В следствии быстрого роста количества и доступности автотранспорта, на городских улицах и на междугородних трассах все чаще стали происходить дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и инциденты (ДТИ), на которые не всегда успевают вовремя среагировать службы ГИБДД. В этом случае помощь могут оказать аварийные комиссары, которые являются немаловажной инфраструктурой страхового рынка, и обладая большей численностью, быстрее примут вызов случившегося происшествия [4,5]. Работа аварийных комиссаров – трудоёмкий процесс, который зависит от многих факторов:
а) время оказания услуги, который представлен в виде временного интервала (рисунок 1) [8], и является одним из значимых показателей служб аварийных комиссаров [1];
Рисунок 1 – Схематическое изображение временных интервалов оказания услуг аварийными комиссарами
б) принципы размещения экипажей аварийных комиссаров, которые позволят повысить оперативность ликвидации последствий ДТП и ДТИ, тем самым снижая вероятность возникновения дорожных заторов, вызванных последствиями аварий [3,10];
в) факторы экологической безопасности [2];
г) степень удовлетворения потребителя услугой служб аварийных комиссаров, которая зависит от качества обслуживания, исполнения и результата предоставленной услуги.
Рассмотрим функциональную модель процесса оказания услуг аварийными комиссарами в виде диаграммы-потомка, которая наилучшим образом описывает все функциональные взаимосвязи основных этапов процесса оказания услуг аварийными комиссарами, отражает необходимые механизмы для реализации конечных целей рассматриваемой услуги (рисунок 2).
Основные элементы данной модели:
1) принять и обработать заявку оператором о случившемся ДТИ;
2) принять заявку и отправится экипажу аварийных комиссаров на ДТИ;
3) зафиксировать и составить схему места ДТИ;
4) ликвидация последствий ДТИ;
5) выдать заполненные документы участникам ДТИ.
Рисунок 2 – Декомпозицияпроцесса оказания услуг аварийными комиссарами
В соответствии с предлагаемой последовательностью оказания услуг аварийными комиссарами, а именно заполнение документов должно проходить после устранения ТС с проезжей части, тем самым сократиться вероятность возникновения дорожных заторов, вызванных снижением пропускной способности из-за постоянно возникающих дорожно-транспортных инцидентов.
Качество предоставляемой услуги рассматривается как совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя1 [7]. Качество услуги во многом зависит от качества обслуживания, которые обеспечивают потребителю минимальные затраты времени и максимальные удобства при получении услуги.
Показатели качества услуги используются:
– при формировании номенклатур показателей качества в стандартах и технических регламентах для группы однородных услуг, процессов оказания услуг, персонала и системы управления качеством;
– при разработке правил и рекомендаций по оценке соответствия услуг стандартам, инструкциям;
–
1ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения.
при разработке правил маркировки, упаковки, транспортировки и хранения результатов услуги.
Основной функцией показателей качества является обеспечение контроля качества услуг, обслуживания и работы персонала. На основе данных требований производится контроль и оценка качества.
Авторами предлагается рассмотреть номенклатуру показателей качества услуг служб АК, подобная тема была рассмотрена [9], которая на сегодняшний день применяется в рамках национального стандарта номенклатуры показателей качества услуг2 [6]. Она состоит из нескольких групп показателей:
– назначения;
– безопасности;
– надежности;
– профессионального уровня персонала.
Показатели назначения услуги характеризуют набор свойств услуги, определяющий качество выполнения функций, для которых она предназначена.
Они подразделяются на три подгруппы:
1) показатели применения;
2) показатели предприятия;
3) специфичные показатели, характерные для отдельных видов услуг.
Показатели применения характеризуют свойства услуги служб аварийных комиссаров, определяющие основные функции – это минимальное время оказание услуги службами аварийных комиссаров. Под временем оказания услуги подразумевается период времени, в течение которого потребитель находится в непосредственном взаимодействии с экипажем аварийных комиссаров.
Показатели безопасности характеризуют безопасность результата или процесса предоставления услуг аварийных комиссаров для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды и сохранности информации, под которой подразумевается личные данные участников ДТИ и номера свидетельства регистрации транспортного средства (ТС).
Показатели надежности подразделяются на три подгруппы:
а) которые характеризуют свойства надежности результатов услуги, имеется в виду соответствие свойств услуги установленным нормам или условиям договора служб аварийных комиссаров, а также выполнение основной функции служб аварийных комиссаров;
2 ГОСТ Р 52113-2014 Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг.
б) процесса оказания услуги службами аварийных комиссаров, в котором участнику ДТИ отражают своевременность и точность выполнения заявки по таким параметрам, как сроки оказания услуги, номенклатура и позиции договора;
в) стойкость результата услуги к внешним воздействиям, то есть обеспечение оказания услуги при любых погодных условиях.
Показатели профессионального уровня персонала – включают три подгруппы:
1) уровень профессиональной подготовки и квалификации, включает в себя:
1.1) уровень учебного заведения;
1.2) уровень подготовки персонала;
1.3) уровень знаний и умений персонала служб аварийных комиссаров;
1.4) уровень профессиональных навыков и опыта персонала служб аварийных комиссаров;
2) способность к руководящей деятельности, что включает в себя значение и соблюдение трудового законодательства, умение организовать работу персонала служб аварийных комиссаров, знание и соблюдение законодательства в соответствующей сфере деятельности, а также обеспечить доброжелательную атмосферу и правильные действия в экстремальных ситуациях;
3) знание и соблюдение профессиональной этики поведения, включает в себя индивидуальные качества оператора и экипажа аварийных комиссаров, внимательность и предупредительность работников служб аварийных комиссаров в отношениях с потребителями, умение создавать бесконфликтную атмосферу в ходе предоставления услуг аварийными комиссарами.
Данные показатели качества могут быть использованы:
– при сертификации услуг;
– лицензировании услуг;
– при разработке стандарта на услуги;
– при оценивании качества оказываемых услуг.
Контроль качества услуг представляет собой совокупность операций, включающую проведение измерений, испытаний, оценку одной или нескольких характеристик услуг, предоставляемых службами аварийных комиссаров и сравнение полученных результатов с установленными требованиями. При выполнении данных требований работа, а именно предоставление услуг аварийными комиссарами, будет выполнена на высоком уровне.
Список литературы
1 Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: материалы I международной науч.-метод. конф. – Уфа: РИЦ БашГУ. – 2014. – С. 101-104.
2 Воробьев, А.Л. К вопросу о разработке дерева показателей качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, Т.В. Климетенко // Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации: материалы Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. – Оренбург. – 2015. – С. 72-74.
3 Воробьев, А.Л. О наделении новыми функциями служб аварийных комиссаров в рамках экологической стандартизации городов / А.Л. Воробьев, Д.И. Явкина, В.А Лукоянов // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 25 -29.
4 Воробьев, А.Л. О принципах оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров на территории города / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, В.А. Гарельский // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – №11. – С.8-11.
5 Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 18-23
6 Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. №7. – С. 112-116.
7 Воробьев, А.Л. Статистические методы анализа качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – №12. – С. 44-48.
8 Воробьев, А.Л. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 6-1. – С. 18-24.
9 Лукоянов, В.А Разработка номенклатуры показателей качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / В.А. Лукоянов и др.// Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник статей XII международной научно-практической конференци, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. – 2015. – С. 410-414.
10 Фролов, В.С. Стандартизация условных обозначений на схеме места совершения дорожно-транспортного происшествия/ В.С. Фролов, А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник статей XII Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. – Оренбург: ОГУ. – 2015. - С.490 - 494.