Актуальность. Так называемый «школьный шум» оказывает влияние на человека и даже может вызвать у учащихся изменения функционального состояния центральной нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроке находится преимущественно в пределах от 50 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при взаимодействии шума в 50 и более дБ.
Цель. Выявить уровень шумового загрязнения в условиях обучения в гимназии, его влияния на работоспособность и здоровье учащихся.
Материалы и методы исследования. Уровень шума измерялся при помощи шумомера в помещении гимназии №10 г. Гродно. Исследование проводилось в рекреации первого, второго и третьего этажей, в столовой, спортзале, в учебных кабинетах. По результатам измерений были выявлены очаги шумового загрязнения. Использованы данные медицинской статистики по уровню заболеваемости от шумового воздействия на человека. Статистическая обработка данных проводилась в программе Exсel.
Результаты и их обсуждение. Данные по заболеваемости органов слуха среди детей до 17 лет в Беларуси показывают, что относительно уменьшения общего количества обследованных, количество детей с понижением остроты слуха с каждым годом увеличивается. Это может быть связанно с различными факторами. Но, главным “виновником” заболеваемости органов слуха врачи считают шумовое воздействие на человека (табл. 1).
При исследовании частоты понижения остроты слуха вследствие шумового воздействия в 2015 году было осмотрено 2283,3 тысячи детей. Из них выявляемость патологии составила 3,5. А 2018 году отмечено увеличение патологии слуха, и данный показатель составил 3,9.
В результате замеров шума выявлено, что самый высокий уровень загрязнения наблюдается на перерыве в столовой – 88 дБ, в коридоре–73 дБ и раздевалке(особенно перед уроками - 83 дБ).
С целью оценки влияния шума на самочувствие и работоспособность учащихся было проведено анкетирование.
На вопрос «Можно ли считать шум невидимым убийцей?» положительно ответили 67,7% респондентов, отрицательно – 14,7%, затруднились ответить 17,6%.
На вопрос «Как вы считаете, где на территории гимназии повышено акустическое (шумовое) загрязнение?» 6,9% опрошенных ответили «на 1 этаже», «в столовой» – 58,1%, «в спортивном зале» – 18,6%.
На вопрос «Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлеченности учащихся на уроке?» 83% винят в своей рассеянности и отвлеченности: 24,4% – шум транспорта, 35,5% – шум в коридоре.
Желание проверить остроту своего слуха изъявило 71% опрошенных.
По результатам медицинского осмотра гимназистов93% старшеклассников имеют нормальный слух, а 7% – снижение остроты слуха.
Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-25%, а в 60 дБ – на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума.
При шуме в 65 дБ у гимназистов отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80-100 дБ способствовал увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10-15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Выводы. Шумовое воздействие негативно сказывается на работоспособности учащихся, снижает остроту слуха, ухудшает общее состояние здоровья гимназистов.
Рекомендации: Звукоизоляция в помещениях, аудиториях позволит ученикам не отвлекаться от своих занятий; при установке звукопоглощающих элементов в коридоре, холле у отдыхающих на переменке, не будет болеть голова от громких криков, а хорошая акустика концертного зала позволит приобщить детей к удовольствию просмотра выступлений. Звукоизоляция в спортзале не позволит крикам, стукам и грохоту вырываться наружу. Плотные качественные окна защитят детей от воздушного шума, доносящегося с улицы.
Литература:
1. Санитарные правила и нормы 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки” Утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.2002 № 158.
2. Черток, А.Г. Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека: учебное пособие / А.Г. Черток, В.А. Петров. – Владивосток: Медицина ДВ, 2014. – 120 с.