КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ В ИНТЕРНЕТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Борисова А.Р. 1, Сальникова М.Н. 1
1Ранхигс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Некоторое время назад в широком обиходе бизнес-структур на западе появились термины «бизнес разведка» («business intelligence» или BI) и «конкурентная разведка» («сompetitive intelligence» или CI). Этими терминами стали обозначать сбор и анализ информации о рынках товаров и услуг, клиентах, контрагентах, конкурентах и технологиях, необходимой для успешного развития бизнеса.

Конкурентная разведка — это целенаправленная, постоянная система сбора, обработки, анализа конкурентных сведений и использования полученной объективной информации о деловой среде, а также о ресурсах, уязвимых элементах, намерениях конкурентов. Она действует в рамках существующего законодательства и этических норм, направлена на минимизацию возможных рисков, получение преимуществ в организации бизнеса и дополнительной прибыли.

КР является особенно актуальной в наше время, когда на рынке наблюдается сильная конкуренция и фирме, чтобы оставаться на плаву, необходимо использовать все средства конкурентной борьбы, в том числе и конкурентную разведку.

Конкурентная разведка в интернете представляет собой способ исследования конкурентов, а также решения таких задач, как анализ потребительских настроений, эффективность рекламных компаний осуществление вирусного маркетинга и др.

Очень важно при ведении конкурентной разведки в интернете так же установить наличие слабых сторон или предлагаемых слабостей изделий данной компании и конкурентов.

Как проводится конкурентная разведка в интернете

Собирая информацию о конкурентах в интернете, нужно озадачиваться тем, насколько это правомерно и этично. Опыт многих предприятий говорит о том, что не обязательно при конкурентной разведке прибегать к незаконным и неэтичным действиям, выведывать информацию о компаниях-конкурентах обманным путем, а также намеренно лгать о них (чтобы репутация и доходы пострадали)

Организация и использование КР сегодня не просто делает компанию более успешной, но становится определяющим фактором ее выживания.

Однако, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Использование конкурентной разведки с помощью Интернета влечет за собой ряд проблем:

- Колоссальные объемы информации в Интернете затрудняют поиск действительно нужных сведений

По оценкам специалистов ресурсы всемирной паутины (проиндексированных поисковиками и скрытых) составляют более 550 млрд. документов и постоянно растут.

- Информация в Интернете имеет динамичный характер

Каждый день сведения в Интернете обновляются, удаляются, изменяются, что затрудняет процесс конкурентной разведки.

- Выявление неочевидных закономерностей и связей

- Поиск информации в скрытом веб-пространстве.

В процессе сбора и анализа информации о конкурентах требуется изучить:

- способы поисковой оптимизации конкурентов (по каким ключевым словам можно найти о них определенную информацию на сайтах в «Яндексе», Google и тд), а также ее эффективность;

- продажи конкурентов и отношение к ним клиентов;

- аспекты управления репутацией конкурентов в сети и тд

Существует такой метод конкурентной разведки, как «мертвые вакансии»: когда на собеседование приглашают сотрудника из фирмы конкурента для работы на более выгодных условиях. На этом собеседовании у работника выясняют подробности его деятельности. Никаких, естественно, после этого собеседования предложений о работе не поступает, а конкурентная разведка обладает нужной информацией.

Конкурентная разведка действует: наблюдая (на расстоянии) и (или) проникая в организацию (когда в фирму конкурента вводится свой (или специальный) сотрудник).

Конкурентная разведка, как грамотное применение полученной информацией, никогда не даст бизнесу стоять на месте.

Существующие средства поиска информации в Интернете можно условно разделить на несколько групп:

– каталоги;

– информационно-поисковые системы;

– метапоисковые системы;

– системы мониторинга и контент-анализа;

– экстракторы объектов, событий и фактов;

– системы управления знаниями (DataMining, TextMining);

– специализированные системы конкурентной разведки.

К специализированным системам относятся системы, осуществляющие поиск:

– файлов (например, FileSearch.ru, Files.ru)

– новостей в электронных СМИ (например, Яndex Новости, Moreover);

– товаров в определенных типах магазинов (в книжных или компьютерных) (например, Яndex Товары, Торг.ru);

– людей (например, Люди в Сети, Белые страницы России, Yahoo! PeopleSearch;

– информации в музыкальных архивах (например, MP3Search);

– картинок (например, Яndex Картинки, Google Поиск изображений);

– в каталогах региональных ресурсов (например, Яndex Регионы, Брянский Weblist Емеля и др).

Проанализировав основные инструменты конкурентной разведки в Сети Интернет, можно выделить следующие группы:

1. Инструментыдляотслеживанияупоминаний (Google Alerts, SocialMention, Marketing Grader).

2. Статистикапоисковойрекламы (Advse, Prodvigator, SpyFu, What Runs Where).

3. Анализимониторингключевыхслов (Competitive Research & Keyword Research Gadget, Google Keyword Planner, Monitor Backlinks, SEMRush, SpyFu, The Search Monitor, iSpionage).

4. Анализсоциальныхсетей (InfiniGraph, Simply Measured, Postee).

5. Рейтинг сайтов и анализ популярности (SimilarWeb, Alexa).

6. Проверка ссылочной массы, обратных ссылок и ликбилдинг (Majestic SEO, Ontolo, LinkProspector, OpenSiteExplorer).

7. Универсальные инструменты (SimplyMeasured).

Правильно подобранные инструменты конкурентной разведки в сети Интернет формируют универсальную систему, которая позволит руководству компании оперативно реагировать на изменения ситуации на рынках, оценивать риски и возможности, прогнозировать их и, как следствие – принимать правильные управленческие решения.

Основная цель систем конкурентной разведки – информационное обеспечение перехода от традиционного интуитивного принятия решений на основе недостаточной информации к управлению, основанному на достоверных прогнозах и знаниях.

Согласно циклу обработки информации в классической схеме информационного разведцикла рассматриваемая нами система должна самостоятельно или с участием оператора обеспечивать:

– выбор тематики и направлений развединтереса (целеуказание);

– выбор источников информации (сайты, блоги, форумы и т.д.);

– автоматический поиск и скачивание информации по заданным направлениям мониторинга и указанным источникам по запланированному расписанию (планирование и сбор данных);

– обработку собранных данных и превращение их в информацию;

– контент-анализ и синтез информации – превращение ее в знания;

– своевременную доставку информации к конечным потребителям.

Безусловно, система конкурентной разведки, использующая Интернет как один из источников информации, должна настраиваться под специфику деятельности компании, а также должна включать в себя соответствующую классификацию, гибкие механизмы поиска, оперативной доставки данных и качественной оценки информации.

Интернет – инструмент конкурентной разведки. Он имеет свои плюсы и минусы. Изредка Интернет действительно может помочь решить главную задачу, которую поставил перед специалистом конкурентной разведки руководитель, однако это скорее исключение из общей ситуации. В целом Интернет так и остается важным, но ограниченным в своих возможностях инструментом, играющим в конкурентной разведке заметную, однако же не главную роль. Интернет нельзя переоценивать, хотя и недооценивать его тоже не следует.

Интернет часто незаменим в начале операции конкурентной разведки, потому что он обычно позволяет быстро и недорого «прицелиться», то есть сориентироваться в ситуации в целом, наметить объекты, располагающие нужной информацией, а также источники, которые позволят эту информацию получить.

Кроме того, Интернет хорош для получения справочной информации, а также иногда он позволяет отслеживать изменения фактов или мнений по тем или иным вопросам.

В последнее время арсенал методов конкурентной разведки существенно обогатился, что позволяет в случае необходимости проводить комплексный сравнительный анализ показателей деятельности и бизнес-процессов с выбранным конкурентом в целях совершенствования работы управляющей компании. Информация о результатах чужих прикладных и фундаментальных исследований позволяет сэкономить собственные силы и средства и сосредоточить все внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического процесса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как «войны всех против всех» делает развитие системы конкурентной разведки все более актуальным.

Далее подборка самых разнообразных сервисов по выявлению, отслеживанию и анализу конкурентов, которые могут быть использованы любой организацией для получения конкурентных преимуществ.

Google Alerts — инструмент для отслеживания упоминаний

Google Alerts просто и удобно использовать для получения отчетов об интересующих вас компаниях или брендах непосредственно на e-mail. При каждом упоминании компании в интернете или при опознании поисковыми ботами, данные о новой информации со ссылками отправляется к вам в почтовый ящик. Есть возможность не только отслеживать ключевые слова, но и управлять частотой уведомлений и типом параметров мониторинга.

Полностью поддерживает русский язык.

Лучшие способы использования:

получение ссылок на сайты конкурентов

мониторинга упоминаний вашей компании в социальных медиа

мониторинг ключевых слов

Стоимость: бесплатно.

SocialMention — отслеживание упоминаний в блогосфере, в соцсетях и на видеосервисах

Работает с конкретными ключевыми словами — поисковыми запросами или брендами. Можно сформировать RSS-поток, а еще лучше подписаться на него, чтобы узнавать все детали.

Лучшие способы использования:

мониторинг упоминаний компании

мониторинг разных ключевых слов

перекрестный анализ для соцсетей.

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: бесплатно.

 Topsy — инструмент для социальных медиа

С помощью Topsy можно узнать очень многое о компаниях, использующих Twitter. Он мониторит твиты конкурентов вплоть до 2006 года.

Лучшие способы использования:

сбор подробной статистики о твитах по компаниям, позволяющей проводить детальный анализ и строить такие графики:

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: предоставляется бесплатная версия.

Существует также pro-версия с расширенными возможностями для отслеживания и обработки информации. Однако, ежегодная лицензия недешевая: $12 тыс. в год (зато есть возможность обрабатывать неограниченное количество информации и работать с неограниченным числом электронных ящиков).

 Marketing Grader — инструмент для отслеживания упоминаний

Прекрасный инструмент для быстрого и наглядного анализа активности конкурентов в социальных медиа, блогосфере, сфере SEO и генерации лидов:

Лучшие способы использования:

мониторинг активности конкурирующих компаний в интернете

построение картины поисковой оптимизации для конкурирующих сайтов.

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: бесплатно при поддержке HubSpot.

 Competitive Research & Keyword Research Gadget — анализконкурентовиключевыхслов

Инструмент собирает данные непосредственно с вашего сайта и больше выполняет функцию  виджета, нежели самостоятельного инструмента. Помещает небольшую кнопку на вашем сайте, и вы получаете доступ к развернутому конкурентному анализу:

Лучшие способы использования:

агрегация данных по действиям и стратегиям конкурентов в интернете

можно объединять с другими инструментами.

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: бесплатно.

 Google Keyword Planner — ключевыеслова

Специалисты помнят его по названиям Google Keyword Tool и Traffic Estimator. Ключевые слова – это его главный объект исследования.

Лучшие способы использования:

Так как Keyword Planner создан в Google, лишним было бы уверять, что это один из лучших инструментов для определения оплачиваемых и органических ключевых слов конкурентов

контроль над ключевыми словами на собственном сайте.

Русскоязычный сервис.

Стоимость: необходим бесплатный аккаунт AdWords.

InfiniGraph — работа с социальными сетями

Визуально-ориентированный трекинг для отслеживания активности в социальных медиа. Создает приятные и наглядные графики с информацией о ваших конкурентах:

Лучшие способы использования:

отслеживание трендов в соцсетях

выявление полного портрета аудитории.

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: бесплатно.

Monitor Backlinks — подбор ключевых слов

Несмотря на то, что это сравнительно новый инструмент, он удобен в отслеживании обратных ссылок и ключевых слов.

Лучшие способы использования:

отслеживание входящих ссылок по ключевым словам (dofollow / nofollow)

скачивание или сравнение с полученных в результате фильтрации данных с предыдущими периодами и различными конкурирующими проектами:

подойдет всем, кто нуждается в  конкурентном анализе по ключевым словам и входящим ссылкам.

Не работает с русским языком.

Стоимость: зависит от количества используемых доменов: 2 домена – стоимость подписки составляет $19 в месяц, 5 доменов – $49,99 в месяц, 19 доменов — $99,90 в месяц. За отдельную плату можно заказать и обслуживание большего количества доменов.

SEMRush — анализ ключевых слов

Мощный инструмент для работы с данными от конкурентов. Можно выполнять развернутый анализ различных данных с сайтов-конкурентов: от ранжирования и ключевых слов до трафика и рекламных показателей. Результаты представлены в графическом формате:

Подойдет для анализа органических ключевых слов и показателей трафика.

Поддерживает русский язык.

Стоимость: зависит от того, насколько подробная аналитика необходима. Помимо бесплатной версии есть также специальный план за $69,95 в месяц.

SpyFu — мониторинг рекламы и ключевиков

Простой поиск ключевых слов, по настроенному таргетингу ваших конкурентов. Вы только вводите название конкурента и получаете полный список ключевиков по этому конкуренту:

Лучший способ использования:

подбор ключевиков, используемых вашими конкурентами в органическом поиске и платной выдаче AdWords.

Не поддерживает русский язык.

Стоимость: для базового плана $79/мес, тариф Professional — $139/мес, и для агентств — $999/мес.

Таким образом, если комплексно подходить к информации, собранной подобным образом, можно понимать все события, которые происходят у конкурентов, намного лучше их самих. Особенным шиком можно считать перехват ценных сотрудников, которые вдруг решили поискать другое место работы и разместили соответствующее объявление.

Просмотров работы: 18