СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШЕКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШЕКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Кельдимуратова А.Е. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШЕКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Кельдимуратова А.Е., Лашкова Л.Л.

Сургутский государственный педагогический университет

Сургут, Россия

CONTENTS OF THE NOTION "COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE"

Keldimuratova A.E., Lashkova L.L.

Surgut State Pedagogical University

Surgut, Russia

Необходимость формирования и развития коммуникативных умений дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему потенциальную возможность успешного освоения школьной программы, социализации в обществе и личностного развития в целом. Об этом свидетельствуют различные педагогические исследования (М.М. Алексеевой, С.В. Проняевой, О.С. Ушаковой, Л.В. Чернецкой, В.И. Яшиной и др.).

Значимость формирования коммуникативных умений у дошкольников подтверждается современными направлениями государственной политики России в области образования, представленными в нормативных документах (Закон «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), выпускник детского сада должен обладать следующими «возможными возрастными характеристиками в области социально-коммуникативного развития»: ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи; старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения [1].

Изучением развития коммуникативных умений занимались В.А. Канн-Калик, Л.А. Петровская, Г.М. Андреева. Их исследования стали основой для исследования педагогических аспектов проблемы формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Содержание понятия «коммуникативные умения» проанализированы в философской (А.А. Брудный, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин), в психологической (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Л.А. Петровская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Мясищев), и педагогической (В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик) литературе, однако у большого числа исследователей отсутствует единый подход к интерпретации данного понятия. Особый интерес для нас представляют работы, посвященные выявлению особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В.Н. Давидович, Р.И. Деревянко, Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук и др.)

Однако в настоящее время, несмотря на частое использование понятия «коммуникативные умения» в лексиконе педагогов, отсутствует его единая трактовка, а классификация коммуникативных умений до сих пор является дискуссионным научным вопросом.

Содержание понятия «коммуникативные умения» исследовалось в трудах различных ученых: при этом большинство из подходов к интерпретации данного понятия не противоречат, а дополняют друг друга.

Например, Н.Н. Яковлева под коммуникативными умениями понимает умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [2]. Однако такая интерпретация имеет в своей основе очень узкий подход, поскольку представляет лишь поведенческий признак. В этом определении отсутствуют такие важные составляющие, как коммуникативные знания и действия, которые детерминируют поведение ребенка в коммуникации.

Более широкий подход к определению понятия «коммуникативные умения», учитывающий поведенческие аспекты коммуникации, предлагает А.В. Мудрик: по его мнению, коммуникативные умения – это умения правильно выстраивать поведение с учетом понимания психологических особенностей индивида [3].

Конкретизируя позицию А.В. Мудрик, Е.В. Сидоренко считает, что коммуникативными умениями является набор освоенных личностью приемов, методов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов [4].

С точки зрения деятельностного подхода, В.Д. Ширшов отмечает, что коммуникативными умениями можно считать совокупность коммуникативных действий, имеющую в своей основе готовность личности к общению и адекватное использование ею коммуникативных знаний с целью преобразования окружающей реальности [5].

В свою очередь, с позиции Ю.А. Каляевой, коммуникативные умения характеризуются информативными, перцептивными и интерактивными действиями, оказывающими влияние на готовность личности к коммуникативному взаимодействию в конкретной ситуации общения [6].

Схожая позиция содержится в исследованиях, С.В. Конченко: автор отмечает, что в дошкольной педагогике коммуникативные умения являются, по сути, осознанными коммуникативными действиями дошкольников, а также их способностью правильно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения [7]. Данное определение включает в себя два важных момента:

1) коммуникативными умениями являются именно осознанные коммуникативные действия детей дошкольного возраста, базирующиеся на системе имеющихся знаний и элементарных умений, усвоенных детьми;

2) коммуникативные умения также определяются способностью детей дошкольного возраста управлять своим поведением и прибегать к использованию наиболее рациональных приемов и способов действий при решении коммуникативных задач [7].

А.Г. Асмолов определяет коммуникативные умения как совокупность действий, знаний и способностей в этой области: «коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения» [8].

Похожей позиции придерживается Г.Р. Кобелева, определяя коммуникативные умения следующим образом: «комплекс коммуникативных действии, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющий творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности» [9]. В рамках нашего исследования мы будем придерживаться этого подхода в определении коммуникативных умений, поскольку оно иллюстрирует их содержательные компоненты, соответствующие основным сторонам развития личности ребенка.

Для лучшего понимания содержания коммуникативных умений, рассмотрим существующие подходы к их классификации.

Необходимо отметить, что общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует.

Так, например, Л.В. Чернецкая классифицирует коммуникативные умения следующим образом [10]:

1) вербальные коммуникативные умения – умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувствах;

2) невербальные умения – умения владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т.д.

Для систематизации видов коммуникативных умений часто используют функциональную характеристику структуры общения Г.М. Андреевой [11]:

– первая группа соответствует коммуникационной стороне общения и включает понятия о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умении ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать высказывания, суждения;

– вторая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия об эмпатии, рефлексии, саморефлексии, коммуникативном воспитании и его возможностях, умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты, прогнозировать возможные реакции партнеров в процессе общения;

– третья группа - интерактивная сторона общения, которая включает понятия о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизацию общения, умение проводить беседу, собрание, переговоры, увлечь за собой, сформулировать требование, приказ, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

С точки зрения А.А. Леонтьева, содержание коммуникативных умений объединяет в себе набор информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных групп [12].

Автор считает, что группа информационно-коммуникативных умений включает в себя такие умения, как:

– вступление в процесс общения (выражение просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения);

– ориентировка в партнерах и ситуациях общения (завязывание разговора со знакомыми и незнакомыми людьми; соблюдение правил культуры общения при общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.; понимание конкретной ситуация, в которую поставлены собеседники, намерений, мотивов общения);

– соотнесение средств вербального и невербального общения (употребление слов и знаков вежливости; эмоциональное и содержательное выражение мыслей, использование жестов, мимики и символов; получение и снабжение информацией о себе и других предметах разговора; использование рисунков, таблиц, схем, группировка содержащегося в них материала).

К группе регуляционно-коммуникативных умений А.А. Леонтьев относит:

– согласование своих действий, мнений, установок с потребностями собеседника; доверие, помощь и поддержка тех товарищей по общению (помощь нуждающимся в ней, умение уступить, честность, отсутствие уклонений ответов, готовность сказать о своих намерениях, умение дать совет самому и послушать совета другого, доверие своему собеседнику: сверстнику, педагогу, взрослым и др.);

– применение своих индивидуальных умений в процессе решения совместных задач;

– оценивание результатов совместного общения (оценивание себя и других критически, с учетом личного вклада каждого в общение, умение принять правильное решение, выразить согласие или несогласие, одобрение или неодобрение, оценивание соответствия вербального поведения невербальному).

К группе аффективно-коммуникативных умений, по мнению автора, относятся:

– умение разделить свои чувства, интересы, настроение с партнерами по общению;

– проявление чуткости, отзывчивости, сопереживания к собеседнику;

– оценивание эмоционального поведения друг друга.

Изучив разные позиции в отношении классификации коммуникативных умений, согласимся с мнением Г.А. Андреевой в отношении классификации коммуникативных умений, продолжающим выбранное рабочее определение коммуникативных умений.

Формирование и развитие коммуникативных умений является довольно сложным, длительным и многоаспектным процессом, с самого раннего детства ребенок усваивает принятые манеры поведения и образцы взаимодействия. На основе своего раннего детского опыта дошкольник приобретает социально обязательные коммуникативные умения. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социально-культурной жизни.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богоуславская, Д.Б. Эльконин).

Особый интерес для нас представляют работы, посвященные выявлению особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В.Н. Давидович, Р.И. Деревянко, Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук и др.)

Так, например, Л.H. Галигузова и Е.О. Смирнова, изучая общение дошкольников со сверстниками, выделили характерные особенности их контактов. Так, авторами отмечается, что первая отличительная особенность контактов со сверстниками – яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры детей со взрослыми протекают более спокойно, без лишних экспрессий, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций от ярко выраженного негодования до бурной радости. Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность. Третья отличительная особенность общения дошкольников – преобладание инициативных высказываний над ответными. Поэтому беседа, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам. Четвертая отличительная особенность - богатство назначения и функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и совместная игра (вместе решить как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?). Общаясь со сверстниками, по мнению авторов, ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).

В свою очередь, говоря об возрастной специфике коммуникативной деятельности, Р.С. Немов выделяет целый ряд особенностей, которые свойственны дошкольникам [13].

Первая особенность заключается в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности коммуникативной деятельности дошкольников. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером по общению. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками дети демонстрируют целый ряд поведенческих умений таких как: умение вести диалог, умение слышать и слушать, вести спор. Умение вставать на точку зрения другого, умение работать сообща для достижения общей цели.

Третья специфическая особенность заключается в их нестандартности и нерегламентированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дети используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам. Однако эта раскованность и нерегламентированность, по словам Р.С. Немова, может распадаться, и проявляется это в невозможности продолжить и развить диалог, когда отсутствует ответная реакция партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Поэтому следует отметить, что многие дети дошкольного возраста в разной степени сталкиваются с трудностями в овладении коммуникативными умениями. Особенно это выражено в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе ролевой игры, а также в различных ситуациях нерегламентированного общения (то есть в процессе свободной деятельности) [13]. Недоразвитость коммуникативных умений приводит к занятию ребенком невысокого социального статуса в группе сверстников, что приводит к сложным отношениям со сверстниками: такой ребенок обычно обладает повышенной конфликтностью, неумением договариваться в процессе совместной деятельности или игры. Дети с низким уровнем развития коммуникативных умений все равно стремятся играть со сверстниками, но им очень сложно наладить дружеские и игровые отношения, в процессе общения случаются частые ссоры, и, в итоге, такие дети ссорятся, и вынуждены играть в одиночестве [14].

В целом, значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом [15].

Исследования возрастных особенностей старшего дошкольного возраста показали, что к семи годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними [16].

С.Н. Карпова отмечает, что старший возраст является очень важным в вопросе развития коммуникативных умений, так как именно в этом возрасте у детей отмечаются такие процессы, как:

– активная ориентировка во взаимоотношениях людей;

– интенсивное накапливание первого опыта взаимодействия;

– становление способности действовать согласно доступным этическим нормам и правилам [17].

И.С. Казаков утверждает, что на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста оказывает большое влияние его социальное окружение, особенно взрослые (родители и педагоги), которые помогают им овладеть разнообразными формами и средствами общения (и речевыми, и невербальными) [18].

В то же время, по мнению А.И. Соловьевой, задачи развития коммуникативных умений старших дошкольников состоят не только в умении элементарно осознавать факты слышимой речи и вербально выражать мысль, но и в умении самостоятельно задавать вопросы, высказываться относительно темы разговора, налаживать взаимодействие и в установлении с окружающими доверительных, личностных, эмоционально положительных контактов [19].

В исследованиях А.Г. Самохваловой содержатся утверждения о том, что основу коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста составляют умения привлечь и удержать внимание собеседника, а также умение убедить в чем-либо, вызвать интерес к совместной деятельности. Эти умения предопределяют дальнейшие контакты и участие детей в вербально-коммуникативных событиях [20].

По мнению Т.В. Антоновой, в старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками является определяющим фактором в развитии самосознания и самооценки ребенка, определяет стереотипы поведения и деятельности дошкольника. Поэтому, коммуникационные умения у детей старшего дошкольного возраста характеризуются [21]:

– большей насыщенностью разнообразными событиями, которые происходят с ними каждый день;

– наличием конфликтов, ссор и дружеских отношений;

– наличием взаимопомощи и стремления соревноваться у детей между собой;

– эмоциональной насыщенностью, яркими, глубокими переживаниями.

Е.О. Смирнова считает, что старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Благодаря этому у детей формируется новый характер взаимодействия со взрослыми и со сверстниками. К примеру, ребенку становится интересно знать мнение взрослого относительной той или иной точки зрения [22].

У детей старшего дошкольного возраста расширяется поле совместной деятельности, и благодаря этому происходят изменения в мотивах коммуникации друг с другом. В этом возрасте начинают появляться такие мотивы, как:

– стремление завоевать положительную оценку сверстников и симпатий окружающих;

– дети начинают уважительно относиться друг к другу;

– в проведении часто присутствуют элементы соревновательности [17].

В этой связи, рассматривая процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, как единое сложное образование, О.М. Арефьева определяет его как состоящее из трех компонентов [23]:

1) Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

2) Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение (децентрацию), а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.

3) Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности».

С нашей точки зрения, содержание процесса развития коммуникативных умений должно отражать все вышеперечисленные компоненты, создавая тем самым предпосылки для их дальнейшего развития. Эта позиция подтверждает и продолжает наши суждения в отношении сущности и классификации коммуникативных умений. Согласившись с мнением О.М. Арефьевой в этом вопросе, мы полагаем, что указанные компоненты не только раскрывают смысловое содержание категории «коммуникативные умения», но и позволяют осуществить посредством них диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников.

Таким образом, несмотря на различные подходы к трактовки понятия «коммуникативные умения» и их развития в старшем дошкольном возрасте, встречающиеся в психолого-педагогической литературе, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта, поддерживать и завершать диалог, умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать собеседника.

Резюмируя сказанное, отметим, что коммуникативные умения представляют собой освоенные ребенком способы выполнения коммуникативных действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых коммуникативных знаний и навыков.

Развитие коммуникативных умений представляет собой процесс длительный и сложный, аккумулирующий все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений. Этот процесс требует многосторонней целенаправленной работы на протяжении всего периода детства, в том числе и на этапе старшего дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста присущи специфические особенности коммуникативной деятельности: широкий спектр коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность коммуникации, недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, отсутствие адекватной оценки своего места в мире взрослых, а также поведенческие нарушения. Дальнейшее изучение содержания и особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста позволило обозначить следующие их содержательные компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

В заключении стоит отметить, что развитие коммуникативных умений старших дошкольников осуществляется в процессе использования различных видов деятельности. Однако в психолого-педагогической литературе остается дискуссионным вопрос о роли педагога в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, что может составить предмет дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева; СПб. академ. постдипл. пед. образ. – СПб., 2012. – 21 с.

3. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

4. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.

5. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. пед. ун-та, 1994. – 128 с.

6. Каляева, Ю.А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната. – Магнитогорск, 2002. – 144 с.

7. Конченко, С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 334-337.

8. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Academia: Смысл, 2007. – 526 с.

9. Кобелева, Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: Автореф. канд. ... психол. наук / Г.Р. Кобелева. – Самара, 2004. – 24 с.

10. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.

11. Привалова, С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства / С.Е. Привалова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №7. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 03.12.2018).

12. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение / А.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1979. – №2. – С. 121-132.

13. Кулько, И.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда / И.Ю. Кулько, Ю.В. Пистун, К.В. Ильинова, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 644-647.

14. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

15. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками: А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.

16. Зинченко, О.Ю. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / О.Ю. Зинченко, Т.Р. Кислова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 14-21.

17. Карпова, С.Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №3. – С. 92-95.

18. Казаков, И.С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. – 2014. – № 5-1 (44). – С. 160-163.

19. Соловьева, А.И. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников / А.И. Соловьева, М.К. Мойся // Молодой ученый. – 2016. – №9.3. – С. 29-30.

20. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие. СПб., 2011. – 432 с.

21. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. – № 10. – С. 14-17.

22. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. / Е.О. Смирнова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.

23. Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников: автореферат дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.01 / О.М. Арефьева; [Место защиты: Московский психолого-социальный университет]. – М, 2012. – 17 с.

Просмотров работы: 3556