Роль рекламы здорового образа жизни известными деятелями культуры в популяризации его среди молодёжи - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль рекламы здорового образа жизни известными деятелями культуры в популяризации его среди молодёжи

Первушова А.С. 1, Голубина О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье уже долгое время является приоритетным направлением для научного изучения, так как составляет основу человеческих эмоций и благополучия. Однако в последние десятилетия наблюдается тенденция резкого ухудшения здоровья населения, в особенности – молодёжи. Подобная тенденция также частично обуславливает статистику смертей в Российской Федерации, согласно которой смертность в Российской Федерации в среднем выше, чем в странах Евросоюза, на 119% [5].

Несмотря на то, что концепция здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) закреплена как в стратегии развития России до 2025 г. [4], так и в ежегодных отчётах министерств Правительства РФ [3], легального определения данного понятия в российском законодательстве не даётся. Таким образом, мы можем найти лишь доктринальное определение данному понятию, которое встречается в научных трудах тематических исследователей. Так, по мнению Смирнова А.Т., здоровый образ жизни – это «цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает добровольно и уверен в том, что это будет способствовать его безопасности и благополучию в жизни» [6, с.98].

Для понимания того, какое место ЗОЖ занимает в жизни молодёжи, и какова популярность «звёздной рекламы» внутри этой социальной группы, мы опросили 50 респондентов – студентов, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также работающую молодёжь в возрасте от 18 до 25 лет. Характеристики респондентов следующие: 60% девушек, 40% мужчин; род деятельности: 60% студенты, 20% школьники старших классов, 20% работающие; возраст опрошенных: 18-20 лет – 60%, 21-23 года – 20%, 24-25 лет – 20%.

В результате опроса выяснилось, что 72% анкетируемых придерживаются ЗОЖ, в том числе минимум 3 раза в неделю занимаются спортом и стараются (в меру своих финансовых и временных возможностей) придерживаться правильного питания.

Абсолютным лидером (95%) вызываемого доверия среди каналов информации стали официальные аккаунты известных персон (актёров, музыкантов, спортсменов и представителей иных сфер деятельности, не связанных с политикой). Официальным аккаунтам и официальным сайтам правительственных структур доверяет меньше половины опрошенных. 75% респондентов предпочли Instagram, ВКонтакте и Facebook как наиболее удобные способы получения информации, выбирая между ними и официальными сайтами и личными блогами за пределами данных платформ. При этом самыми интересными темами (в среднем за них голосовало более 70% респондентов), за которыми пользователям хотелось бы следить, оказались: спорт (фитнес), мода, рацион питания и личная жизнь известных личностей. Скандалы и малоинформативные видео с шумных вечеринок, по результатам опроса, больше не интересуют молодёжь (в среднем, за них голосовало менее 15% опрошенных).

Довольно оптимистичным стал факт того, что между саморазвитием и саморазрушением абсолютно все респонденты (100%) выбрали первое.

Таким образом, анализируя результаты опроса, можно сделать вывод о том, что одним из средств современной пропаганды здорового образа жизни является реклама данного института известными людьми через собственные каналы влияния. Указанная деятельность призвана воспитывать у людей активное позитивное ответственное отношение к собственному здоровью. Например, певица Валерия, чей инстаграм-профиль насчитывает более 2 млн подписчиков, публикует снимки своих тренировок, а также основной рацион питания. Этот же ресурс [Instagram] как канал общения с поклонниками, в том числе на тему ЗОЖ, используют также актриса Настасья Самбурская (почти 10 млн подписчиков), модель Валентина Зеляева (170 тыс подписчиков), Ольга Ягнетинская (1 млн подписчиков) и иные.

Среди иностранных знаменитостей, активно размещающих рекламу ЗОЖ в своих социальных сетях, а также посещающих спортивные мероприятия, следует отметить: актриса Николь Кидман, официальное лицо компании Swiss, специализирующейся на выпуске биодобавок и экокосметики; модель Миранда Кэрр (почти 12 млн подписчиков в Instagram), предпочитающая занятие йогой и путешествия «ленивому» отдыху; футболист Дэвид Бекхем (почти 55 млн подписчиков в Instagram), привлекающий к ЗОЖ также свою семью. Гвинет Пелтроу, американская актриса, создала специализированный сайт [1], на котором публикует авторские материалы с советами по фитнесу и здоровому питанию. Также следует отметить, что актриса выпустила две кулинарные книги.

Что касается государственной поддержки образа ЗОЖ, то ещё в 2013 году Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, на учредительном съезде Ассоциации студенческих спортивных клубов высказал своё мнение относительно роли здорового образа жизни населения: «высокие спортивные достижения, успехи наших атлетов на престижных международных соревнованиях, все это, безусловно, важно и нужно. Но главное сделать так, чтобы спорт, активный образ жизни стали нормой российского общества, как сейчас принято говорить, актуальным трендом» [2]. Таким образом, государство оказывается также заинтересованным в улучшении здоровья населения через развитие ЗОЖ.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в данный момент идея здорового образа жизни активно развивается как в Российской Федерации, так и за рубежом. При этом в пропаганде указанного института принимают участие не только правительственные структуры, но и независимые СМИ, а также отдельные деятели искусства и иных сфер деятельности человечества. При этом, как показывают результаты опроса студентов, именно последние воспринимаются молодёжью как надёжный источник информации, заслуживающий внимания и доверия. Посредством рекламы возможно побуждение молодёжи к сохранению и укреплению здоровья, поддержание культуры здорового образа жизни, культивирование своего рода «моды» на здоровье.

Так или иначе, тему ЗОЖ поднимают почти все современные кумиры молодёжи. Отчасти это связано с модой на указанный образ жизни, а отчасти – с пониманием своей аудитории, которой, по данным проведенного нами опроса, данная тема становится куда интереснее изживших себя тем скандалов и болезненного внешнего вида. Современной молодёжи более привлекателен образ здорового человека, занимающегося спортом и знающего способы правильного питания.

Из всего исследованного ранее можно сделать вывод о том, что роль рекламы здорового образа жизни известными деятелями культуры в популяризации его среди молодёжи достаточно велика, и при этом возрастает с каждым годом. Знаменитости, рекламирующие ЗОЖ, становятся хорошим мотиватором для молодёжи, что влияет на объем населения, придерживающегося ЗОЖ, а, значит, на здоровье поколения в целом.

Список использованных источников:

Goop // Сайт, созданный Гвинет Пелтроу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goop.com/ (дата обращения: 07.01.2019).

Новости политический партий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qwas.ru/russia/edinros/Putin-Zdorovyi-obraz-zhizni-dolzhen-stat-normoi-v-obwestve (дата обращения: 07.01.2019).

Отчёт о деятельности // Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/reports/ (дата обращения: 12.12.2018).

Стратегия развития России до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profilaktica.ru/upload/docs/Strategy%20ZOCH%20-%202025.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/3955134 (дата обращения: 07.01.2019).

Смирнов А.Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Технологии гражданской безопасности. 2004. №1. С.97-99.

Просмотров работы: 81