ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гатауллина Э.В. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, быть профессионально и социально мобильными. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и желания учиться. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость порождают у многих школьников уже в начальной школе разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рискует стать хронической. Ребенку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего» [6, с. 36].

Человек обычно интересуется тем, что уже ему известно. Но для того, чтобы он захотел узнать что-то новое, нужен интерес, который еще не возник. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Интерес – основной внутренний механизм учения», а Я. А. Коменский утверждал, что «интерес – один из главных путей создания светлой и радостной обстановки учения». Интерес – это одна из форм направленности личности, связанная с той или иной областью человеческой деятельности. Предполагается выбор из окружающей жизни того, что для человека наиболее ценно и значимо. В учебном процессе то или иное конкретное знание часто оказывается вне прямых потребностей ученика.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из важнейших компонентов, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В учебном процессе часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких обучающихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно. Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика.

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия “познавательный интерес”

В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы «самоподкрепляется». Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».

Ситуация успеха представляет собой постепенный переход от действий, производимых под руководством педагога, к формированию положительного отношения к учению у детей младшего школьного возраста. Приемы ситуации успеха необходимо создавать и развивать в процессе обучения.

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем - это частое пребывание детей младшего школьного возраста в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.

В настоящее время создание ситуации успеха рассматривается как:

* определяющий фактор развития личности в младшем школьном возрасте;

* компенсаторный фактор в случае недостаточно высокого уровня развития способностей или недостаточного запаса у учащихся необходимых знаний, умений и навыков;

* источник внутренних сил ребенка [5, с. 25].

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста позволил выделить следующие условия, способствующие созданию ситуации успеха на уроках.

Индивидуализация образовательного процесса

Индивидуализация основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов должно быть направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.

Создание креативной среды

Открытость новому в сочетании со стремлением обучаться и высокой самооценкой, уверенностью в себе способствует созданию креативной среды в образовательном процессе, которая направлена, в свою очередь, на достижение учащимися высокого уровня творческой активности и познавательной самостоятельности, независимости, овладению творческими умениями и навыками, а также формированию положительного отношения к учению. Следовательно, специально созданная в образовательном процессе креативная среда определяет формирование имеющихся у учащихся способностей.

Побуждение к рефлексивной деятельности.

Побуждение к рефлексивной деятельности оказывает непосредственное влияние на внутренние стимулы развития потребности учащихся в самообразовании, самосовершенствовании и тесно связано с формированием отношения к учению. Рефлексивность проявляется в самопознании, самооценке, самоконтроле, самопринятии и самостроительстве учеников.

Следовательно при организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и может привести к обратному результату. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ситуация успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к учению. Только при выполнении условий: индивидуализация образовательного процесса; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности, можно сформировать положительное отношение к учению через создание ситуации успеха.

Список литературы:

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 2011. - 71с.

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 432с.

Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998. - 359 с.

Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» / З.А.. Клепинина, Г.Н. Аквилёва. – М.: Академия,2013. - 336с.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.-М.: Педагогика, 2004.- 120с.

Просмотров работы: 76