ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Яхъяева Э.У. 1, Кожушкова Н.В. 1
1МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена 100-летием государственной архивной службы России, важностью социальной роли архивов и значения архивных документов в сохранении исторической памяти.

Практически все существующие организации результатом своей деятельности имеют документ. Документ – результат закрепления информации о предметах объективной действительности и о мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии или другим способом на любых носителях, обладающий свойством аутентичности, юридической доказательности зафиксированного в нем. Он является обязательным элементом обеспечения деятельности государства и создает гарантии системного знания о прошлом.

В системе сохранения исторической памяти наибольшие возможности ее концентрации обеспечивают архивы, которые отражают систему государственной власти и государственного устройства в стране. Архивный документ – это ценный материальный носитель информации. Архивная служба представляет собой неотъемлемый элемент государственности.

Архивные документы являются важнейшим источником информации во многих научных сферах. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

В архивном деле используются данные естественных и точных наук, а также приемы целого ряда специальных и вспомогательных исторических дисциплин: источниковедения, палеографии, дипломатики, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, генеалогии, эпиграфики, нумизматики, исторической географии и других, а также документоведения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ

1.1. Основные понятия архивного дела в России

Основным нормативным актом, в котором закрепляется понятие архивного дела в РФ, является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" [1]. Согласно этому закону, архивное дело в Российской Федерации – это «деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов».

В статье 3 настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

архивный документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;

документ Архивного фонда Российской Федерации – архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;

архивный фонд – совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

В современной России представлены архивы четырех типов:

федеральные государственные архивы;

ведомственные архивы;

негосударственные архивы;

муниципальные архивы.

К государственным архивам относятся архивы федерального уровня и архивы субъектов РФ.

К негосударственным архивам относятся архивы приватизированных предприятий, коммерческих структур, партий, профсоюзов и общественных движений, официально зарегистрированных частных фондов, творческих объединений, религиозных конфессий.

Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы – это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации.

Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации.

Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

В соответствии с законодательством архивное дело в Российской Федерации – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Как следует из приведенного выше определения, выделяются четыре функции или генеральных направления в области архивного дела: хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

В состав Архивного фонда Российской Федерации включены все документы, представляющие ценность для общества независимо от формы собственности.

Работа по распределению документов между архивами и упорядочению документальных комплексов внутри каждого архива называется организацией документов Архивного фонда Российской Федерации.

При организации Архивных фондов и архивных документов учитывается принадлежность документов к различным формам собственности, разным историческим периодом, видом носителей информаций, а также другие факторы. От рациональной организации документов Архивного фонда Российской Федерации зависит успех поиска документа.

Организация документов архивного фонда Российской Федерации в целом, лежит в основе построения сети государственных хранилищ, которую образуют все федеральные архивы, архивы субъектов федерации, муниципальные архивы, отраслевые фонды, научно-отраслевые институты и хранилища в системе Российской академии наук, музеев, библиотеки. Именно здесь хранятся все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки. Одни из них складывались в течение столетий, другие были созданы в связи с появлением новых систем документаций и носителей информации, третьи возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы.

1.2. Законодательная база документационного обеспечения архивного дела в РФ

Законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм. Сориентироваться в законодательной базе с целью упорядочения работы архивной службы помогут работы Е.М. Буровой [20] и Т.Н. Кондратьевой [25].

Современная нормативная правовая система в области архивного дела построена достаточно сложно, но с точки зрения формальной логики вполне состоятельно.

Основным источником в архивной сфере является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [1]. Он имеет базовое значение для законов, принятых на уровне субъектов РФ, правил работы с архивными документами, перечней документов со сроками хранения и другими нормативными документами, утвержденными или согласованными с архивными органами. Все вместе они выражают суть юридического регулирования в архивной сфере и обязательны к применению учреждениями и организациями всех форм собственности.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере: организации хранения документов; комплектования документации; учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов; управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Закон содержит определения ряда понятий, с которыми связано хранение документов в делопроизводстве и архиве: архивный документ; временные и постоянные сроки хранения документов; архивы организации; муниципальный и государственный архивы; депозитарное хранение и др. Закон определил: полномочия Российской Федерации и субъектов федерации в области архивного дела; состав Архивного фонда Российской Федерации; порядок отнесения архивных документов к государственной, муниципальной и частной собственности. Чрезвычайно важным является законодательное установление обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и предпринимателей без образования юридического лица по учету и хранению документов. Впервые установлены предельные сроки хранения документов в архивах организаций. С выходом этого закона определен порядок передачи документов на архивное хранение. Существенно, что этот порядок предусматривает не только передачу документов на архивное хранение в период деятельности организаций различных организационно–правовых форм, но и при их реорганизации и ликвидации.

Закон устанавливает ряд терминов и определений, которые дополняет ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [14]. Но любой ГОСТ носит рекомендательный характер и используется как методическое пособие, поэтому все основные термины закрепляются законодательно.

ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст взамен ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [13], введен в действие с 1 марта 2014 г.

Законом определены основные категории документов, передаваемых на государственное хранение и включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации (далее АФ РФ), а также определен договорной порядок включения в состав АФ РФ документов, находящихся в частной собственности.

Законодательно установлены сроки передачи документов в государственные или муниципальные архивы, что в первую очередь касается государственных и муниципальных организаций, а во вторую очередь – негосударственных организаций, заключивших договор о передаче своих документов на постоянное хранение.

Определено, что государственные и муниципальные архивы со своей стороны составляют списки организаций, передающих им свои архивные документы на постоянное хранение и для включения в состав АФ РФ, т.е. списки источников комплектования. Включение в списки источников комплектования негосударственных организаций осуществляется по желанию последних и на основании договора. Государственный или муниципальный архив вправе вести список и возможных (потенциальных) источников комплектования, т.е. организаций, с которыми только еще планируются или ведутся переговоры.

Законодательно урегулированы порядок доступа и ограничения на доступ к архивным документам. Ограничения касаются в первую очередь доступа к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также содержащим сведения о личной и семейной тайне (в последнем случае ограничение устанавливается сроком на 75 лет со дня создания указанных документов). Здесь следует отметить, что положения Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ [4] не распространяют свои действия на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов АФ РФ и других архивных документов (ст.2, п.2 указанного закона). Сложность заключается в том, что четко не прописана граница между собственно документом и архивным документом, а соответственно сферой влияния одного или другого закона.

Следует обратить внимание и на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны бесплатно предоставлять оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций.

Данный закон содержит и указание на то, что архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов, т.е. в данном случае в организацию.

Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Учитывая юридически определенную необходимость обеспечивать единообразие в отношении организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, организации в своей деятельности используют Основные правила работы архивов организаций, вышедшие в 2002 году [11].

Значительное внимание в правилах отведено делопроизводственному блоку, а именно разработке номенклатуры дел; формированию дел в делопроизводстве; организации и проведению экспертизы ценности документов, порядку выделения их к уничтожению; подготовке дел к передаче в архив (архивохранилище) и другим вопросам.

Архивная часть в правилах раскрывает следующие виды работ:

создание архива в организации, его задачи и функции, права и ответственность архива;

организация работы архива;

организация хранения, комплектования, учета и использования документов архива;

порядок передачи документов из архива организации на постоянное хранение.

Главное на что следует обратить внимание: к правилам прилагаются все формы, необходимые в работе с архивными документами в организации от номенклатуры дел до описей.

По мнению Е.М. Буровой, сегодня эти правила по ряду позиций уже устаревают, но разработку новых правил тормозят не решенные вопросы отбора на хранение электронных документов. Должна быть сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве и архивах организаций; разработан порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы электронных документов; разработаны единые технологии, форматы, стандарты и регламенты архивирования электронных документов, обеспечения их долговременной сохранности и организации доступа к ним в наиболее удобной для пользователей форме [22].

Организации, в деятельности которых образуется значительное количество научно-технической документации, упорядочение которой имеет свою специфику, используют Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях 1988 года [12].

Для разработки и переработки собственной инструкции по делопроизводству организациям необходимо воспользоваться Правилами постановки делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 4775 [6]. Описание видов работ по отдельным разделам указанных правил подходит для всех организаций, а не только для федеральных органов исполнительной власти.

Хорошим дополнением к правилам служат Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23 декабря 2009 года № 76 [13].

Кроме собственно делопроизводственных сюжетов эти нормативные документы раскрывают следующие виды архивных работ:

текущее хранение документов;

подготовка их к передаче на архивное хранение;

уничтожение документов с истекшими сроками хранения;

передача дел на архивное хранение.

Организации в своей работе могут руководствоваться инструкциями по отдельным направлениям деятельности и видам работ с архивными документами, в том числе документами по личному составу. Это могут быть инструкции, разработанные Росархивом или органами государственной или исполнительной власти.

Следующий вид нормативных актов, регламентирующих работу с архивными документами, - перечни со сроками хранения.

Перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения разрабатывает Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела в лице Росархива, утверждает их Минкультуры РФ. Применяется данный вид перечней государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в связи с обязанностью всех вышеперечисленных обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу.

Разработчиками перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения выступают заинтересованные министерства и ведомства. Росархив в лице Минкультуры РФ согласовывает эти перечни. Указанные нормативные документы содержат сроки хранения архивных документов, образующихся при осуществлении конкретных видов деятельности.

В данной главе были рассмотрены понятия архивного дела, архивных документов, архивных фондов, выявлены различия между типами архивов, их особенности и организация, а также исследована нормативная база архивного дела в Российской Федерации: федеральные законы, ГОСТы, методические рекомендации и основные правила работы архивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и управление федеральным имуществом в сфере архивного дела. Росархив находится в ведении Министерства культуры РФ.

Росархив осуществляет методическую помощь архивным органам и учреждениям, находящимся на территории субъектов РФ и муниципальных образований.

Документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы их ценности, которая проводится экспертно-проверочными комиссиями специально уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственных, муниципальных архивов совместно с собственниками или владельцами документов в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук».

Объем Архивного фонда Российской Федерации составляет более 500 млн. единиц хранения на различных носителях, или более 8,5 тыс. км архивных полок.

Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, увеличивается в среднем на 1,7 млн. единиц хранения.

Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.

В настоящее время, когда реформированию подвергаются практически все стороны общественного устройства, многократно возрастает ценность архивной информации. Удовлетворить потребность общества в ней возможно лишь путем информатизации архивной отрасли, то есть создания оптимальных условий для этого. В связи с новым пониманием архива как части информационных ресурсов и информационной системы, важнейшей задачей архивной отрасли становится развитие рациональной системы формирования, обеспечения сохранности и всестороннего использования Архивного фонда России.

В Российской Федерации и за рубежом нет единых решений в отношении информационных ресурсов, формируемых в государственных информационных системах. Вместе с тем, имеется понимание того что решение проблемы лежит в двух плоскостях.

Во-первых, необходимо определить и нормативно закрепить, что в отобранных на постоянное хранение государственных информационных системах является объектом архивного хранения:

годовой срез соответствующего государственного реестра;

часть информационного ресурса, утратившая актуальность;

информационный ресурс, эксплуатация которого завершена.

Во-вторых, необходимо определить порядок передачи подобных информационных ресурсов на постоянное хранение, в том числе, установить формат архивного хранения, в который они должны быть конвертированы.

Для взвешенного решения этой задачи требуется проведение исследований, а также серьезная проработка всех указанных проблем.

Реализованные в 2017 году мероприятия в области обеспечения сохранности документов носили комплексный характер и были направлены, в первую очередь, на укрепление и развитие материально-технической базы хранения и специальной обработки архивных документов.

По состоянию на 1 января текущего года в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации было включено 712 документов федеральных и региональных архивов. В целях обеспечения удаленного доступа к ним через сеть «Интернет» велось пополнение данными ГИС «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», размещенной на портале «Архивы России».

Таким образом, в ходе написания курсовой работы в целом была достигнута поставленная цель и решены задачи, сформулированные исходя из целевой установки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Опубликованные источники:

Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 43. Ст. 4169.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53- ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23. Ст. 2199.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 2006. № 165.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. N 808 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14.05.2007 № 20

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации 22.06.2009 № 25, ст. 3060

Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016 № 26, ст. 4034

Регламент Федерального архивного агентства, утв. приказом Федерального архивного агентства от 15 декабря 2016 г. № 146 // Зарегистрирован Минюстом России 11.01.2017. Регистрационный № 45151

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук / М-во культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федер. арх. агентство, ВНИИДАД. – М., 2007. – 187 с.

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях / М-во культуры Российской Федерации, Федер. арх. агентство, ВНИИДАД. – М., 2015. – 98 с.

Основные правила работы архивов организаций. Одобрены решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. – М.: Росархив. ВНИИДАД, 2003.

Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях / Сост.: В.М.Жигунов (отв. составитель), А.Г.Сергеева, Е.П.Тараканова и др. - М.: Главархив СССР, 1990.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти / утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76

ГОСТ Р 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Госстандарт России, 1998.

ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» / утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 118

Книги и статьи:

Andreeva S., Velikanova S., Kozhushkova N., Samarokova I., Arakcheeva Z., Chernykh O.Therisk-basedthinkinginmanagingdocumentsasassets // InternationalJournalofEconomicPerspectives. 2017. Т. 11. № 2. С. 33.

Анохина С.А., Кожушкова Н.В. Кодификация норм оформления перечней в деловом тексте // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 110-117.

Анохина С.А., Кожушкова Н.В., Производственная практика по документоведению: методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 032001.65 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления» / Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 35 с.

Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Кодификация норм оформления перечней в деловом тексте // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 110-117.

Артизов А.Н. Архивное законодательство России: проблемы и перспективы / А.Н. Артизов // Архивное право: история, современность, перспективы: материалы «круглого стола», 20 дек. 2011 г. / Министерство образования РФ, Росархив, РГГУ, Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения. – М., 2012.– С. 3-15.

Булюлина Е. В. Теория и методика архивоведения : учеб. пособие / Е.В. Булюлина; Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 4-15 с.

Бурова Е. М. «Архивное законодательство в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naar.ru/articles/arhivnoe-zakonodatelstvo-v-rossijskoj-federacii/

Бурова, Е.М. Архивоведение (теория и методика) : учебник для вузов / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева ; под ред. Е.М. Буровой. – М.: ИД МЭИ, 2012

Великанова С.С., Аракчеева З.В., Кожушкова Н.В. Документационное обеспечение процесса обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 207.

Великанова С.С., Самарокова И.В., Кожушкова Н.В., Аракчеева З.В.Кадровое делопроизводство: учебное пособие / Москва, 2017.

Кожушкова Н.В. Структура документа. Системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: общие требования к составлению и оформлению. Электронное издание /. Магнитогорск, 2016.

Кожушкова Н.В., Коробков Ю.Д. Комплексный анализ организационно-распорядительного документа: формирование профессиональных компетенций документоведа// Документ.Архив. Современность: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию подготовки документоведов в Уральском федеральном университете. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2012. С. 382-386.

Ульянина Е. А. Архивоведение конспект лекций : учебное пособие / Е. А. Ульянина, А. С. Якименко. – М.: высшее образование, 2009.

Раскин Д. И. Архивоведение : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 383 с.

Хорхордина Т.И., Волкова Т.С. Российские архивы: история и современность: Учебник. – М.: РГГУ, 2012. – 416 с.

Хорхордина, Т.И. Российская наука об архивах: История. Теория. Люди / Т.И. Хорхордина. – М.: Изд-во РГГУ, 2003

Цеменкова С. И. Архивоведение. История архивов России с древнейших времен до начала XX века : учеб. пособие для СПО / С. И. Цеменкова ; под науч. ред. Л. Н. Мазур. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 153 с.

Шульгина М. В. Архивоведение: учебное пособие / М.В. Шульгина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Издательский дом САФУ, 2014. – 232 с.

Просмотров работы: 213