ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мухамедьянова Д.Ф. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые формы свободы, ответственности и возможности созидания остро стоит перед обществом.

Большое количество детей дошкольного возраста проявляют различные способности, которые необходимо заметить и развивать именно в такой благоприятный период, как дошкольное детство. Очень много детей интересуется и увлекается творчеством, но очень мало тех, кто продолжает этим заниматься, когда сензитивный период заканчивается, очень мало тех, кто потом хочет стать художником и тех, кто использует приобретенные способности.

Ребенок усваивает знания, понятия, опыт в готовом виде либо непосредственно от старших, либо из книг, посредство искусства и культуры. Ребенок усваивает правила, оценочные суждения, которым вынужден подчиняться и которым учится в своей собственной практике. Всё это благодаря активности детей, выступающей в разных видах и формах, процесс воздействия среды на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия подрастающего человека с окружающей средой.

Согласно позиции В.Ф. Овчинникова, «творческая активность – одно из направлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» [8].

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования художественно-эстетическое развитие детей предполагает становление у детей эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности. [13]

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Активность личности психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обуславливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» [5].

Активность побуждает человека раскрывать свой потенциал и применять имеющиеся знания, умения в ходе взаимодействия с окружающим миром, а, следовательно, активность определяет деятельность. Активность определяет качество деятельности через отношение субъекта, которое включает готовность, стремление действовать, желание выполнить работу быстрее, проявить инициативу.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие интереса к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя, естественная потребность ребенка, которая возникает внезапно, не в результате тщательных размышлений.

В условиях динамично изменяющейся современной культуры роль детского дизайна в воспитании подрастающего поколения возрастает, приобретая все более разнообразные формы. На современном этапе важно добиться гармоничного сосуществования эстетики и функциональности дизайн-деятельности дошкольников. Необходимо понять, что важен замысел детского творчества, а не столько его схожесть с образцом воспитателя. Возникает необходимость сделать акцент на развитии креативности, формировании эстетического вкуса, и разрушить эти самые эстетические традиции современных детских садов.

Одна из важнейших функций творчества – дать возможность детям выразить то, что они еще не могут сказать словами. Можно показать свои чувства, особенно если они не приемлемы (например, злость на взрослого человека), а также продемонстрировать свои впечатления и эмоции. Творчество жизненно необходимо для эмоционального и познавательного роста личности. В дошкольном возрасте оно рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных его проявлениях.

Следует отметить, что роль художественного воспитания детей – не подготовка художников, музыкантов иди дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида творческой активности.

Сущность понятия «творческая активность дошкольника» Ю.Н. Рюмина рассматривает как деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию личностно значимого материального или духовного продукта [11].

.

Оценка уровней сформированности творческой активности у етей старшего дошкольного возраста ученым проводилась с учетом выраженности определенных критериев и их показателей. Мотивационный компонент включал интерес к творческой деятельности и любознательность. Креативный компонент представлен творческим мышлением дошкольника. В качестве основных показателей креативности выделены беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу какого-либо стимула); гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому); оригинальность мышления (самостоятельные, неординарные, самобытные решения); широта категоризации (отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предмета, придание ему функционального или переносного значения).

Процесс формирования творческой активности в дошкольном детстве предполагает организацию педагогического процесса с опорой на интегративный характер творческой активности. В качестве основного средства данного процесса нами предложен дизайн.

Дизайн – это специфическая сфера деятельности по разработке предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [10]. Дизайнерские решения – это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в соответствии с собственным мироощущением. Посредством дизайнерской деятельности благоприятнее всего формировать и развивать творческую активность, так как именно дизайн синтезирует опыт многих видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики. Развиваясь в дизайн-деятельности, ребенок постигает новые формы преобразования окружающей среды, у него формируется творческая позиция в поиске нетрадиционных путей решения задач, с которыми он сталкивается в жизни.

Дизайн социально-оптимистичен. В сравнении с искусством, дизайн дает ответы, а искусство задает вопросы. Соответственно, предметы дизайнерской деятельности более футуристичны, то есть направленны на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей твердо связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий. А декоративно – прикладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов.

Дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Напротив, декоративно-прикладное искусство в своей основе преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дымковские игрушки очень красивые, интересные, но практического применения их в детской деятельности нет. Они хрупкие и чаще всего после изготовления их в детском саду отправляют на полку, и разрешается лишь созерцать сотворенное.

Под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту, умели ее создавать, преобразовывая окружающую среду.

Список литературы:

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: учебно-методическое пособие / Е.С. Белова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 144 с.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.

Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников [Текст]: учебник/ - М., 2001. С.289

Лыкова, И.А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании / И.А. Лыкова / Детский сад: теория и практика. – 2014. – № .10 – С. 6-19.

Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1970. - С. 18.

Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество / А.Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. – С. 52 - 70

НаркевичН.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия школы и семьи : дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Наркевич. Н. Новгород, 2007. С. 15.

Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М., 1984. - С. 121.

Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье / Г.Н. Пантелеев. – М.: Карапуз – дидактика, 2006. – 191 с.

Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. Пособие. – М., 2003. – С. – 12

Рюмина, Ю Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ю.Н. Рюмина. – Екатеринбург, 2003. – 253 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou

Шиян, О.А. Эстетика детского сада: кто и для кого ее формирует? / О.А. Шиян / Учительская газета. – 2017. – С. 7.

Просмотров работы: 92