В современном мире, где каждый человек-ценность, а главными тезисами являются гуманизация общества, равенство и свободы всех граждан, не зависимо от национальных, возрастных, религиозных различий, в том числе связанных с нарушениями здоровья. Люди, с ограниченными возможностями здоровья являются частью современного общества, вместе с тем и важной частью социальных ресурсов. Именно поэтому, социальная политика многих стран, в том числе и России, направлена на социализацию инвалидов[4].
Изменения, происходящие в экономической, социальной и политической сферах, ставят перед людьми с ограниченными возможностями новые барьеры, связанные с активным приспособлением к новой ситуации, сложившейся в обществе и появлением новых подходов к эффективной социализации инвалидов. Социальная поддержка со стороны государства должна быть направлена на создание условий для активного участия инвалидов в жизни общества. Особое внимание необходимо уделить вопросу об эффективной социализации детей – инвалидов, в том числе и слабослышащих детей. Согласно выборочной статистике и данным Всемирной организации здравоохранения, в России на данный момент насчитывается порядка 200 тысяч детей и подростков с нарушением слуха. В последние годы в нашей стране наметился рост числа детей, страдающих разными формами нарушения слуха[5].
Известно, значительное количество причин, нарушения слуха у детей. К ним относятся: наследственные патологии, родовые травмы, травмы плода, а также неправильное развитие органов слуха, заболевания органов слуха, алкоголизм, влияние некоторых химических и лекарственных веществ и другие[3]. В целом, все причины нарушения слуха, делят на три группы: наследственные, врожденные, приобретенные. У каждой категории детей с нарушением слуха, есть свои особенности и значительное количество барьеров в социуме и бытовых аспектах.
Социализация инвалидов, является комплексом мер, направленных на активизацию способностей инвалидов, усвоение ими социального опыта и становление как социально – экономически значимой единицы общества.
В настоящее время, государственное законодательство урегулировало вопрос образования слабослышащих детей. Часть 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих детей. Таким образом, государство создает благоприятные, адаптированные условия для реализации эффективной социализации детей с нарушение слуха[1].
Не смотря на созданное доступное для слабослышащих детей образовательное пространство, их социализацию, дети с нарушением слуха имеют проблемы, связанные с выбором своего дальнейшего образовательного, профессионального и жизненного пути. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что количество инвалидов по слуху в возрасте от 16 лет, имеющих возможность получить профессию, составляет на 2018 год 16,3%. Вместе с тем, количество инвалидов по слуху в возрасте от 16 лет желающих получить профессию составляет всего 6,7%[6]. Это связано с неготовность детей с нарушением слуха к выбору профессионального пути, низким уровнем знаний о доступных профессиях и возможностях профессионального становления. На основе представленных данных, можно сделать вывод о том, что одной из важных, является проблема выбора профессионального и жизненного пути. Для слабослышащих детей – это острая проблема, причиной которой является, как внутренние психологические барьеры самого инвалида, так и внешние социальные барьеры.
Таким образом, не смотря на активную социальную поддержку со стороны государства слабослышащих детей, законодательно закрепленные гарантии образования, создание доступной образовательной среды, внедрение и реализацию образовательных программ, способствующих социализации слабослышащих детей, остается нерешенным вопрос о незащищенности слабослышащих детей по окончанию образовательного учреждения, получения ими образования и определения профессионального пути. Проблемы детей с нарушением слуха обусловлены низким уровнем социальной адаптации, социальной зрелости, не готовностью к выбору профессиональной деятельности. Все эти проблемы связаны с низким уровнем социализации слабослышащих детей, что доказывает необходимость реализации эффективной программы социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности[2].
Для исследования эффективности реализации программы социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности , нами было проведено исследование на базе ОГКУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 92» г.Ульяновска. Экспериментальная часть нашей работы выполнена в рамках формирующего эксперимента с входящей и контрольной диагностикой контрольной и экспериментальной группы. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) Проведение первичной диагностики слабослышащих детей из контрольной и экспериментальной группы.
2) Разработка и реализация социальной программы.
3) Проведение контрольной диагностики слабослышащих детей из контрольной и экспериментальной группы.
В исследовании участвовали дети с нарушением слуха в количестве 15 человек (экспериментальная группа) и 15 человек (контрольная группа), учащиеся 9-11 классов.
В рамках программы по социализации, посредством профориентации, были реализованы следующие профориентационные мероприятия.
Мероприятие |
Цель |
Квест «Путешествие в город профессий». |
способствовать приобретению подростками знаний о профессиях, систематизировать знания учащихся о профессиях, развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление, воспитывать уважение к труду и людям труда, сплочение команды в процессе преодоления трудностей. |
Профориентационная игра « Самая – самая». |
повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, учащимися, а также осознание своих внутренних качеств, соотношение их с определенными профессиональными сферами, усвоение социальных норм, которые связаны с определенными профессиями |
Профориентационная игра «Ловушки» |
предназначен расширить знания о мире профессий; побудить участников профориентационного тренинга к осознанному выбору профессии, |
Профориентационная беседа «Как выбрать профессию». |
повышение уровня готовности к выбору профессии, формирование готовности к выбору дальнейшего профессионального и жизненного пути, усвоение социальных ценностей и норм |
Подготовка профинформационного стенда « Моя будущая профессия» |
повысить уровень готовности учащихся к выбору профессий, изучение профессиограммы определенных профессии, способствовать самовыражению учащихся, формирование навыков самопредставления. |
После проведения первичной диагностики личностных характеристик детей с нарушением слуха, из контрольной и экспериментальной групп и реализации социальной программы по социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности.
Была проведена повторная диагностика детей из экспериментальной группы, учувствовавших в мероприятиях программы и детей из контрольной группы. Для ее проведения использовались представленные ранее « Изучение социализированности личности» М.И. Рожкова и «Опросник для определния готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского.
Результаты повторная диагностики уровня готовности к выбору профессии по методике представлены на диаграмме Рис.7.
Рис.7 – сравнительная диагностика уровня готовности к выбору профессии экспериментальной и контрольной групп.
Анализ результатов диагностики в экспериментальной группе показывает, что уровень готовности к выбору профессии повысился. Количество детей с уровнем готовности к выбору профессии определенным как «неготовность» значительно сократилось. Количество детей с низким уровнем готовности к выбору профессии также стало меньше, в отличии от количества детей со средним и высоким уровнем готовности к выбору профессии, которое значительно возросло.
В контрольной группе повышения уровня готовности к выбору профессии не произошло. Повторно была проведена диагностика уровня адаптированности слабослышащих детей из эксперементальной группы, результаты которой представлены на диаграмме Рис.8.
Рис.8 – сравнительная диагностика уровня социальной адаптированности экспериментальной и контрольной групп.
Как видно из диаграммы, у детей контрольной группы произошли незначительные положительные изменения. Уменьшилось количество детей с низким и средним уровнем адаптированности, вместе с тем, количество детей с высоким уровнем адаптированности в контрольной группе осталось прежним.. Полученные данные свидетельствуют, что без проведения специальных мероприятий невозможно достигнуть положительных результатов.
Результаты повторной диагностики уровня готовности к выбору профессии контрольной и экспериментальной групп, были оформлены в общую сводную диаграмму Рис.9.
Рис.9 – сравнительная диагностика уровня социальной зрелости экспериментальной и контрольной групп.
Из представленной диаграммы видно, что после проведения комплекса мероприятий, количество детей с низким уровнем социальной зрелости в экспериментальной группе сократилось до 4 человек, тогда как в контрольной группе изменения незначительны. Количество детей с высоким уровнем социальной зрелости увеличилось до 7 человек. В целом, у 9 человек из экспериментальной группы уровень социальной зрелости стал выше, после реализации комплекса мероприятий, тогда как в контрольной группе изменения незначительны.
Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что гипотеза исследования верна. Основные показатели исследуемых характеристик детей были улучшены. У значительной части детей повысился уровень готовности к выбору профессии, уровень социальной адаптированности и социальной зрелости, также вырос у большинства детей. Эти данные свидетельствуют о том, что разработанная и реализованная нами программа социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности является эффективной. Следовательно, можно считать, что профориентационная деятельность является эффективным фактором социализации.
Литература
Федеральный закон от 29 декабря 2012 . № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание Законодательства, 1995, № 48, ст.5.
Головчиц, Л. А. К проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе подготовки к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения слуха / Л.А. Головчиц // Дефектология.−2016. − № 2. −С. 81–88.
Коровин, К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе / К.Г. Коровин // Дефектология. − 2017. −№3. − С. 21 −24.
Шафранов−Куцев, Г.Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа – вуз – рынок труда» // Социологические исследования. − 2017. −№ 1. − С. 120-128.
Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. Статистика и результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/gho/ru/ (дата обращения: 20.12.2018).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. . [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.12.2018).