ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВФСК ГТО СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВФСК ГТО СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.

Фокина А.Ю. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) – полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровления нации.

В современной России комплекс ГТО был введен в Указом Президента Российской Федерации «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» от 24 марта 2014 года [1]. Однако для нашей страны нормативы ГТО не являются абсолютным новшеством: впервые аналогичный комплекс был введен в 1931 году в СССР. Таким образом, история существования комплекса ГТО в России насчитывает более 80 лет и возрождение сдачи указанных нормативов связано с изменением политики государства в сторону укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего развития, улучшения качества жизни населения России.

В настоящее время комплекс ГТО состоит из 11 ступеней для различных возрастных групп населения. Так, VI ступень рассчитана на категорию граждан от 18 до 29 лет, куда попадает большинство студентов российских ВУЗов.

Остановимся подробнее на проблеме внедрения комплекса ГТО в современные образовательные условия ВУЗов и популяризации ГТО среди студентов.

Так, ученые среди основные проблем сдачи нормативов ГТО студентами выделяют: новую социально-экономическая парадигму, смену идеологических ориентиров страны в XXI веке, снижение физической активности молодежи, недостаточное осознание ей ценностей физической культуры и способов реализации ценностей в жизнеобеспечении личности (Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, Д.Д. Прокофьева, П.А. Виноградов и др) [2, c. 12-16.].

Вместе с тем, ещё в прошлом веке Петровский Б. В. отмечал, что физическое воспитание в вузе, являясь базовой его формой, призвано содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессионально значимых качеств и способностей, устранению возможных вредных влияний объективных условий образовательного процесса на студента [3, c. 526].

Для того, чтобы изучение поставленного в статье вопроса не было оторванным от реальности и не строилось лишь на теоретических положения, целесообразно привести результаты опроса среди студентов ряда Высших школ Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова.

Сдавали ГТО среди студентов 1 курса 16 человек, не сдавали – 40 человек; среди студентов 2 курса сдавали – 15 человек, не сдавали – 37 человек; среди студентов 3 курса сдавали – 5 человек, не сдавали – 15 человек. Таким образом, из 128 опрошенных студентов нормативы ГТО сдавали 36 человек, что составляет 28% опрошенных. Если посмотреть процентное соотношение сдававших нормативы ГТО по курсам, то получается, что 28,5% первокурсников, 28,8% второкурсников и 25% третьекурсников сдавали нормативы ГТО. Таким образом, стоит отметить, что количество студентов, сдававших нормативы ГТО, не особо сильно варьируется в зависимости от курса обучения в ВУЗе.

На вопрос «Что вам дает (или дала бы) успешная сдача норм ГТО?» среди студентов, сдававших нормативы ГТО ответ «повышение физической подготовленности» выбрали 11 (что составляет порядка 30,5%) человек; ответ «моральное удовлетворение» - также 11 человек; ответ «ничего» - 14 человек (39%). На этот же вопрос среди студентов, не сдававших ГТО, наиболее популярным стал ответ «ничего» (65 %); наименее популярным – ответ «моральное удовлетворение» (12%).

Таким образом, большинство опрошенных студентов считают, что сдача нормативов ГТО не влечет для них какого-либо физического или морального удовлетворения, а, скорее, является необходимостью.

Следующий вопрос был сформулирован так: «Влияет ли возможность дополнительно заниматься физкультурно-спортивной деятельность на Ваше желание сдать ГТО?» Подавляющее большинство студентов (82% от опрошенных) ответили, что возможность дополнительно заниматься физкультурно-спортивной деятельность влияет на их желание сдать ГТО, и только 18% опрошенных дали отрицательный ответ на поставленный вопрос.

На вопрос «Считаете ли Вы, что посещения университетских пар физической культуры достаточно для того, чтобы в полной мере подготовиться к сдаче нормативов ГТО?» лишь 23% студентов дали положительный ответ.

В то же время стоит отметить, что результаты опроса показали, что большинство студентов (78%) готовы потратить свои личные средства на дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Однако большая часть от указанных студентов (56%) готова тратить на данные цели не более 1500 рублей в месяц. Вместе с тем, согласно опросу, студенты старших курсов готовы тратить больше средств на указанные цели, чем студенты первого курса.

В качестве основной причины, затрудняющей сдачу норм ГТО, студенты назвали отсутствие заинтересованности в данной процедуре (47 %). На втором месте идет ответ «у студентов недостаточно возможностей для того, чтобы подготовиться к сдаче ГТО» (32 %). Ответ «много времени отнимает сбор документов и прохождение медицинского осмотра» выбрали 21% студентов. В то же время стоит отметить, что среди студентов, сдававших ГТО, последний ответ имел большую популярность – его выбрали 46% студентов, ранее сдававших ГТО.

По мнению опрошенных, наиболее эффективным способом популяризации ГТО среди студентов стало бы введение дополнительных льгот и поощрений для студентов, сдавших ГТО (67%). Наименее популярным ответом на данный вопрос стало введение норм ГТО в качестве обязательных для всех студентов (12%). 21% опрошенных в качестве ответа выбрал вариант, в соответствии с которым необходимо популяризировать ГТО не среди студентов, а среди школьников, чтобы ГТО стало частью их жизни и к студенческому возрасту у них выработалась привычка регулярно сдавать ГТО.

Таким образом, подводя итоги опроса среди студентов, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, большинство студентов считает, что посещения университетских пар физической культуры недостаточно для того, чтобы достойно подготовиться к сдаче нормативов ГТО и что в случае наличия дополнительных возможностей заниматься физкультурно-спортивной деятельностью вне учебных занятий положительно влияло бы на их отношение к сдаче нормативов ГТО.

Во-вторых, опрос показал, что студенты не заинтересованы сдавать нормативы ГТО, так как для большинства из них моральное удовлетворение от их успешной сдачи не является достаточным мотиватором. Решение данной проблемы возможно путем введения дополнительных льгот и поощрений для студентов, успешно сдавших ГТО. Путем же закрепления сдачи ГТО в качестве обязанности студентов достижение целей, закладываемых государством в данный комплекс, вряд ли будет возможным.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что введение комплекса ГТО является в целом положительным явлением, способствующим популяризации спорта в нашей стране, развитию заинтересованности населения в занятии физической культурой, повышению уровня патриотизма.

В то же время введение комплекса ГТО и его последующее функционирование осложняется рядом проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема популяризации ГТО среди населения в целом и среди студентов в частности.

Так, говоря о проблеме популяризации ГТО среди студентов ВУЗов, можно выделить следующее моменты, которые позволили бы, в какой-то мере, решить данный вопрос:

ВУЗам необходимо обеспечить студентам возможность дополнительно и бесплатно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью или же частично компенсировать студентам, сдающим ГТО затраты на платные занятия такой деятельностью;

Студентам, успешно сдавшим ГТО, целесообразно предоставлять дополнительные льготы и поощрения, например, в виде надбавки к стипендии или иной денежной выплаты;

Необходимо облегчить процедуру сбора документов и прохождения медицинского осмотра перед сдачей нормативов ГТО.

Список использованных источников:

Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

Виленский М.Я. Механизмы мотивационно -ценностного отношения студентов к освоению комплекса ГТО в образовательном процессе // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2(57).

Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1979. 704 c.

Просмотров работы: 202