К вопросу об экономическом образовании детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К вопросу об экономическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Вятчинина Е.В. 1, Толмачева В.В. 1
1БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время произошел большой скачок развития технологий, в том числе и экономических. Ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. В связи с этим актуальной задачей образования является подготовка подрастающего поколения к разумному, экономически-грамотному поведению, что, безусловно, подразумевает наличие знаний, умений и навыков в сфере экономики.

Особую значимость приобретает формирование основ экономической грамотности в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Поскольку в современном мире дети намного раньше сталкиваются с деньгами, рекламой, бартером (обменом), совершают совместно с родителями покупки, слышат и начинают осознавать некоторые экономические понятия, это лучший период жизни человека, когда ему может быть предоставлена возможность получить основы экономической грамотности.

Анализ нормативных документов (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг. (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р), Стратегия социально-экономического развития Ханты–Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года (Распоряжение Правительства Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 09 июня 2017 года № 339-рп), письмо департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ «Об опорных образовательных организациях» от 19.09.2018 № 9358/10)позволяет констатировать необходимость разработки и реализации парциальных программ дошкольного образования, инновационных технологий и методик обучения и воспитания, направленных на формирование основ экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель конкретизируется в социальном заказе государства, представленном в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №273-ФЗ от 29.12.2012), согласно которому содержание образования должно быть направлено на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013) на этапе завершения дошкольного образования (… ребенок обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов), (…умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам).В Примерной образовательной программе «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» также ставится задача: «…формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире».

Определенное внимание привлекают исследования западных ученых в области раннего приобщения детей к экономике.

Исследования, проводимые американскими учеными Дж. Брунером, К. Гудменом, Р. Саттоном и др., были посвящены восприятию монет различного достоинства детьми. Данные исследования позволили сделать вывод о том, что уже в 4-5 лет дети начинают понимать, что такое деньги, однако, лишь 50 % из них более или менее разбираются в достоинстве денег.

А. Страус и К. Шусслер выделили 9 стадий развития представлений детей о деньгах. Ученые А. Берти и А. Бомби дополнили результаты их работы и исследовали развитие представлений детей об источниках денег, о цене, спросе и предложении, прибыли.

Исследования многих зарубежных педагогов и психологов доказывают, что на процесс развития экономических представлений ребенка влияют такие факторы, как возраст, пол, социально–экономическое положение семьи, в которой растет ребенок.

Отечественные педагоги-психологи (А.Ф. Аменд, Е.А. Курак, В.К. Розова, И.А. Сасова, А.А. Смоленцева, С.Л. Чернер, А.Д. Шатова) в своих трудах рассматривают разные аспекты проблемы экономического образования: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л.Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л.А. Голуб).

Овладение экономическими понятиями, терминами, изучение экономических процессов происходит непрерывно на протяжении всей жизни человека, однако, как отмечают авторы, предпосылки экономической грамотности формируются, закладываются в дошкольном возрасте. В парциальных образовательных программах: «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Экономика для малышей» А.Ю. Селезневой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А. Смоленцевой, «Экономическое воспитание детей в семье» И.А. Сасовой, представлено примерное содержание экономических знаний, предлагаемых для дошкольников, определены основные пути решения поставленных задач.

Однако, несмотря на то что, в последние годы экономическое образование дошкольников стало предметом пристального изучения, в настоящее время процесс формирования основ экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста носит фрагментарный характер. Педагоги – практики отмечают недостаточную разработанность научно-методического сопровождения процесса экономического образования детей старшего дошкольного возраста. Актуальными являются вопросы отбора содержания экономических представлений и способов их формирования в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, как обязательной ее части, так и части формируемой участниками образовательных отношений.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и опыта педагогов-практиков, позволил сделать вывод о том, что экономическое образование подрастающего поколения, в частности формирование основ экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста, вызывает интерес теоретиков и практиков, а значит, является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Список литературы

Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.Н.Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 112 с.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ О. Е. Люнгрин // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 05.01.2019)

Сидякина, Е. А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и зарубежом [Текст] / Е. А. Сидякина // Вектор науки ТГУ, 2012. - №4 (11). – 272 -275 с.

Шатова, А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Текст] /А. Шатова //Дошкольное воспитание, 2018. - №2. – с. 22-26

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Просмотров работы: 64