Некоторое время назад в широком обиходе бизнес-структур на западе появились термины «бизнес разведка» («business intelligence» или BI) и «конкурентная разведка» («сompetitive intelligence» или CI). Этими терминами стали обозначать сбор и анализ информации о рынках товаров и услуг, клиентах, контрагентах, конкурентах и технологиях, необходимой для успешного развития бизнеса.
Конкурентная разведка — это целенаправленная, постоянная система сбора, обработки, анализа конкурентных сведений и использования полученной объективной информации о деловой среде, а также о ресурсах, уязвимых элементах, намерениях конкурентов. Она действует в рамках существующего законодательства и этических норм, направлена на минимизацию возможных рисков, получение преимуществ в организации бизнеса и дополнительной прибыли.
КР является особенно актуальной в наше время, когда на рынке наблюдается сильная конкуренция и фирме, чтобы оставаться на плаву, необходимо использовать все средства конкурентной борьбы, в том числе и конкурентную разведку.
Конкурентная разведка в интернете представляет собой способ исследования конкурентов, а также решения таких задач, как анализ потребительских настроений, эффективность рекламных компаний осуществление вирусного маркетинга и др.
Очень важно при ведении конкурентной разведки в интернете так же установить наличие слабых сторон или предлагаемых слабостей изделий данной компании и конкурентов.
Как проводится конкурентная разведка в интернете
Собирая информацию о конкурентах в интернете, нужно озадачиваться тем, насколько это правомерно и этично. Опыт многих предприятий говорит о том, что не обязательно при конкурентной разведке прибегать к незаконным и неэтичным действиям, выведывать информацию о компаниях-конкурентах обманным путем, а также намеренно лгать о них (чтобы репутация и доходы пострадали)
Организация и использование КР сегодня не просто делает компанию более успешной, но становится определяющим фактором ее выживания.
Однако, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Использование конкурентной разведки с помощью Интернета влечет за собой ряд проблем:
- Колоссальные объемы информации в Интернете затрудняют поиск действительно нужных сведений
По оценкам специалистов ресурсы всемирной паутины (проиндексированных поисковиками и скрытых) составляют более 550 млрд. документов и постоянно растут.
- Информация в Интернете имеет динамичный характер
Каждый день сведения в Интернете обновляются, удаляются, изменяются, что затрудняет процесс конкурентной разведки.
- Выявление неочевидных закономерностей и связей
- Поиск информации в скрытом веб-пространстве.
В процессе сбора и анализа информации о конкурентах требуется изучить:
- способы поисковой оптимизации конкурентов (по каким ключевым словам можно найти о них определенную информацию на сайтах в «Яндексе», Google и тд), а также ее эффективность;
- продажи конкурентов и отношение к ним клиентов;
- аспекты управления репутацией конкурентов в сети и тд
Существует такой метод конкурентной разведки, как «мертвые вакансии»: когда на собеседование приглашают сотрудника из фирмы конкурента для работы на более выгодных условиях. На этом собеседовании у работника выясняют подробности его деятельности. Никаких, естественно, после этого собеседования предложений о работе не поступает, а конкурентная разведка обладает нужной информацией.
Конкурентная разведка действует: наблюдая (на расстоянии) и (или) проникая в организацию (когда в фирму конкурента вводится свой (или специальный) сотрудник).
Конкурентная разведка, как грамотное применение полученной информацией, никогда не даст бизнесу стоять на месте.
Существующие средства поиска информации в Интернете можно условно разделить на несколько групп:
– каталоги;
– информационно-поисковые системы;
– метапоисковые системы;
– системы мониторинга и контент-анализа;
– экстракторы объектов, событий и фактов;
– системы управления знаниями (DataMining, TextMining);
– специализированные системы конкурентной разведки.
К специализированным системам относятся системы, осуществляющие поиск:
– файлов (например, FileSearch.ru, Files.ru)
– новостей в электронных СМИ (например, Яndex Новости, Moreover);
– товаров в определенных типах магазинов (в книжных или компьютерных) (например, Яndex Товары, Торг.ru);
– людей (например, Люди в Сети, Белые страницы России, Yahoo! PeopleSearch;
– информации в музыкальных архивах (например, MP3Search);
– картинок (например, Яndex Картинки, Google Поиск изображений);
– в каталогах региональных ресурсов (например, Яndex Регионы, Брянский Weblist Емеля и др).
Проанализировав основные инструменты конкурентной разведки в Сети Интернет, можно выделить следующие группы:
1. Инструментыдляотслеживанияупоминаний (Google Alerts, SocialMention, Marketing Grader).
2. Статистикапоисковойрекламы (Advse, Prodvigator, SpyFu, What Runs Where).
3. Анализимониторингключевыхслов (Competitive Research & Keyword Research Gadget, Google Keyword Planner, Monitor Backlinks, SEMRush, SpyFu, The Search Monitor, iSpionage).
4. Анализсоциальныхсетей (InfiniGraph, Simply Measured, Postee).
5. Рейтинг сайтов и анализ популярности (SimilarWeb, Alexa).
6. Проверка ссылочной массы, обратных ссылок и ликбилдинг (Majestic SEO, Ontolo, LinkProspector, OpenSiteExplorer).
7. Универсальные инструменты (SimplyMeasured).
Правильно подобранные инструменты конкурентной разведки в сети Интернет формируют универсальную систему, которая позволит руководству компании оперативно реагировать на изменения ситуации на рынках, оценивать риски и возможности, прогнозировать их и, как следствие – принимать правильные управленческие решения.
Основная цель систем конкурентной разведки – информационное обеспечение перехода от традиционного интуитивного принятия решений на основе недостаточной информации к управлению, основанному на достоверных прогнозах и знаниях.
Согласно циклу обработки информации в классической схеме информационного разведцикла рассматриваемая нами система должна самостоятельно или с участием оператора обеспечивать:
– выбор тематики и направлений развединтереса (целеуказание);
– выбор источников информации (сайты, блоги, форумы и т.д.);
– автоматический поиск и скачивание информации по заданным направлениям мониторинга и указанным источникам по запланированному расписанию (планирование и сбор данных);
– обработку собранных данных и превращение их в информацию;
– контент-анализ и синтез информации – превращение ее в знания;
– своевременную доставку информации к конечным потребителям.
Безусловно, система конкурентной разведки, использующая Интернет как один из источников информации, должна настраиваться под специфику деятельности компании, а также должна включать в себя соответствующую классификацию, гибкие механизмы поиска, оперативной доставки данных и качественной оценки информации.
Интернет – инструмент конкурентной разведки. Он имеет свои плюсы и минусы. Изредка Интернет действительно может помочь решить главную задачу, которую поставил перед специалистом конкурентной разведки руководитель, однако это скорее исключение из общей ситуации. В целом Интернет так и остается важным, но ограниченным в своих возможностях инструментом, играющим в конкурентной разведке заметную, однако же не главную роль. Интернет нельзя переоценивать, хотя и недооценивать его тоже не следует.
Интернет часто незаменим в начале операции конкурентной разведки, потому что он обычно позволяет быстро и недорого «прицелиться», то есть сориентироваться в ситуации в целом, наметить объекты, располагающие нужной информацией, а также источники, которые позволят эту информацию получить.
Кроме того, Интернет хорош для получения справочной информации, а также иногда он позволяет отслеживать изменения фактов или мнений по тем или иным вопросам.
В последнее время арсенал методов конкурентной разведки существенно обогатился, что позволяет в случае необходимости проводить комплексный сравнительный анализ показателей деятельности и бизнес-процессов с выбранным конкурентом в целях совершенствования работы управляющей компании. Информация о результатах чужих прикладных и фундаментальных исследований позволяет сэкономить собственные силы и средства и сосредоточить все внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического процесса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как «войны всех против всех» делает развитие системы конкурентной разведки все более актуальным.
Далее подборка самых разнообразных сервисов по выявлению, отслеживанию и анализу конкурентов, которые могут быть использованы любой организацией для получения конкурентных преимуществ.
Google Alerts — инструмент для отслеживания упоминаний
Google Alerts просто и удобно использовать для получения отчетов об интересующих вас компаниях или брендах непосредственно на e-mail. При каждом упоминании компании в интернете или при опознании поисковыми ботами, данные о новой информации со ссылками отправляется к вам в почтовый ящик. Есть возможность не только отслеживать ключевые слова, но и управлять частотой уведомлений и типом параметров мониторинга.
Полностью поддерживает русский язык.
Лучшие способы использования:
получение ссылок на сайты конкурентов
мониторинга упоминаний вашей компании в социальных медиа
мониторинг ключевых слов
Стоимость: бесплатно.
SocialMention — отслеживание упоминаний в блогосфере, в соцсетях и на видеосервисах
Работает с конкретными ключевыми словами — поисковыми запросами или брендами. Можно сформировать RSS-поток, а еще лучше подписаться на него, чтобы узнавать все детали.
Лучшие способы использования:
мониторинг упоминаний компании
мониторинг разных ключевых слов
перекрестный анализ для соцсетей.
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: бесплатно.
Topsy — инструмент для социальных медиа
С помощью Topsy можно узнать очень многое о компаниях, использующих Twitter. Он мониторит твиты конкурентов вплоть до 2006 года.
Лучшие способы использования:
сбор подробной статистики о твитах по компаниям, позволяющей проводить детальный анализ и строить такие графики:
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: предоставляется бесплатная версия.
Существует также pro-версия с расширенными возможностями для отслеживания и обработки информации. Однако, ежегодная лицензия недешевая: $12 тыс. в год (зато есть возможность обрабатывать неограниченное количество информации и работать с неограниченным числом электронных ящиков).
Marketing Grader — инструмент для отслеживания упоминаний
Прекрасный инструмент для быстрого и наглядного анализа активности конкурентов в социальных медиа, блогосфере, сфере SEO и генерации лидов:
Лучшие способы использования:
мониторинг активности конкурирующих компаний в интернете
построение картины поисковой оптимизации для конкурирующих сайтов.
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: бесплатно при поддержке HubSpot.
Competitive Research & Keyword Research Gadget — анализконкурентовиключевыхслов
Инструмент собирает данные непосредственно с вашего сайта и больше выполняет функцию виджета, нежели самостоятельного инструмента. Помещает небольшую кнопку на вашем сайте, и вы получаете доступ к развернутому конкурентному анализу:
Лучшие способы использования:
агрегация данных по действиям и стратегиям конкурентов в интернете
можно объединять с другими инструментами.
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: бесплатно.
Google Keyword Planner — ключевыеслова
Специалисты помнят его по названиям Google Keyword Tool и Traffic Estimator. Ключевые слова – это его главный объект исследования.
Лучшие способы использования:
Так как Keyword Planner создан в Google, лишним было бы уверять, что это один из лучших инструментов для определения оплачиваемых и органических ключевых слов конкурентов
контроль над ключевыми словами на собственном сайте.
Русскоязычный сервис.
Стоимость: необходим бесплатный аккаунт AdWords.
InfiniGraph — работа с социальными сетями
Визуально-ориентированный трекинг для отслеживания активности в социальных медиа. Создает приятные и наглядные графики с информацией о ваших конкурентах:
Лучшие способы использования:
отслеживание трендов в соцсетях
выявление полного портрета аудитории.
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: бесплатно.
Monitor Backlinks — подбор ключевых слов
Несмотря на то, что это сравнительно новый инструмент, он удобен в отслеживании обратных ссылок и ключевых слов.
Лучшие способы использования:
отслеживание входящих ссылок по ключевым словам (dofollow / nofollow)
скачивание или сравнение с полученных в результате фильтрации данных с предыдущими периодами и различными конкурирующими проектами:
подойдет всем, кто нуждается в конкурентном анализе по ключевым словам и входящим ссылкам.
Не работает с русским языком.
Стоимость: зависит от количества используемых доменов: 2 домена – стоимость подписки составляет $19 в месяц, 5 доменов – $49,99 в месяц, 19 доменов — $99,90 в месяц. За отдельную плату можно заказать и обслуживание большего количества доменов.
SEMRush — анализ ключевых слов
Мощный инструмент для работы с данными от конкурентов. Можно выполнять развернутый анализ различных данных с сайтов-конкурентов: от ранжирования и ключевых слов до трафика и рекламных показателей. Результаты представлены в графическом формате:
Подойдет для анализа органических ключевых слов и показателей трафика.
Поддерживает русский язык.
Стоимость: зависит от того, насколько подробная аналитика необходима. Помимо бесплатной версии есть также специальный план за $69,95 в месяц.
SpyFu — мониторинг рекламы и ключевиков
Простой поиск ключевых слов, по настроенному таргетингу ваших конкурентов. Вы только вводите название конкурента и получаете полный список ключевиков по этому конкуренту:
Лучший способ использования:
подбор ключевиков, используемых вашими конкурентами в органическом поиске и платной выдаче AdWords.
Не поддерживает русский язык.
Стоимость: для базового плана $79/мес, тариф Professional — $139/мес, и для агентств — $999/мес.
Таким образом, если комплексно подходить к информации, собранной подобным образом, можно понимать все события, которые происходят у конкурентов, намного лучше их самих. Особенным шиком можно считать перехват ценных сотрудников, которые вдруг решили поискать другое место работы и разместили соответствующее объявление.