В данное время электропривод представляет собой важной, активно развивающейся областью науки и техники, занимающей основное место в электрификации и автоматизации промышленности и быта, сокращение его развития указывается раскрытием сферы применения и повышением требований к электрическим системам и комплексам. Такое широкое использование электропривода объясняется целым рядом его достоинств и преимуществ.
Основными достоинствами электроприводов является:
компактная конструкция двигателя;
быстрая реакция;
равномерность вращения;
высокий вращающий момент на максимальной скорости;
высокая точность (за счет применения цифровой измерительной схемы с высокоточным импульсным датчиком);
низкий уровень шума и вибрации;
деятельность без осмотра и обслуживания (пользы бесщёточных моторов);
взаимозаменяемость двигателей;
компактный дизайн конвертера;
наличие электричества.
К недостаткам можно отнести:
наличие щёток в канализации электродвигателя постоянного тока;
большая зависимость скорости выходного звена от нагрузки, что приводит к необходимости дополнительных контуров управления приводом;
наличие дополнительной кинематической цепи между электродвигателем и рабочим органом робота.
Имеются следующие режимы работы:
а) продолжительный, когда действующий период настолько велик, что нагревание электродвигателя достигает установившегося значения (например, насосы, ленточные конвейеры, вентиляторы и т. д.).
б) кратковременные, когда продолжительность действующего периода слишком мала для достижения температуры двигателя – нагрев, равной нагрузке, а периоды остановки, наоборот, в достаточной степени для конденцирования двигателя до температуры окружающей сферы. В этом могут работать электродвигатели самых разнообразных механизмов;
в) повторно-кратковременные – с учетом продолжительности 15, 25, 40 и 60% при длительности одного цикла не более 10 минут (например, кранов, некоторых станков, один-пост сварки двигателей, генераторов и т. д.).
Приведем справочные данные выбранного двигателя ВАО7А-630LA-4 для моделирования.
Таблица 1. Справочные данные двигателя
Наименование параметра |
Значение |
Мощность,P |
2000 кВт |
Синхронная частота вращения,η0 |
1500 об/мин |
КПД, η |
96,2% |
Коэффициент мощности,cosφ |
0,90 |
Номинальное напряжение,Uн |
6000 В |
Отношение пускового тока к номинальному, |
6,5 |
Отношение пускового момента к номинальному, |
1,1 |
Отношение максимального момента к номинальному, |
2,5 |
Момент инерции, Jдв |
13, кг*м2 |
Режим работы двигателя |
S1 |
Для моделирования двигателя приведем расчет недостающих обмоточных данных по методике профессора И.В. Черных.
Механические потери:
Приведенная мощность двигателя:
= 21943502 ВА
Номинальный ток двигателя:
22,54 кА
Сопротивления обмотки статора двигателя:
Ом
Сопротивление обмотки ротора:
Приведенная индуктивность обмоток статора и ротора:
Индуктивность обмоток статора и ротора:
Взаимоиндукция обмоточного коэффициента:
Проверка обмоточного коэффициента:
Модель представляет собой принципиальную схему:
Рисунок 1. – Модель прямого пуска асинхронного привода
Подставляя рассчитанные параметры, получим следующие характеристики двигателя:
Рисунок 2. – Осциллограмма момента сопротивления и скорости прямом пуске
На следующем графике показана зависимость угловой скорости от электромагнитного момента асинхронного двигателя.
Рисунок 3. – Динамическая характеристика
В данной работе в моделирование асинхронного двигателя ВАО7А-630LA-4 с помощью программы MatLab. В заключении можно сделать итог, что построенная система контроля отвечает показателю качества и соответствует всем требованиям.
Список литературы:
1. Фащиленко В.Н. Регулируемый электропривод насосных и вентиля торных установок горных предприятий: Учеб. пособие. – М.: Издательство «Горная книга». 2011.- 260. С.: ил.
2. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в MatLab, SimPowerSystems и Simulink. – М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер,2008. – 288 с.: ил.
3. Семенов А.С. Программа MATLAB: Методические указания к лабораторным работам дл студентов специальности 140211 – «Электроснабжение». М.: Издательство «Спутник+», 2012. – 40 с.
4. Семенов А.С., Кугушева Н.Н., Хубиева В.М. Моделирование режимов работы электроприводов горного оборудования. Учеб. Пособие. – Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, 2 013. – 111 с.
5. Semenov A.S., Khubieva V.M., Kharitonov Y.S. Mathematical modeling of static and dynamic modes dc motors in software package MATLAB // Всборнике: 2018 International Russian Automation Conference (RusAutoCon) electronic edition. 2018.
6. Семенов А.С. Особенности математического моделирования систем электроприводов промышленных установок // В сборнике: Геонауки: проблемы, достижения и перспективы развития: Материалы Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. 2018. С. 354-358.
7. Семёнов А.С., Харитонов Я.С., Егоров А.Н. Разработка математической модели электромагнитного привода с системой управления стабилизации производительности питателя // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2018. № 2 (121). С. 123-131.
8. Семёнов А.С., Якушев И.А., Егоров А.Н. Математическое моделирование технических систем в среде MATLAB // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 56-64.
9. Семенов А.С. Основы моделирования электротехнических и электромеханических систем / учебно-методическое пособие. – Москва, 2016. – 48 с.
10. Петрова М.Н., Семенов А.С. Математическое моделирование переходных процессов в электромеханических системах // В сборнике: Студенческий научный форум - 2016 VIII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание. 2016.