ВВЕДЕНИЕ
Развивающиеся потребности общества требуют наличия качественных информационных ресурсов. На протяжении тысячелетий институтом, обеспечивающим информационное обслуживание различных категорий пользователей информации, были и остаются библиотеки. Одним из достижений научно-технического прогресса на нынешнем этапе развития являются электронные библиотеки, получающие всё более широкое распространение в мире [2].
Создание электронной библиотеки в сети Интернет направлено на достижение определенной цели, которая заключается в удовлетворении информационных потребностей. Был выделен ряд признаков, которые положительным и негативным образом влияют на повышение эффективности использования ресурсов [1].
ОПИСАНИЕ КРИТЕРИЕВ
В классе позитивных признаков приняты для оценки следующие признаки и их градации:
«Актуальность» отражает степень важности и значительности содержательной сущности полученной информации в момент ее использования. Признак «актуальность» также можно дифференцировать по 4 градациям: не актуальный, мало актуальный, актуальный и крайне актуальный.
«Количество расширений для скачивания».Критерий показывает в скольких расширениях (doc, txt, pdf, epub, fb2) пользователь может скачать файл. Критерий можно разделить на 4 градации: нельзя скачать, один, два или три, четыре и более;
«Многоаспектность поиска» показывает по каким критериям можно производить поиск в онлайн-библиотеке (автор, название, слово, год). Критерий «Многоаспектность поиска» можно разделить на 2 градации: малоаспектный, многоаспектный;
«Возможность заказа полного текста» по данному критерию можно определить открытый ли доступ имеет информационный ресурс. наличие полного текста. Данный критерий можно дифференцировать по 3 различным градациям: отсутствует, частично присутствует, присутствует;
«Сохранение текстов» этот критерий показывает можно ли сохранять тексты. Можно разделить на 2 градации: невозможно, возможно;
«Структура сайта». Сайт должен быть организован так, чтобы интерфейс должен быть прост. Критерий можно дифференцировать на 2 градации: неудобная, удобная;
«Содержательное наполнение» – критерий, который показывает, является ли информация подробной. Критерий дифференцируется на три градации: неподробно, достаточно подробно, подробно.
В классе негативных признаков приняты для оценки следующие признаки и их градации:
«Цена» – данный критерий показывает платный или бесплатный информационный ресурс. Градации: бесплатный, низкой цены, высокой цены;
«Доступность» – показывает в открытом или закрытом доступе находится ресурс. Критерий был продифференцирован по 3 градациям: доступно, частично доступно, недоступно;
«Оперативность» – отвечает за обновление информации на сайте, выпуск новых книг, статей, журналов, дата последнего обновления. Критерий делится на 2 градации: оперативный, неоперативный;
«Достоверность» – можно связаться с автором сайта, подтвержден домен. «Достоверность» была дифференцирована по 2 градациям: достоверен, недостоверен.
Рассмотрев критерии необходимо выбрать также количественные значения по каждому из них. Затем, рассчитать коэффициенты нормирования для каждого класса признаков по формулам (1) и (2).
(1)
(2)
Определить ранги каждого признака внутри класса по формулам (3) и (4).
(3)
(4)
Рассчитать шаг градации по формулам (5) и (6):
(5)
(6)
Рассчитать значения уровней градации для каждого признака по формулам (7) и (8):
(7)
(8)
Проделав все вычисления на основании выбранных для анализа признаков и полученных значений градаций по каждому признаку составляется лист экспертной оценки эффективности использования (Таблица 1). Лист оценочной экспертизы будет представлен в качестве типовой анкеты, в которой пользователь может достаточно просто указать соответствующие каждой градации отдельных признаков количественные оценки, которые при суммировании дают обобщенную оценку эффективности использования [3].
Таблица 1 – Пример листа оценочной экспертизы
Лист
экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
Название:_____________________________________________________________________________________
1. Выберите в каждой таблице уровень проявления позитивного признака при использовании данного ресурса, значение соответствующей градации и проставьте его в качестве оценки признака:
| 
			 Признак  | 
			
			 Актуальность  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 не актуальный  | 
			
			 мало актуальный  | 
			
			 актуальный  | 
			
			 крайне актуальный  | 
			|||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 6,7  | 
			
			 13,4  | 
			
			 20  | 
		|||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Количество расширений для скачивания  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 нельзя скачать  | 
			
			 один  | 
			
			 два, три  | 
			
			 четыре и более  | 
			|||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 1,7  | 
			
			 3,4  | 
			
			 5  | 
		|||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Многоаспектность поиска  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 малоаспектный  | 
			
			 многоаспектный  | 
			|||||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 15  | 
		|||||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Возможность заказа полного текста  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 отсутствует  | 
			
			 частично присутствует  | 
			
			 присутствует  | 
			||||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 10  | 
			
			 20  | 
		||||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Сохранение текстов  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 невозможно  | 
			
			 возможно  | 
			|||||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 20  | 
		|||||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Структура сайта  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 неудобная  | 
			
			 удобная  | 
			|||||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 10  | 
		|||||||
| 
			 Признак  | 
			
			 Содержательное наполнение  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||||||
| 
			 Градация  | 
			
			 неподробное  | 
			
			 достаточно подробное  | 
			
			 подробное  | 
			||||||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 5  | 
			
			 10  | 
		||||||
Просуммируйте оценки всех позитивных признаков:
| 
			 Общая суммарная оценка позитивных свойств P+i(s)в %  | 
			
Выберите в каждой таблице уровень проявления негативного признака при использовании данного ресурса, значение соответствующей градации и проставьте его в качестве оценки признака:
| 
			 Признак  | 
			
			 Цена  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||
| 
			 Градация  | 
			
			 бесплатный  | 
			
			 низкой цены  | 
			
			 высокой цены  | 
			||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 15  | 
			
			 30  | 
		||
| 
			 Признак  | 
			
			 Доступность  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||
| 
			 Градация  | 
			
			 доступно  | 
			
			 частично доступно  | 
			
			 недоступно  | 
			||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 15  | 
			
			 30  | 
		||
| 
			 Признак  | 
			
			 Оперативность  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||
| 
			 Градация  | 
			
			 оперативный  | 
			
			 неоперативный  | 
			|||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 20  | 
		|||
| 
			 Признак  | 
			
			 Достоверность  | 
			
			 Оценка, %  | 
		|||
| 
			 Градация  | 
			
			 достоверен  | 
			
			 недостоверен  | 
			|||
| 
			 Значение  | 
			
			 0  | 
			
			 20  | 
		|||
Просуммируйте оценки всех негативных признаков:
| 
			 Общая суммарная оценка негативных свойств Pj(s)в %  | 
			
5. Вычислите общую оценку информационного ресурса путем вычитания из общей суммарной оценки позитивных свойств общую суммарную оценку негативных свойств:
| 
			 Общая суммарная оценка эффективности использования Информационного ресурса Э = P+i(s) - Pj(s) в %  | 
			
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день электронные библиотеки стали очень популярны. Они позволяют надежно и компактно хранить данные, а также оперативно распространять информацию. В связи с этим интенсивно увеличивается количество библиотек. Таким образом, пользователю становится труднее выбрать тот ресурс, который будет наиболее полезен в его исследовании. Для решения данной проблемы был разработан лист оценочной экспертизы с помощью которого можно рассчитать оценку эффективности электронной библиотеки используя различные критерии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Жуков, Евгений Cистема управления библиотечными информационными ресурсами / Евгений Жуков. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 520;
Преимущества электронной библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-elektronnoj-biblioteki/;
Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами / А.В. Хорошилов, С. Селетков, Н. Днепровская. –М: Финансы и статистика, 2006. -272 с.