НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛГЕНЕЗА ПСИХИКИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛГЕНЕЗА ПСИХИКИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ

Сунцов С.А. 1, Сунцова Н.Е. 2
1САФУ им. М.В. Ломоносова
2СГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Симптоматика расстройств аутистического спектра (РАС) в последнее время регулярно уточняется и расширяется. Если семьдесят лет назад выделялось три группы симптомов (нарушение социального взаимодействия, стереотипное поведение, нарушение коммуникации), то теперь многие авторы говорят о нарушениях восприятия, волевых процессов, нарушениях сна и привычек приёма пищи, искажении эмоциональной сферы [1,2,3]. Аутизм определяют как первазивное, всепроникающее расстройство, затрагивающее, так или иначе, все функции организма [4,5]. И в основе этого расстройства лежит дизонтогенез ведущий к нарушению функционалгенеза психики ребёнка.

По современным данным мировой статистики, лишь ¼ часть пациентов с РАС могут жить самостоятельно [6]. Именно это обстоятельство и делает рассмотрение нарушений функционалгенеза актуальным.

Функционалгенез психики одно из центральных понятий в возрастной психологии и определяет развитие психических функций, возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами, и является составной частью онтогенетического становления психических процессов человека.

С периода начала формирования нервной системы в перинатальный период психика не является статичным объектом. Ежесекундно происходит «строительство», созревание нервной системы маленького человека, и каждая новая надстройка, новый уровень, обеспечивает качественные изменения функционирования психики. Н.А. Бернштейн (1947) отмечал, что «дозревание сопровождается и функциональным столь же поочередным вступлением в строй мозговых эффекторных систем» [7,8].

Функционирование психики показательно рассматривать через призму теории функциональных систем П.К. Анохина. В соответствии с его теорией системообразующим фактором является результат системы – полезный приспособительный эффект в соотношении «организм – среда», достигаемый при реализации системы. Организация процессов в системе определяется будущим, ради которого она формируется. Функциональная система относится не только к коре головного мозга или даже к целому головному мозгу. Она есть по своей сути центрально-периферическое образование, в котором импульсы циркулируют как от центра к периферии, так и от периферии к центру (обратная афферентация), что создаёт непрерывную информацию центральной нервной системы о достигнутых на периферии результатах. Всякая функциональная система более высокого уровня организации составляется на основе результатов субсистем более низкой организации [9,10].

Нарушения, возникшие на определённых этапах функционалгенеза, на нижних этажах развития, приводят к искажению развития психики, затрагивая всё новые и новые психические процессы (нарушения сенсорно-перцептивных функций, тонических процессов, процессов восприятия, часто искажая их) и в конечном итоге отражаясь на регуляционно-волевых процессах [11]. При аутизме нарушения биоэлектрической активности наблюдаются, прежде всего, в подкорково-диэнцефально-стволовых структурах служащих основным, «цокольным этажом» в строительстве большого дома под названием Головной мозг человека [12,13]. На начальном этапе ребёнок, по образному выражению, является «стволовым» существом, то есть все основные функции, реализуемые в этот период, управляются стволом мозга, сердцебиение, дыхание, тонус сосудов. В младенческий период функции социального взаимодействия ограничиваются так называемым комплексом оживления - активизацией двигательной активности, поворота головы, эмоциональных проявлений, при появлении взрослого.

Диагностировать аутизм становится возможным лишь при созревании структур участвующих в социализации, при необходимости поддерживать контакт «глаза в глаза», приобретении речи как экспрессивной, так и импрессивной, выделении себя как личности, обозначения собственного «Я» [14,15].

Функционалгенез психики является одним из основных процессов развития психики ребёнка. Нарушения этого процесса, особенно в перинатальный период неизбежно отрицательно скажутся на процессах развития когнитивных, моторных, социально-коммуникативных функций растущего человека.

Список литературы:

Альбицкая Ж.В. Ранний детский аутизм – проблемы и трудности первичной диагностики при междисциплинарном взаимодействии // Медицинский альманах. 2016. Т. 42, № 2. С. 108–111.

Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семей и учителей Кн.1 / Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 224 с.

Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А.А., Якупова Л.П. Клинико-биологические подходы к диагностике детского аутизма и детской шизофрении // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 51—67. doi: 10.17759/ autdd.2016140408 (Дата обращения 03.01.2019).

Никольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/razvitie-kliniko-psihologicheskih-predstavlenij-o (Дата обращения: 03.01.2019).

Никольская О.С., Веденина М.Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s-146 (Дата обращения: 03.01.2019).

Симашкова Н.В., Клюшник Т.П. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 288 с.

Бернштейн Н.А. О построении движений / М.: Книга по Требованию, 2013. - 254 c. (Стр. 159).

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Москва : Медицина, 1966. - 349 с.

Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем / М.: Медицина, 1998. – 400 с.

Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / СПб.: Питер, 2003. 384 с.

Баранов А.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова О.С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков / ФГБУ «Научный центр развития детей» РАМН, Вестник РАМН. 2012. №8, Москва. – С. 26-33.

Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра / М., 2014. 448 с.

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста / СПб.: Питер, 2013. 288 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание / Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.416 с.

Маллаев Д.М. Синдром раннего детского аутизма: медико-психологические и социально-педагогические аспекты / Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. №1 (1) 2007. С. 7-28

Просмотров работы: 26