причинно-следственные связи.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в рамках экологического образования определено региональной программой экологического образования дошкольников «Экология для малышей» под редакцией Е.В. Гончаровой, которая определяет специфику достижения цели формирования ценностного отношения к природе у детей 5-7 лет, первоначально, в развитии когнитивного компонента. Данное качество личности ребенка предполагается формировать через знакомство с окружающей природной средой (вода, почва, атмосфера, растительный и животным миром), знакомство со своеобразием природы ХМАО – Югры, знакомство с достопримечательностями региона, культурой и бытом коренных народов ХМАО – Югры, а также формированию чувства гордости и любви к малой Родине [3].
Далее на занятиях, при непосредственном общении детей с природой ХМАО – Югры необходимо применить практические формы воспитания: трудовые поручения, подвижные игры и т.д. Целью ценностного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте является достижение сформированности этических норм поведения ребенка.
Обобщая вышесказанное и опираясь на то, что ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, мы выделим несколько методов и форм организации деятельности с детьми, способствующих формированию ценностного отношения к красоте природы малой родины: дидактические игры, использование презентаций, экскурсии, экологические тропы, беседы, проблемные ситуации, экологические сказки и т.д. Сформированность ценностного отношения к природе ХМАО – Югры может проявляться потребности ребенка заботиться о животных, ухаживать за растениями, проявлять положительные эмоции, внимание и доброту к окружающему миру, а также быть ответственным за свои поступки.
Таким образом, обобщив вышеизложенные нами особенности формирования ценностного отношения к природе ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что возрасте 5-7 лет у детей проявляется способность устанавливать причинно-следственные связи, у детей развито абстрактное мышление, позволяющее им посмотреть на себя и на ситуацию с другой стороны. Важно при планировании работы учесть возрастные особенности детей, особенности природного мира округа Югры.
Список литературы:
Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. География Ханты-Мансийского автономного округа: 8-9 классы. – М.: Экопрос, 1998. – 230 с.
Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – N 5. – С. 45-69.
Гончарова Е.В. Экология для малышей: учеб.-метод. пособие для пед. работников дошкольных образовательных. учреждений / Е. В. Гончарова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т, Упр. по охране окружающей природ. среды Ханты-Манс. автоном. округа-Югры. – Изд. 2-е. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005 (Ханты-Мансийск : ГП Полиграфист). – 186 с.
Закон ХМАО-Югры от 22.06.2000 №56-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1939866
Колпиков В.Г. и др. Экологическая биотехнология в сохранении и развитии флоры и фауны ХМАО. – Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития». – М., 2004, 660 с.
Лазаренко Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников» / Е.Н. Лазаренко. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 52 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47859.html
Серебрякова Т.А., Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: ИЦ Академия, 2010. – 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf