Требования, предъявляемые обществом к образовательным институтам, изменились, так как ведущая роль отводится личности. Федеральный государственный образовательный стандарт основан на личностно-ориентированной парадигме и предусматривает системно-деятельностный подход. А это значит, что педагогу необходимо пересмотреть методы и формы обучения, найти наиболее эффективные средства педагогического воздействия.
Л.С. Выготский выявил прямую взаимосвязь между результатами развития личности и интенсивностью, выполняемой ею деятельности. Он подчеркнул также, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности [2, с.90]. Согласно этому утверждению, в современной педагогике ученик рассматривается как активный участник образовательного процесса – субъект деятельности. В связи с этим меняется и сам образовательный процесс: внедряются технологии, способствующие устранению однообразия на уроке, создаются условия для постоянной смены видов деятельности обучающихся, реализуются принципы здоровьесбережения.
Урок имеет определенную структуру модель, которая основывается на новых стандартах:
1. Главной целью организационного этапа урока является создание мотивации, позволяющая построить план действий на уроке. В основе построения плана действий лежит целеполагание. Происходит осмысление ребенком того, что он уже знает и того, что ему необходимо узнать, для того чтобы найти выход из проблемной ситуации или решить учебную задачу. Благодаря этому учащиеся смогут сориентироваться в теме предстоящего урока. Важной частью этого этапа является актуализация знаний или представлений учащихся по данной теме (Что я уже знаю об этом?).
2. Основной этап урока является ключевым, так как именно на этом этапе происходит в большей степени формирование универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных). В процессе работы с информацией, осуществления деятельности, учащиеся пропускают через свою понятийную сферу и запоминают материал. А.Н. Леонтьев неоднократно подчёркивал, что возникновение в сознании человека осязательного, зрительного или слухового образа предмета возможно лишь тогда, когда между человеком и этим предметом сложилось деятельностное отношение [1, с.12].
3. Завершающим этапом урока становится обобщение и рефлексия. Иначе говоря, на этом этапе происходит осмысление того, в какой мере были реализованы те цели и задачи, которые ставились в начале урока. Ребенок анализирует продукты своей активности, деятельности и оценивает себя, он сравнивает те знания, умения и навыки, которые у него были до урока с теми, что появились после.
Организация образовательного процесса невозможна без учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Специфика работы учителя заключается в том, чтобы грамотно распорядиться имеющимися знаниями о качествах ребёнка и создать оптимальные условия необходимые для усвоения знаний, формирования навыков, развития способностей каждого школьника. Это возможно при реализации личностно-ориентированной парадигмы, в основе которой заложен индивидуальный подход. Этот подход также находит своё отражение в дифференцированном обучении. Опираясь на возможности и способности учащихся, учитель планирует программу педагогического воздействия. Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная; развития критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; педагогика сотрудничества; групповые технологии.
Более подробно рассмотрим групповую технологию, так как она может включать в себя множество различных технологий, становясь при этом наиболее эффективной при подаче материала. Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая.
Существуют различные методы групповой работы:
Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи;
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить;
Групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения [2, с.54].
Работа в группе позволяет увеличить потенциал понимания учебного материала учащимися, способствует развитию творческой самостоятельности, формированию познавательной активности. Происходит формирование коммуникативных навыков: возрастает сплочённость класса, дети учатся высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения одноклассников, происходит переоценка своих возможностей, улучшение самоконтроля.
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
• Взаимного обогащения, засчет обмена информацией;
• Активности (исчезает анонимность деятельности);
• Использования личного опыта;
• Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания;
• Ответственности и долга [2, с.54].
В качестве примера, использования групповой технологии на уроке, можно привести разработанный нами урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Преобразования Петра Великого». Как известно, детям довольно скучно изучать историю, вдаваться в даты, события и имена великих людей, зачастую подобные уроки достаточно однообразны, смена видов деятельности не происходит, учитель работает с детьми, используя исключительно диалоговую форму общения. Учебник Вахрушева А.А. по программе «Школа 2100» предполагает развитие умения работать с текстовой информацией, поэтому на таких уроках можно наблюдать, что учащиеся отвлекаются, зевают, занимаются своими делами, а на этапе рефлексии, они не могут вспомнить ничего конкретного. Поэтому мы модернизировали урок, включили в него групповую технологию. Деление на группы происходило по выбору педагога, это было необходимо для того, чтобы объединить слабых учеников с сильными. Класс делился на 4 группы по 6 человек.
На этапе актуализации знаний, для того, чтобы вспомнить, изучаемые ранее термины, нами было предложено задание «Историческое домино». Детям было необходимо сопоставить термин с его значением, так чтобы в итоге получилась замкнутая цепь. Это были такие термины, как «рыцари», «христианство», «век», «крестьяне», «ислам», «народное ополчение», «боярин», «степняки-кочевники», «летопись», «монаршие регалии». На уроке наблюдалось оживление, активность, дети высказывали свое мнение, выдвигали предположения. Соревновательность между группами позволила выявить лидеров, способствовала развитию азарта, стремления выиграть. Далее было предложено задание «Знаменательные даты». Задание было ориентировано на усвоение знаменательных событий и имён великих людей, засчет сопоставления этих составляющих.
На этапе открытия нового знания, учащимся предлагалась работа в группе. Каждая команда получила текст с различными темами: "Личность Петра 1", "Преобразования Петра 1", "Что такое империя" "Пётр Великий". Поработав с текстом, дети делились информацией с другими группами. В результате, из отдельных элементов, складывалась как мозаика, общая картина. По ходу урока дети заполняли «Исторические карты», это был текст, в котором были пропущены слова, располагались неподписанные изображения.
В конце урока на этапе применения нового знания, дети выполняли «Экспресс-тестирование», которое включало 3 вопроса. Эта диагностика показала, что 95% детей усвоили материал урока. На рефлексии даже учащиеся, проявляющие меньшую активность, рассказывали о том, что нового они узнали на данном уроке. В результате использования групповой технологии мы смогли познакомить детей с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, а также расширить знания учащихся о личности Петра Великого и его роли в истории России.
На классном часу также можно использовать групповую технологию. В качестве примера можем привести воспитательное мероприятие «Будь природе другом!». На этом занятии предполагалось несколько заданий в группах. Одно из них состояло в том, чтобы собрать мозаику, на которой изображена рыба «Окунь» (намерено был выбран представитель водной фауны, о котором дети почти ничего не знают). Это задание было направлено на расширение кругозора детей, способствовало формированию познавательной активности школьников. Команда собравшая быстрее всех картинку, получала больше баллов и текст с описанием этой рыбы. Почти все команды справились с этим заданием на «отлично».
Следующее задание было направлено на воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Детям было необходимо выбрать одну из представленных ситуативных картинок и раскрасить её. Изображения демонстрировали примеры поведения детей на природе, они были диаметрально противоположными: 1) дети мусорят в лесу; школьники собирают мусор; 2) мужчина вырубает лес; дети сажают новые деревья и т.д; На данном занятии мы смогли расширить кругозор детей, их знания по окружающему миру, раскрыли важность рационального использования ресурсов и охраны окружающей природы. Участие в активной деятельности, в рамках группы, способствовало воспитанию экологической культуры школьников, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование на уроке групповой технологии способствует лучшему усвоению материала, развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств, которые в будущем найдут свое отражение в будущем. Вместе с тем важно понимать, что применение данной технологии и её эффективность зависит от насколько учащиеся включены в активную деятельность. Поэтому организация такой работы требует от педагога высокого уровня профессионализма и постоянного совершенствования педагогических компетенций. Только от этого будет зависеть успех в достижении положительного результата образовательной деятельности.
Список литературы:
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. – 130 с.
Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы в начальной школе / И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №4. – c.54-58.
Подласый, И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, - 2009. – 540 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник Образования России. – М.: Про-Пресс, С. 8-9.
Чистякова, О.И. Из опыта формирования коммуникативной компетенции у младших школьников / О.И. Чистякова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. - №2. – с.109-113.