ВВЕДЕНИЕ
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
Физическая культура является интегративным полем двух начал в человеческой природе: природного и социокультурного, где социокультурное является доминирующим. Каждая культура создаёт свои идеалы красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее достижения.
XXI век знаменателен значительными социальными, техническими и физическими преобразованиями, научно-технической революцией, что наряду с прогрессивными явлениями внесло в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Физическая нагрузка (по Л. П. Матвееву) – величина воздействия физических упражнений на человека, которое сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.
В теории выделяют внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя определяется морфофункциональными изменениями в организме под действием нагрузки, внешняя характеризуется количественными показателями выполняемой работы (интенсивность, объем).
Нагрузка бывает двух видов: стандартная и переменная. Стандартная характеризуется идентичностью внешних параметров в каждый отдельный момент времени, а переменная изменяется по ходу выполнения упражнения. Тренировочный эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.
В зависимости от того, на каком этапе восстановления уровня работоспособности осуществляется выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха:
Жёсткий – интервал, когда очередная доля нагрузки приходится на период восстановления организма. Используется при развитии и совершенствовании различных видов выносливости;
относительно полный (ординарный) – интервал, который определяет практически полное восстановление работоспособности до начального уровня на момент выполнения очередной нагрузки;
суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).
Отдых между нагрузками бывает:
активным – отдых, при котором в паузах между упражнениями выполняют те же или иные упражнения, но со сниженной интенсивностью;
пассивным – относительный покой, характеризующийся отсутствием физической деятельности;
комбинированным – объединение его пассивной и активной составляющих.
При проведении самостоятельных занятий физической культурой следует помнить основную задачу самоподготовки – оздоровление организма. Именно поэтому необходимо использовать оптимальную нагрузку, сочетающую в себе объем и интенсивность, позволяющие достичь максимального оздоровительного эффекта.
О соответствии применяемой нагрузки состоянию организма можно судить по частоте сердечных сокращений (ЧСС) перед началом и во время занятия:
100-130 уд/мин – небольшая нагрузка;
130-150 уд/мин – нагрузка средней интенсивности;
150-170 уд/мин – предельная нагрузка.
АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
Адаптация физиологическая – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.
Значение проблемы адаптации в спорте определяется прежде всего тем, что организм спортсмена должен приспосабливаться к физическим нагрузкам в относительно короткое время. Именно скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена.
Приспособительные изменения в здоровом организме бывают двух видов:
обычными физиологическими реакциями, поскольку эти сдвиги не связаны с существенными физиологическими перестройками в организме и не выходят за пределы физиологической нормы;
адаптационные сдвиги – значительное использование физиологических резервов и перестройкой функциональных систем.
Адаптационный синдром (по Г. Селье) – совокупность защиттных реакций организма человека или животных, возникающих в условиях стрессовых ситуаций. В адаптационном синдроме автор выделяет три стадии: стадию тревоги, обусловленную мобилизацией защитных сил организма; стадию резистентности, связанную с приспособлением человека к экстремальным факторам среды и стадию истощения, возникающую при длительном стрессе, что может привести к возникновению заболеваний и даже смерти.
ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека.
Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества.
Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:
повышения тонуса центральной нервной системы;
улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;
усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;
развития мышечной системы;
совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;
улучшения кровообращения мышечных волокон;
развития адаптационных способностей организма;
утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;
нормализации обмена веществ в организме;
совершенствования регуляции функций организма;
профилактики гиподинамии;
избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;
улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.
Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.
Систематические занятия оказывают позитивное влияние ан костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.
Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. в крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интенсивные условия жизни современного человека предъявляют более высокие требования к его биологическим и социальным возможностям. Гармоничное развитие психофизических способностей человека с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все резервные ресурсы организма на достижении поставленной цели – повысить работоспособность, укрепить здоровье.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Инновации в физическом воспитании: учебное пособие / И. В. Манжелей, – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 144 с.
Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий студентов: учеб. пособие / [М. С. Эммерт и др.] ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. – 112 с.
Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт» Власовой Ж. Н. – «Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни».