ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диденко С.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире система дошкольного образования предусматривает подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе. В дошкольном учреждении предшкольная подготовка зачастую относится только лишь к решению образовательных задач. Детям учат дают лишь конкретный объем знаний. А вот показатель готовности к обучению в школе, а конкретно, сформированность предпосылок универсальных учебных действий, упускается из виду. Таким образом, у детей 6-7 лет формируются только внешние характеристики готовности к школе.

В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

В Законе об образовании в Российской Федерации подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [7].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что ребенок на этапе завершения ступени дошкольного образования должен овладеть предпосылками универсальных учебных действий, т. е. целевыми ориентирами, которые рассматриваются как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка» [6, с. 29].

У детей 6-7 лет должны быть сформированы следующие предпосылки универсальных учебных действий [5]:

Мотивационная составляющая, которая подразумевает под собой желание учиться, а также получать новые знания.

Основы произвольного поведения, чтобы ребенок мог прилагать волевые усилия для достижения поставленных целей, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности и принимать оценки взрослого.

У ребенка должна быть сформирована активная позиция, проявляющаяся в самостоятельности и направленности на получение новых знаний. А также умение осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи.

Дошкольник должен уметь работать в коллективе, так у него разовьется умение подчиняться правилам и нормам, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Так же в самой распространенной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в области «Познавательное развитие» в содержании психолого-педагогической работы выделяются задачи, такие как развитие умения самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Данные задачи в большей степени относятся к регулятивным учебным действиям.

В процессе формирования предпосылок регулятивных учебных действий у детей развиваются определенные умения. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, ставить цель, планировать свою деятельность, обнаруживать несоответствие между целью и конечным результатом, а также оценивать и совершенствовать собственную деятельность, у детей развивается способность к волевому усилию.

Недостаточное количество методических материалов по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении в приоритете является игровая деятельность. В игре развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в игровой деятельности закладываются предпосылки учебной деятельности. Отсюда следует, что лучшее средство для формирования предпосылок к учебным действиям является игра. В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, также учатся решать поставленные перед ними задачи и действовать согласно правилам.

В формировании предпосылок регулятивных умений реализации учебной деятельности особое место должно отводиться шахматам. О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т.д.

Немецкий ученый Клаус отмечал, что «точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Шахматы - это творчество, сочетающееся с правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны для детей и играть в эту игру можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста [2, с.8]

Причины повышения интереса к шахматам разнообразны, но, по-видимому, они во многом определяются интеллектуализацией современного общества и значимостью проблемы творческого развития человека. Шахматы – часть общечеловеческой культуры, а их большие педагогические возможности позволяют надеяться, что они займут достойное место в система средств формирования гармоничной личности каждого ребенка [1, c.5].

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей умения самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и корректировать свою деятельность, у детей развивается способность к волевому усилию. Способствует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность, изобретательность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Обучение игре в шахматы создает у ребенка психологическую готовность к школе, содействует формированию качеств, необходимых для успешной учебы

Таким образом, шахматы являются незаменимой игрой и играют важную роль в развитии дошкольника. Они способствуют формированию ценностных качеств, учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Шахматы являются одним из разносторонних средств формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий. Они учат творчеству, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.

Список литературы:

Гершунский Б.С. Шахматы – школе / Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев, Н.В. Крогиус, В.С. Хлемендик – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.

Гришина В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришина – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране / И.Г. Сухин – М.: Проматур, 2000. – 176 с.

Уварова, JI. H. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст]: учеб. пособие / T. H. Уварова. – Уфа: БашГУ, 2005. – 86 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Просмотров работы: 16