Особенности вторичного профессионального самоопределения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности вторичного профессионального самоопределения

Оралова И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональное самоопределение – понятие, достаточно часто используемое в современном научном языке. При этом его трактовка, содержательное наполнение разнятся в зависимости от подхода и взгляда на проблему. Так, Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение как «деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда». Прежде всего это образы желаемого будущего, особенности осознания себя и своего места в системе деловых отношений.

Изучению отдельных аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального становления и определяющих его успешность посвящено целое направление исследований (А.Г. Здравомыслов, О.Д. Ковшуро, И.Н. Семенов, И.Г. Кокурина, В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов, Е. Стронг и др.). Данные исследования подвергаются критике из-за фрагментарного подхода и отсутствия динамического аспекта к изучению формирования личности в профессиональной деятельности и нереализованности целостного подхода к проблеме. Но они доказывают зависимость профессионального самоопределения от личностных качеств личности.

Говоря в целом об успешности профессионального самоопределения, исследователи выделяют определенные факторы, которые способствуют тому, что процесс профессионального самоопределения проходит успешно.

В.Т. Кудрявцев в своих исследованиях указывает на связь характерологических черт личности с профессиональным самоопределением. Он рассмотрел влияние особенностей личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, а также выяснил связь черт личности с успешностью обучения в различных сферах профессиональной деятельности.

Шавир П.А. так же рассматривает структурные элементы личности как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения. Совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения он сводит к двум основным группам: первая - особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса (волевые черты характера и трудолюбие); вторая группа -компоненты личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обусловливающие избирательность реагирования (потребность в профессиональном самоопределении, возникающие у человека, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы и представления о жизненных ценностях и т.д.).

Выше речь шла исключительно о процессе первичного профессионального самоопределения. Данному вопросу, исходя из анализа литературы, уделяется больше внимания, чем вопросу вторичного профессионального самоопределения. Процесс, когда уже взрослый человек по какому-то ряду причин принимает решение сменить сферу или направленность профессиональной деятельности. Мотивов к этому может быть множество: желание повысить свой статус (должностной, материальный), усталость от рутины, конфликты с коллективом, ощущение отсутствия карьерных перспектив. Эти причины можно отнести к внутренним. Но есть и такие, которые напрямую не зависят от человека: сокращение, потеря работы в следствие ухудшения здоровья или же просто сфера деятельности, в которой трудился человек, стала неактуальной.

Несмотря на обширный круг исследований в этой области, вопрос о сущности профессионального самоопределения в ситуации смены профессии является до сих пор не решенным, что связано с тенденцией рассматривать проблемы самоопределения личности изолированно, преимущественно в контексте юношеского возраста. В современных исследованиях обосновывается необходимость расширения временных рамок процесса профессионального самоопределения, так как смена профессии является проблемой, с которой человек на сегодняшний день сталкивается на протяжении профессиональной жизни несколько раз. Причинами этого явления могут стать, с одной стороны, внутренняя потребность в самореализации, как следствие - сознательная смена профессии, с другой стороны, невозможность реализации себя в освоенной профессии по объективным причинам, что приводит к вынужденной смене профессии.

Анализ литературы показал, что в отечественной науке проблема смены профессиональной деятельности представлена исследованиями отдельных аспектов профессиональной мобильности, основной акцент в которых делается на изучении объективных факторов, детерминирующих переход из одной профессии в другую. Причем в центре внимания большинства исследований в этой области является изучение профессионального самоопределения с точки зрения анализа ситуации вынужденного ухода из профессии. Остаются нераскрытыми вопросы специфики профессионального самоопределения в контексте смены профессии, факторов, обуславливающих его успешность, и критериев ее оценки. Не раскрыты особенности протекания данного процесса у представителей разных профессий.

Исследователи, занимающиеся данным вопросом, выделяют определенные факторы, которые могут оказывать значимое влияние на процесс вторичного профессионального самоопределения. Данные факторы мы выделены в виде ключевых блоков: 1блок - жизненные установки и ценности человека. Включает в себя уровень жизненной зрелости, активности и ответственности личности; 2блок - профессиональная направленность. Охватывает профессиональные склонности и интересы; 3блок - интеллектуальные особенности. Включает в себя сильные слабые стороны интеллекта, преобладающий стиль мышления, общий уровень интеллектуальной работоспособности; 4блок - мотивационная структура личности. Охватывает основные мотивирующие факторы, побуждающие человека к работе; 5блок - личностные качества. Определение склонностей к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент вторичное профессиональное самоопределение является важным проблемным вопросом, который требует изучения и более подробного рассмотрения. Этот процесс важен не только для отдельной конкретной личности, но и для общества в целом, ведь успешное его прохождение обеспечит государственные организации и бизнес мотивированными и квалифицированными кадрами, которые будут способствовать их процветанию.

Список литературы

1. Кудрявцев В.Т. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. - М., 1985. - С.25-47.

2. Толочек, В. А. Современная психология труда: Учебное пособие [Текст] / В.А. Толочек. СПб.: Питер, 2005. С. 288.

3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М. 1981. - С.34-35.

4. Почему люди уходят из компании, и как их удержать? / [Электронный ресурс] / HR-портал // URL: http://www.hr-portal.ru/node/ 1986/print (дата обращения 2007).

5. Как часто стоит менять работу? [Электронный ресурс] / Бизнес и финансы // URL: http:// fintimes. km.ru/karera/poisk-raboty/9658.

Просмотров работы: 166