ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Кузьмина В.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура оказывает большое воздействие на формирование личности, благодаря общечеловеческим ценностям, которые заложены в ней с древности. Большинство молодежи до конца не осознают всю значимость физической культуры, а ведь она позволяет до глубокой старости сохранять здоровье.

Цель работы:

Определение важности физической культуры и спорта в системе общечеловеческих ценностей.

Задачи исследования:

Изучить литературу, связанную с данной проблематикой.

С помощью анкетирования определить, какое же место в жизни современного человека занимает физкультура и спорт.

Проанализировать результаты анкетирования и сделать вывод по поводу отношения людей к физкультуре и спорту в настоящее время.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литератрных источников; опрос студентов в социальных сетях.

Актуальность

В высших учебных заведениях для развития личности и индивидуальности студента большие возможности имеет не только учебная, но и внеучебная деятельность. Основной задачей внеучебной деятельности современного университета является развитие у студентов общекультурных личностных качеств как ценностной основы их профессиональной подготовки.

В большинстве случаев исследуется отношение студентов к физической культуре как таковой безотносительно учебного процесса. Однако это не позволяет выделить комплекс проблем, которые мешают формированию положительного отношения студентов к физической культуре как учебной деятельности.

Наиболее оптимальные условия для формирования личностных качеств студентов складываются в рамках различных объединений образовательной организации. Одной из форм таких объединений университета является физическая культура, деятельность которой в основном имеет физкультурно-спортивную направленность.

В современном понимании физическая культура - это совокупность достижений и творчества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий для направленного физического развития и совершенствования всех возрастных групп населения, особенно детей и подростков, для активного здорового отдыха всего народа. Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Значимость физической культуры в жизни человека неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов: загрязнение окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерациональное питание, различные стрессы и т.д., что отрицательно влияет на здоровье.

Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений.

Занятия физическими упражнениями, закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, ограничение употребления рафинированных углеводов, жиров, умеренность в питании, отказ от курения, употребления алкоголя - все это зависит, прежде всего, от самого человека, от его сознания, культуры и может стать реальностью уже сегодня.

Не случайно роль физической культуры и спорта возрастает не только в оздоровлении людей, прежде всего подрастающего поколения, но и в нравственном, эстетическом, патриотическом и интернациональном их воспитании, в подготовке к производственному труду и обороне Родины.[1,2,3].

Данное исследование проводилось с применением метода анкетирования, который направлен на выявление отношения студентов к физической культуре и спорту. Анкетирование поможет нам определить:

На сколько же важна физическая культура в современном мире;

Как обучающиеся относятся к спорту;

Анкета состоит из 5 вопросов с вариантами ответов. В ходе исследования были задействованы студенты ИрГУПС. В анкетировании приняли участие 724 студента.

На первый вопрос: «Как вы считаете, что необходимо сделать для повышения количества желающих заниматься спортом?»(рис.1) можно сказать, что большинство студентов считают, что для того, чтобы увеличить число желающих заниматься спортом необходимо повысить общедоступность, ведь не каждый студент может заниматься физкультурой за деньги.

Также 37% студентов считают, что проведение пропаганды здорового образа жизни поспособствует повышению количества желающих заниматься спортом.

Но есть и такие (7% обучающихся), которые думают, что о повышении количества желающих заниматься спортом должно думать государство.

На второй вопрос: «Что для вас значит физическая культура?»(рис.2) мы видим, что 54% учащихся думают, что физическая культура-это значит быть здоровым, с хорошей фигурой. Равное количество голосов (23%) набрали такие варианты ответов, как «физическая культура-это образ жизни» и «физическая культура-это физическая подготовка конкретной деятельности». Из этого следует, что студенты не совсем точно знают, что же такое физкультура. У каждого человека есть свое определение этого слова, которому он придерживается.

На третий вопрос: «Ходите ли вы на физкультуру?»(рис.3) большинство ребят (63%) ответило «конечно хожу», но есть и такие, которые ходят по мере возможности или вовсе не ходят. Может быть это происходит из-за того, что им просто не нравится этот предмет.

На четвертый вопрос: «Если вы не ходите на ФК, объясните причины:»(рис.4) лишь 26% студентов ответили, что не посещают занятия физкультурой из-за чрезмерных нагрузок. «Отсутствие интереса к предмету» этот вариант ответа набрал 46%. Молодежь совсем не заинтересована физкультурой, она не воспринимает спорт, как важный компонент для своего здоровья. 28% не удовлетворены организацией самих занятий спортом, т.е. возможно студентам не нравятся методы обучения преподавателей и т.д.

На пятый вопрос: «Как вы относитесь к физической культуре?»(рис.5) 7% учащихся проголосовали за то, что они относятся отрицательно к спорту и считают, что физкультура бесполезна. Такие студенты чаще всего являются жертвами табакокурения, наркотиков, алкогольных напитков. Большинство же студентов ответили «положительно, т.к. она положительно сказывается на здоровье, поднимает настроение». Эти студенты правы, ведь физическая культура на самом деле помогает улучшить здоровье. Но есть и такие люди, которые нейтрально относятся к спорту.

В ходе исследовательской работы мы определили, что физическая культура в университете является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Для того чтобы сознательно прийти к выводу и значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймет это не совсем поздно, для того, чтобы начать вести здоровый образ жизни.

Список литературы:

Изотов Е.А. «Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов»/ Теория и практика физической культуры//2018 №4 стр.14-16

Олесич Н.Я. «Психологический портрет спортсмена: интеллект в спорте или спорт без интеллекта?»/ Теория и практика физической культуры//2018 №4 стр.91-92

Чедова Т.И. «Формирование ценностей спортивной культуры студентов в условиях клуба вуза»/ Теория и практика физической культуры//2018 №10 стр.39-41

Просмотров работы: 893