ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ

Потапов Ю.С. 1
1Среднерусский институт управления РАНХиГС - Филиал Банковский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Экономическая наука не является сводом застывших обобщений и догм. Она прошла длительный путь своего становления, развиваясь вместе с обществом, отражая в теоретических построениях изменения в экономической жизни общества, уточняя или отказываясь от устаревших представлений и приходя к новым.

Этапы становления экономической теории отражают специфику хозяйственной деятельности той или иной эпохи, представляют попытку ее теоретического осмысления с целью выработки практических рекомендаций, направленных на преодоление проблем и противоречий экономического развития.

Познание становления экономической теории необходимо для адекватного восприятия современной экономической реальности и дальнейшего развития экономических знаний.

Знакомство со всем разнообразием экономических концепций является непременным условием формирования экономической культуры и осознанием важности научных работ отдельных ученых-экономистов.

Адам Смит

Родился 5 июня 1723 – умер 17 июля 1790

А дам Смит шотландскийэкономист и философ-этик; основоположник экономической теории разных экономических школ. Представители классической политической экономии и австрийской экономической школы опираются на его работы.

Родился Адам Смит в небольшом городке Керколди (округ Файф, Шотландия) в семье таможенника. С детства он проявлял огромный интерес к чтению. Смит обучался философии в университете в Глазго с 14 лет, где получил диплом магистра и стипендию для дальнейшего обучения. Спустя три года поступил в колледж в Оксфорде, который окончил в 1746 году.

С 1748 года в Эдинбурге Адам начал преподавать студентам лекции по литературе, экономике, праву и другим предметам.

В 1750 году Смит состоялась встретился с Дэвидом Юмом, который был его идейным братом в философии, религии, политике и экономике. На их идеях основывалось Шотландское просвещение.

В 1751 Смит был профессором логики в Глазго. Там он читал лекции по риторике, политэкономии, праву. Вследствие работы в институте, он, на основе своих лекций, написал и выпустил в тираж “Теория нравственных чувств”. Датой публикации считается 1759 год. Эта работа стала самой известной.

В этой книге Смит раскрыл этические стандарты поведения, поддерживающие стабильность в общественных отношениях, а также описал подход к морально-этическому равенству среди людей.

В 1764 году Адам Смит прекратил деятельность преподавателя в Университете Глазго и на два года отправился во Францию сопровождать приемного сына герцога Баклю в заграничной поездке. За эту работу Смиту платили хорошую зарплату и он продолжать работать над своей книгой и мог не возвращаться на свою родину - в Глазго.

В 1776 году в Лондоне Смит закончил написание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», начатую во Франции. Это самая известная мировая работа Адама Смита. В ней автор анализирует идею экономической свободы, освобождения экономики от влияния государства, которое препятствует ее нормальному развитию. Эта книга - основа экономического образования. В 1778 году Адам Смит переехал в Эдинбург, где начал работать таможенным комиссаром. В это же время Смит начал делать наброски своей третьей книги, которую, к сожалению, так и не успел дописать.

С ведений о личной жизни Адама Смита практически не известно. Сведений довольно мало и они обрывочные. Женат он не был. Всю свою жизнь ученый прожил с матерью и одинокой кузиной.

Труды Адама Смита

Карл Маркс характеризовал Адама Смита так: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции…". Двойственность методологии Смита (по мнению Маркса) привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты, с тремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя внешнюю видимость явлений и процессов" .

Шарль Жид и Ш.Рист оценивают труды Смита, следующим образом. Он заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие "писатели", Адам Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое заимствовать у своих предшественников. А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита основателем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир". Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином "работающая конкуренция", частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества. Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и п родукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них - "эгоист" и печется только о своих интересах. Естественное стремление людей улучшить свое метериальное положение – это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию.Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего "естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься… "Невидимая рука" – это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее продуктивно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или, как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Точно также при капитализме никогда не было и може быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать "массовидные" экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий).

Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

Просмотров работы: 6