Реализация технологии эстетической направленности детей 2-3 лет в семье - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Реализация технологии эстетической направленности детей 2-3 лет в семье

Жумабаева А.М. 1
1Магнитогорский Государственный Технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эстетическое воспитание — это развитие в человеке таких способностей, как умение воспринимать, ценить и создавать прекрасное, как в повседневной жизни, так и в искусстве. Это непрерывный процесс, который берет начало именно в семье, а уже потом продолжается педагогами в ДОУ и школе.

Важно понимать, что именно родители закладывают в ребенке основы ценностного и смыслового восприятия мира, а также становления эстетического отношения к этому миру. Формирование в семье эстетических взглядов, художественного вкуса, способности к творчеству зависят от многих критериев. Выделим главные из них:

наполнение окружающей среды новыми предметами и стимулами;

занятие разными видами художественной деятельности;

поощрение со стороны родителей стремления к личному творчеству ребенка;

отказ от негативных оценок, а также от критики в адрес ребенка;

формирование у ребенка первичных представлений о видах искусства;

интерес родителей к творчеству и искусству.

Основной целью эстетического воспитания в семье является развитие эстетической культуры, которую составляют следующие критерии:

восприятие — умение понимать и замечать прекрасное, будь то в искусстве, природных явлениях или отношениях между людьми;

чувства — спектр эмоциональной оценки прекрасного;

потребности — необходимость в эстетических переживаниях от созерцания и создания объекта творчества;

вкусы — оценка и восприимчивость явлений окружающего нас мира в соответствии с эстетическими идеалами;

идеалы — индивидуальные представления о красоте, как в искусстве, в окружающем мире, так и в каждом индивидууме.

Задачи эстетического воспитания в семье: развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира, а также художественных образов, выявление и становление способностей к творчеству, формирование потребности в прекрасном. Наконец, мотивация к поиску, исследованию
и экспериментам с материалами для самостоятельного творчества.

Формирование эстетической направленности и активизация познавательной деятельности в семье является мощным инструментом, позволяющим вызвать эмоциональный отклик детей, развить мышление, содействовать развитию поисковой творческой деятельности в последующем образовании.

Наиболее важными и действенными технологиями, методами в данном вопросе являются:

личный пример родителей;

музыкальная деятельность;

изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование
и аппликация, знакомство с предметами искусства и народного творчества);

чтение книг, рассказывание сказок;

беседы с ребенком;

прогулки, посещение театров, детских представлений;

эстетика быта.

Рассмотрим подробнее каждый из методов, а также актуальные технологии развития эстетической направленности.

Одним из самых важных методов в формировании эстетической направленности является личный пример родителя. Невозможно сформировать привычку или развить навык у ребенка без демонстрации личного примера. Первые, кого видит ребенок в семье — это мама и папа. Именно родители становятся его первыми эстетическими идеалами. Здесь нет мелочей — важен и внешний вид, и манера общения, не менее важны семейные традиции, критерии прекрасного и безобразного, на которые опираются родители в своих суждениях, окружающая обстановка.

Музыкальная деятельность. В 2-3 года еще только начинают формироваться первые представления о музыке, ее особом языке, эмоциональности, ритме. Музыкальный вкус начинает воспитываться, как это ни банально, с пения колыбельных, а также различных потешек, песен для детей. Важно также прослушивание ребенком музыки и песен из детских фильмов и мультфильмов.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование
и аппликация) помогает развивать начальные художественные навыки, а также стремление к творчеству, умение ценить и анализировать произведения искусства. Методы изобразительной деятельности: пальчиковое рисование, рисунки из отпечатков ладошек, оттиски печатками, сделанными из овощей, печать по трафарету и многое другое. При этом могут использоваться такие материалы, как: пастель, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры. Рисование и работа с красками знакомят ребенка с цветовой палитрой, развивают способности цветопередачи, умение подбирать, смешивать цвета, способность воспринимать и оценивать свою работу. Кроме того, рисование способствует проявлению творческой активности ребенка, а это важно для последующего развития творческих способностей в более старшем возрасте.

Лепка из пластилина, соленого теста, различных современных материалов помогает осваивать процесс создания трехмерного изображения, развивать мелкую моторику, оценивать и видеть красоту формы. Работа с такими пластичными материалами, как глина и пластилин дает ребенку возможность менять форму многократно, что позволяет идти к совершенству в отношении задуманного.

Аппликация дает ребенку возможность создавать целое из частей и наоборот — части из целого. В этом маленькому творцу помогают самые разные материалы, что в свою очередь помогает развивать фантазию и творческий потенциал. В данном случае используется метод прямого показа, когда родитель транслирует действия, а малыш их повторяет. На первоначальном этапе можно использовать также метод пассивных движений: ребенок делает работу при помощи взрослого. К примеру, малыш держит элемент из бумаги, а мама своими руками дает направление его движениям и помогает собрать аппликацию в единое целое.

Знакомство с изделиями народного промысла (например, дымковская игрушка) методом показа изделий или их изображений на карточках, демонстрации в игровой форме, позволяют развивать эстетический вкус, чувство цвета, формы, также составлять первичное представление
о предметах народного творчества.

Чтение книг, рассказывание сказок, изучение других жанров фольклора дает возможность услышать, воспринять богатство языка. В дальнейшем ребенок учится употреблять слово, как способ показать свои эмоции, а также через речь и описание сказочных героев — развивать образное восприятие.

Беседы с ребенком имеют очень большое значение для эстетического воспитания. Ежедневное знакомство ребенка с окружающими его предметами, явлениями природы, помогают формировать картину мира. А возникающие в процессе познавания вопросы ребенка требуют ответов. Для этого необходим постоянный контакт и общение с ребенком. Ведь именно родители и ближайшее окружение в семье должны научить ребенка отличать добро от зла, гармонию от хаоса, красивое от некрасивого.

Посещение детских представлений, праздников, прогулки на природе.
В этом возрасте детям доступно предэстетическое изучение театрального искусства. Так как ведущей формой деятельности в данном периоде является игра, прививать культуру и привычку посещения театров, выставок, прочих культурных мероприятий можно через участие в играх-драматизациях. Жизнь и прогресс не стоят на месте. Драматические и музыкальные театры предлагают сейчас самые разные программы, представления, адаптированные для малышей. Просмотр детских представлений совместно
с мамой или другим членом семьи позволяет через воспроизведение
в сценической форме литературного произведения получить и закрепить опыт созерцания, соучастия, опыт эмоциональных переживаний. Это, в свою очередь, помогает расширять эмоциональный диапазон, чувство прекрасного, а в более зрелом возрасте развивать навык художественной речи.

Природа, ее явления, смена времен года, безусловно, также могут стать объектом для изучения и созерцания, для получения эмоциональных переживаний от красоты окружающего мира. Поэтому прогулки с ребенком на природе и внимание родителей к красоте этого мира также дают возможности для воспитания эстетической направленности.

Эстетика быта и окружающей обстановки формирует у маленького человека чувство и понимание прекрасного, которое затем обязательно найдет свое выражение в эстетическом сознании. Дизайн, цветовое решение детской комнаты, оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы
и растения, порядок, чистота.

В любой из перечисленных технологий можно и нужно использовать игровые методы (волшебная кисточка/карандаш/бумага/пластилин), привлечение персонажей из сказок, любимых игрушек к комментированию действий родителя и т. д.Очень важно, чтобы ребенок получал от родителей положительную оценку своего творчества, чувствовал ценность и важность своих трудов.

Эстетическое воспитание в семье складывается из очень многих компонентов. Это и атмосфера взаимного уважения, проявление искренних эмоций в повседневном общении членов семьи, и способность выражать чувства словами, опрятный внешний вид всех, кто окружает ребенка дома, правила поведения — непременные основы, на которых базируется эстетическое сознание ребенка.

Опыт эмоционального и нравственного отношения маленького человека к большому и сложному миру, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях, а также опыт творческой деятельности закладывают сильную устойчивую основу для дальнейшего развития эстетических ценностей. И первоначально такой опыт ребенок получает именно в семье, в самые первые годы жизни. Поэтому так важно, чтобы этот опыт состоялся.

Просмотров работы: 13