Ценностные ориентации российского война XXI века - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Ценностные ориентации российского война XXI века

Прокопкин С.Н. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Воинская деятельность традиционно имеет преимущественно духовные основы. Духовность воина всегда являлась важнейшим показателем развития военного дела, состояния боевой готовности Вооруженных Сил и в конечном итоге военной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности государства. Известно высказывание полководца М.И. Кутузова о том, что сколь ни велика роль воинского порядка или дисциплины, они останутся бессильными тогда, когда не оживятся «... тем воинским духом, который преображает все обстоятельства».

Воинская деятельность в России в силу ее исторической специфики, геополитического положения, национальных традиций и других факторов изначально строилась во многом на духовных основах. На протяжении веков они обеспечивали не только сплоченность, мужество и отвагу воинов на поле боя, но и в условиях мирного времени позволяли прочно объединять воинские коллективы, мобилизовывать личный состав на выполнение служебно-боевых задач.

В современном российском государстве система духовных ценностей общества и Вооруженных Сил претерпевает существенные изменения. Позитивные духовные связи между поколениями во многом оказались разорванными, что сказалось на формировании правосознания военнослужащих. Такие традиционные для российских граждан, в том числе и для военнослужащих, понятия, как Родина и Отечество, долг, честь, достоинство, профессионализм, ответственность и другие претерпевают существенную трансформацию, в значительной мере утрачивают свой прежний смысл и значение, изменяются не только по объему, но и по содержанию. В связи со значительными изменениями социально-политических, экономических и духовных основ общества и армии у большинства военнослужащих возникает потребность пересмотра своих ценностных ориентиров, установок именно в правовой сфере в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач на основе познания реального состояния правосознания личности воина российской армии, особенностей его функционирования.

Понятие «ценностей» и «ценностных ориентаций».

Понимание сути процесса модернизации, а также коллизий современной российской действительности невозможно без уяснения содержания понятий «ценностей», «систем ценностей», «ценностных ориентаций», механизмов и факторов их трансформаций, процессов их формирования и изменений. Актуальность разработки ценностной проблематики в социологии является очевидной, поскольку по сложившейся в обществе системе ценностей, ценностных ориентаций и установок социолог может вынести свое суждение о конкретном исторически сложившемся состоянии общества, о его потенциале и перспективах развития. Ценности, ценностные ориентации и их системы определяют состояние, характеристику общества в целом и отдельно взятой личности.

Целесообразно разграничить понятия «ценностные ориентации» и «ценности». В психологической литературе данные термины часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, обосновывается ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные ориентации, присутствующие в сознании: последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Анализ философских, социологических, этических и психологических определений категории «ценности» выявил наличие представлений как минимум о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:

• во-первых, общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

• во-вторых, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

• в-третьих, мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов

Переход данных форм можно представить следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов по бесконечной спирали.

Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.

Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания исследования ценностных ориентаций может быть принято учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии.

Понятие «ценностные ориентации» было введено в социальной психологии середины XX в. как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия «ценности» и «ценностные ориентации» различались либо по параметру «общее — индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. В настоящее время более приемлемым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

В.В. Водзинская определяет ценностные ориентации как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Социология опирается чаще всего на следующее определение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации — это элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не)принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый, в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной («здесь-и-теперь»), так и долгосрочной перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средства достижения целей.

Таким образом, ценностные ориентации — это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие «ценностные ориентации», соответствует изначальному смыслу слова «ориентация» (лат. orientis — восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве, прежде всего по отношению к востоку — доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него — и в социальное. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости, меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.

Признаки ценностных ориентаций, их классификация. Система духовных ценностей военнослужащих.

Ценностные ориентации характеризуют, с одной стороны, связь человека с обществом, его потребности и интересы, а с другой стороны, его стратегические цели и идеалы. Двойственность системы ценностных ориентаций личности заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека в деятельности, но и сама становится источником его целей. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания, дают основания для выбора целей и средств.

Ценностные ориентации характеризуются следующими основными признаками:

Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

Ценности организованы в системы;

Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности — как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка — терминальных и инструментальных ценностей.

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

Комфортная жизнь (процветание)

Амбициозность (целеустремленность)

Интересная жизнь

Широта взглядов (непредвзятость, восприимчивость)

Чувство успеха (постоянной значимости)

Способности (эффективность)

Мир во всем мире (прекращение войн)

Жизнерадостность

Мир прекрасного (красоты природы и мира искусств)

Чистоплотность

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Мужество, смелость (готовность отстаивать свою позицию)

Безопасность семьи

Снисходительность (умение прощать)

Свобода (независимость, свобода выбора)

Желание помочь (готовность работать на благо других)

Счастье (удовлетворенность)

Честность (искренность, правдивость)

Внутренняя гармония (отсутствие внутренних конфликтов)

Богатое воображение (дерзание, творчество)

Зрелая любовь

Независимость

Национальная безопасность

Ум

Удовольствия (приятная размеренная жизнь)

Логичность (последовательность)

Спасение души (блаженная участь в вечности)

Любовь

Самоуважение (чувство собственного достоинства)

Послушание (исполнительность)

Общественное признание

Воспитанность

Настоящая дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль

Ценности, связанные с выполнением функций вооруженной защиты страны и ее граждан, образуют один из уровней совокупного ценностного пространства. Их выделение обусловлено существованием армии как элемента политической структуры общества и военной службой как специфическим социальным институтом, обеспечивающим существование Вооруженных Сил. В связи с этим определим множество ценностных ориентаций в военной сфере жизнедеятельности как ценности военной службы. Они формируются под влиянием уклада общественной жизни, нормативно-правовых актов, отношений между государством и его гражданами в связи с выполнением функций по защите Отечества.

Военнослужащие образуют социально-профессиональную группу, для которой ценности военной службы — не отвлеченные понятия, а постоянно действующие мотиваторы их повседневной жизни. Безусловно, они усваиваются через призму жизненных ценностей более высокого уровня, где военные выступают как обычные граждане, для которых имеют значение такие базовые понятия, как общение, семья, работа (служба), человеческая жизнь, благополучие и др. Однако, очевидно, что при изучении изменений в нравственном и психологическом состояниях общества в плане его готовности к собственной защите и обеспечению национальной безопасности отношение к ценностям военной службы приобретает особое звучание.

Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества. Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:

духовные ценности общечеловеческого характера;

духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;

духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовной сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия «духовные ценности военнослужащих» составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Духовные ценности военнослужащих условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие.

Ко второй - гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Рассматривая содержание таких духовных ценностей военнослужащих, как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение военнослужащего к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти понятия нетождественны. Понятие воинской чести теснее, чем понятие достоинства связано с особым общественным положением человека - вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание военнослужащим содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг военнослужащего, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у военнослужащих постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это - верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести военнослужащего служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от военнослужащего честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Принимая военную присягу, военнослужащий клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают военнослужащего соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

Основные ценностные ориентации российских военнослужащих на сегодняшний день.

Всех военнослужащих можно разделить на множество пересекающихся социальных подгрупп по должностному, профессиональному, служебному и другим признакам. Каждой из них присуща своя система отношений к существующим ценностям военной службы.

Именно здесь можно выявить истоки выбора военной профессии и приверженности ей, преданности различным идеям, удовлетворенности или неудовлетворенности службой, готовности идти на сознательное выполнение приказов.

Наиболее приемлемым направлением исследования ценностных ориентаций военнослужащих можно назвать метод прямого ранжирования М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева, поскольку по надежности и устойчивости он превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей.

Т. к. обследованной совокупностью является воинская часть, которая типична как по составу, так и по боевой задаче, для всей России была использована монографическая выборка. Генеральная совокупность не превышает 500 человек, поэтому проводился сплошной опрос. В ходе исследования было опрошено 100 военнослужащих войсковой части 03013.

По основной гипотезе исследования (материальные ценности для военнослужащих важнее духовных) получены следующие результаты: лишь 10,7 % военнослужащих и 21,1 % солдат срочной службы поставили материальную обеспеченность на первое место. Для опрошенных самыми важными ценностями оказались здоровье — 44 % всех респондентов и счастливая семейная жизнь — 22 % соответственно.

На второе место одинаковое количество респондентов поставили любовь и материальную обеспеченность (по 23 % респондентов). Причем гражданские служащие вариант «любовь» не выбрали вообще, а вот у солдат срочной службы данная ценность набрала 21,1 %, а материальная обеспеченность всего 10,5 %. У военных эти ценности набрали примерно одинаковое количество процентов: любовь — 25,3 %, материальная обеспеченность — 26,7 %.

Большинство гражданских служащих поставили на второе место такие ценности, как здоровье и счастливую семейную жизнь (по 33 % респондентов). Последняя оказалась на втором месте и у большинства солдат-срочников (26,3 %).

На третьем месте у респондентов стоят: здоровье — 22 %, материальная обеспеченность — 17 %, любовь — 13 % и счастливая семейная жизнь — 11%.

Самое последнее место занимают такие ценности, как высокие запросы — 24 %, непримиримость с недостатками — 15 %, чуткость — 13 % и развлечения — 10 % респондентов соответственно.

Наименее важной ценностью для гражданских служащих стали высокие запросы — 33 %, так же как и для военнослужащих — 26,7 % опрошенных. Наименее важной ценностью для солдат срочной службы является чуткость.

Следующей выдвинутой гипотезой является утверждение, что руководящий состав оказывает влияние на формирование ценностей военнослужащих. На данный вопрос 77 % опрошенных ответили однозначно «да», из них гражданских служащих — 66,7 %, военнослужащих — 77,3 % и солдат срочной службы — 77 %. Интересно, что 90,9 % военнослужащих, занимающих руководящую должность, также ответили на данный вопрос однозначно «да».

В связи с этим необходимо определить оценку отношений военнослужащих с начальством.

Большинство из них — 49 % оценили данный показатель на 4 балла, из них: 83,3 % гражданских, 45,3 % военнослужащих, 52,6 % солдат срочной службы. Причем, 24 % военнослужащих поставили 3 балла, а вот 31,6 % солдат срочной службы — 5 баллов.

Показательно, что командный состав оценил свои отношения с подчиненными на 4 — 68,2 % и на 5 баллов — 22,7 %.

Далее было выдвинуто предположение о том, что главная причина, побуждающая людей идти служить в армию, — возможность получения жилья. Анализ ответов на открытый вопрос «Почему вы пошли служить в армию?» позволил сделать следующий вывод: большинство опрошенных попали в ряды армии либо случайно (24,9 %), либо по семейной традиции (22 %). Лишь 9,8 % респондентов ответили, что пошли служить, чтобы материально обеспечить себя и семью, а о перспективе получения жилья упомянули всего 4,9 % опрошенных.

Таким образом, для военнослужащих войсковой части 03013 важны следующие ценности военной службы:

1. получение специальных льгот и преимуществ — 45,1 % всех опрошенных;

2. решение жилищной проблемы — 33 %;

3. материальное обеспечение семьи — 28,4 %;

4. сплоченный воинский коллектив — 19,7 %;

5. причастность к защите Отечества — 17 %.

Наиболее важными ценностями для гражданских служащих части являются:

1. сплоченный воинский коллектив — 50 %;

2. причастность к защите Отечества — 33 %;

3. воинская честь и достоинство — 25 %.

Эти данные полностью опровергают гипотезу о том, что для гражданских служащих ценности военной службы вообще не важны.

Для руководящего состава части важными ценностями являются, в первую очередь, специальные льготы и преимущества, которые дает служба в армии (63,2 %), затем решение жилищной проблемы (36,4 %).

С.С. Соловьев при помощи кластерного анализа выявил следующие типы ценностных ориентации военнослужащих:

1. В группу военно-корпоративных ценностных ориентаций вошли основные понятия, с которыми в обществе связываются представления о военнослужащих и офицерском корпусе.

К ним, прежде всего, относятся особые нравственные устои и стиль поведения, объединяемые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная ответственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к делу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские ритуалы и традиции», «военная форма одежды». Сюда же относятся такие специфические установки, как стремление соблюдать воинскую дисциплину, упорядочить и организовать свою жизнь, желание продолжать семейную традицию. Основные доминанты ценностных ориентаций этой группы — «военная специализация» и «романтизм».

2. Группа военно-профессиональных ценностных ориентаций отражает выраженную «военную специализацию» с потребностью в самореализации. Наиболее характерными для нее являются стремление работать по интересной военной специальности, к которой имеется наибольшая предрасположенность, и желание управлять военной техникой, системами вооружений, стрелять из различных видов оружия. Это рассматривается респондентами как дело настоящего мужчины и подкрепляется интересом к военной профессии. На некотором удалении находятся стремление к организации, руководству и командованию людьми. Это объясняется тем, что респонденты видят специфическую военную ценность, тягу к профессиональной самореализации именно в этом аспекте, но в то же время отмечают здесь и некоторый прагматический оттенок, связанный со служебной карьерой.

3. К познавательно-развивающим ценностным ориентациям относятся как романтические, так и прагматические установки личностного плана. Сюда попали такие, казалось бы, разнородные установки, как желание посмотреть на жизнь в других местах, испытать себя в сложных условиях, стремление к физическому самосовершенствованию и, наконец, возможность развития способностей — все они реализуемы в армейских условиях.

Под влиянием военной специфики и выраженного прагматизма формируется ряд ценностных ориентаций специфически-меркантильного плана. Во многом их можно назвать современными, поскольку эта группа стала приобретать весомое значение в последние годы.

Изменение ситуации в обществе в сторону преобладания денежных отношений, проблемы, связанные с получением профессии, сказались на значимости таких установок и мотивационных комплексов, как приобретение за время службы в вооруженных силах нужных для жизни знаний и навыков, бесплатное получение образования, овладение нужной в гражданских условиях специальностью, получение специальных льгот и преимуществ. В эту группу входит «традиционный» для кадрового состава армии и флота компонент: достижение положения в обществе за счет военной карьеры, служебного роста.

4. Доминантами ценностных ориентаций материально-бытового характера одновременно выступают «универсальность», личностная значимость и прагматизм. Эта группа установок формируется под влиянием естественных потребностей людей в жилье, поддержании достойного уровня жизни, обеспечении занятости. Поскольку военная служба дает определенные гарантии реализации этих запросов, они вошли в ее систему координат ценностей. К ним относятся: стремление материально обеспечить семью, возможность решения жилищной проблемы, получение гарантированного денежного содержания и желание избежать безработицы, переждать трудные времена.

Перечисленные группы образуют факторную структуру ценностных ориентаций кадровых военнослужащих и курсантов военных училищ. В то же время есть все основания использовать полученную классификацию ценностей военной службы для более широких обобщений. Подтверждением этому служит структура ценностных ориентаций призывников, солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих службу по контракту или по призыву.

Эти люди, составляющие переменный состав армии и флота, отражают представления общества (по крайней мере, его мужской части) о Вооруженных силах, степень влияния на них военной службы и ожиданий от нее.

Например, установки в отношении проходящих службу по призыву формируются в те же группы ценностных ориентаций. Правда, состав групп несколько изменяется, отсутствует пятая группа, и появляется «группоподобный» установочный комплекс на отрицание ценностей военной службы. Ориентации познавательно-развивающего характера и, особенно, стремление к физическому самосовершенствованию приобретают военно-специальный акцент. Но это не меняет общей картины.

Было выдвинуто предположение о том, что военно-корпоративные ценности для командования важнее, чем для подчиненных. Среди военно-корпоративных ценностей ответы распределились следующим образом:

1. продолжение семейной традиции отметили 27,3% командиров и 17,9% подчиненных;

2. причастность к защите Отечества — 19,2% подчиненных и лишь 9,1% командиров;

3. воинская честь и достоинство — 20% командиров и 8,2% подчиненных;

4. сплоченный воинский коллектив важен для 20% командиров и 11,5% подчиненных.

Военно-профессиональные ценности, по нашему мнению, важнее для военнослужащих, образование которых соответствует нынешней профессии. Так, такую военно-профессиональную ценность, как «стать военным профессионалом» выбрали 33% респондентов, образование которых соответствует нынешней профессии, и 11% — образование которых не соответствует профессии. Следующую военно-профессиональную ценность — иметь интересную военную специальность — выбрали 25% военных, служащих по полученной в ВУЗе специальности, и 8,3% респондентов, профессия которых не соответствует их образованию.

Более подробно о факторах формирования ценностей военнослужащих и о трансформации ценностей военной службы позволяет судить анализ глубинного интервью, проведенного с некоторыми офицерами данной воинской части. Рассмотрим последовательно полученные ответы.

1. Почему Вы пошли служить в армию?

Офицеры идут служить в армию в основном по семейной традиции. Поскольку они росли в семье военных, они с детства жили в военных городках, в непосредственной близости к армии. Но, несмотря на это, выбор своей профессии офицеры делают осознанно.

2. Какие ценности военной службы были важны для Вас в начале вашей службы?

Значимость данного вопроса очевидна, потому что опрошенные офицеры либо сами начинали служить в советское время, либо тогда служили их отцы. Итак, в начале службы для всех офицеров были важны такие ценности, как защита Родины, романтизм, дружба. После первых лет службы они менялись, появлялись материальные ценности (получение жилья, отпуск, льготы).

3. Какие ценности военной службы важны для Вас сейчас?

В настоящее время для всех опрошенных офицеров на первое место вышли материальные ценности, а также получение квартиры, пенсия. Тем не менее, для командиров актуальны проблемы подготовки солдат срочной службы и хорошая атмосфера в коллективе. Следует отметить, что сейчас все опрошенные имеют семью. Поэтому ценность семьи, ее материального обеспечения вышли на первый план. Старший лейтенант Макаренко по этому поводу сказал: «Ценности военной службы и отношение к ней зависят от семейного положения. Семейный офицер не может себе позволить мотаться по гарнизонам, он должен думать о жене, детях, т.е. искать стабильность».

4. На Ваш взгляд изменились ли за последние годы причины службы в армии?

Здесь мнения разделились. Трое офицеров ответили, что причины остались те же, в основном материальные, просто уровень этих материальных благ в советское время был намного выше. По словам майора Максина, «в СССР лучше проводилась агитация в рядах армии, следовательно, военные не знали о ее проблемах, которые существовали всегда». А вот майор Голобоков и капитан Жолудев говорят, что причины изменились. По их словам, сейчас престиж армии выше и материальное положение военнослужащих стало лучше. Как сказал капитан Жолудев: «…раньше шли служить из-за романтики, думали, что мир смогут сделать лучше; за деньгами, как сейчас, мало шли служить». Таким образом, можно отметить некоторые расхождения в значимости материальных ценностей военнослужащих срочной службы и офицерского состава.

5. Влияет ли, на Ваш взгляд, отношение государства к военнослужащим на их отношение к военной службе?

На этот вопрос все ответили однозначно: «Да, влияет». По мнению военнослужащих, государство должно заботиться об армии. Например, в царской армии, когда офицер шел в бой, он был точно уверен, что в случае его гибели государство позаботится о его семье. «В советское время социальные льготы были шире, заработная плата больше, служба интереснее, обучение солдат лучше. Еще действовали так называемые политотделы, которые психологически помогали военным». Офицеры считают, что сейчас государство хуже относится к армии, а в материальном плане оно вообще отвернулось от военных. В рядах военнослужащих в настоящее время их удерживает лишь возможность получения квартиры, льготы и стабильность, т. к. это государственная структура.

6. От командования зависит, как относятся к своей службе Военнослужащие?

Офицеры отметили, что именно от командования в большей степени и зависит отношение их подчиненных к службе. Очень важно, чтобы командование было компетентно в вопросах современной техники, что в настоящее время является большой проблемой из-за старения командного состава. Также важен стиль общения командиров. Употребление командирами большого количества нецензурных выражений, естественно, не нравится подчиненным, из-за чего и складывается негативное отношение к службе. Именно командование создает атмосферу внутри коллектива. Например, если командование не поощряет инициативу, то и проявлять ее офицеры не захотят.

7. На Ваш взгляд, трансформируются ли ценности военной службы?

На данный вопрос офицеры ответили, что ценности военной службы в корне меняются.

Раньше были важны такие ценности, как патриотизм, долг перед Родиной, чувство коллектива. Сейчас, как говорит майор Максин, «молодые офицеры не проявляют никаких патриотических чувств, в основном идут служить ради стабильности, материальных благ».

Таким образом, в настоящее время на первое место выходит личная выгода.

Следовательно, гипотеза о том, что военнослужащие считают, что происходит трансформация ценностей военной службы, полностью подтвердилась.

8. В ходе беседы опрошенные назвали еще один важный фактор формирования ценностей военной службы — это атмосфера в рабочем коллективе и сам коллектив.

В этой связи очень интересно мнение капитана Жолудева, который был единственным из опрошенных, кто служил в районе боевых действий. Он отмечает, что в боевых частях люди намного сплоченнее и не только на службе, но и вне службы. Они мало задумываются о материальной стороне, для них важнее дружба, чувство коллектива, взаимопомощь и защита Родины.

Были выявлены особенности ценностных ориентаций военной службы. Самая главная особенность заключается в структуре ценностей военной службы, в которой кроме материально-бытовых и познавательно развивающих выделяют также военно-корпоративные и военно-профессиональные.

В ходе исследования было определено, что материальная обеспеченность занимает одно из первых мест в списке ценностей военнослужащих, но все-таки не главное. Над ней превалируют такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь и любовь. Также были выявлены факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций военнослужащих.

Итак, к факторам формирования ценностей военнослужащих относятся:

1. отношение государства к военнослужащим;

2. отношение командования к своим подчиненным;

3. атмосфера в рабочем коллективе и сам коллектив.

Анализ ответов офицеров позволяет сделать вывод, что ценности военной службы меняются.

Тенденции развития духовных ценностей военнослужащих внутренних войск в современных условиях.

Проведение анализа содержания духовных ценностей военнослужащих предполагает выявление тенденций их развития.

В философской литературе тенденция определяется как «направление развития какого-либо явления или процесса». Тенденция служит формой проявления одного или нескольких законов, которые в обществе реализуются через сознательную деятельность людей и поэтому весьма многозначны.

Приступая к рассмотрению тенденций развития духовных ценностей военной службы в современных условиях, следует отметить сложность данной проблемы, которая обусловлена многообразием подходов и формулировок самой природы духовных ценностей. Как все иное, базирующееся на идеальных образах, духовные ценности «ускользают» от классического научного исследования. Кроме того, на современном этапе мы являемся свидетелями определенной «переоценки» ценностей в обществе, что добавляет сложность в исследовании духовных ценностей военнослужащих, как неотъемлемой части общества. Сами же тенденции на сегодняшний день лишь начинают проявляться, поэтому говорить о них как о свершившемся факте преждевременно.

Одной из первых следует выделить преемственность духовных ценностей в процессе становления и развития Вооруженных Сил, выражающую единство двух сторон в ходе его развития: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, прогрессивного, что содержалось в духовных ценностях прошлого.

Преемственность — это общая закономерность исторического развития, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. При этом следует иметь в виду, что в обозначенной выше тенденции отражаются связи духовных ценностей не только прошлых и нынешних поколений, но и содержание духовных ценностей, формируемых в сознании, духовном мире отдельных групп военнослужащих в относительно короткие отрезки времени.

Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, его духовной культуры можно лишь изучив историю его становления и уважительном к ней отношении.

В духовных ценностях военной службы должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества и его военной организации. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было связано со многими причинами как внутренними, так и внешними. Поэтому и необходимо постоянное осмысление этого процесса, а также формирование духовных ценностей военнослужащих с учетом того позитивного, что накоплено в мировой и отечественной практике.

В последние годы заметно повысился интерес к истории войск, их традициям, духовным ценностям. Именно сейчас эти богатые духовные традиции и опыт войск должны послужить основой духовного возрождения, укрепления морального духа военнослужащих.

Иными словами, можно и нужно вести речь об устойчивых, проходящих сквозь всю историю развития армии духовных ценностях, носящих таким образом не сиюминутный, временный характер, а постоянно действующих и скрепляющих войска на протяжении всей истории.

В последние годы весьма рельефно проявляется такая тенденция развития духовных ценностей военнослужащих как усиление влияния традиционных ценностей государства, общества, церкви, семьи на процесс формирования и развития духовных ценностей военнослужащих.

Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное достояние во всех сферах жизни. В этих условиях на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности. Одна из них — общественно-государственный патриотизм, как традиционная ценность, которая основывается на тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма как традиционной духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры: внедрение и совершенствование на государственном уровне комплексной программы «О патриотическом воспитании молодежи»; создание художественных произведений, культурных объектов, символики в войсках национальной гвардии, олицетворяющей историю войск; деятельность ветеранских организаций и др. Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие как достоинство воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в сотрудничестве войск и традиционных религиозных конфессий.

Духовные ценности по-настоящему усвоены только тогда, когда следование им гарантировано и голосом разума, и голосом совести, и потому их самосовершенствование — необходимое условие становления активной жизненной позиции личности военнослужащего в современных условиях.

Важной тенденцией развития духовных ценностей военнослужащих в современных условиях является формирование особого отношения к своей истории, боевому братству, глубокого уважения к ветеранам, почитание государственных символов и символики войск.

Сложные процессы становления Российского государства породили у большей части населения веру в то, что все социально-экономические и политические проблемы могут быть решены лишь на основе возрождения высокой духовности в обществе и военной организации государства. В этой связи следует подчеркнуть особенности духовной жизни военнослужащих. Некоторыми из них являются коллективизм, войсковое товарищество, боевое братство. Российская армия и в мирное время, выполняя боевые задачи, является образцом теплого отношения к сослуживцам, товарищеской взаимопомощи, уважения к командирам, старшим товарищам и ветеранам.

Наряду с рассмотренными тенденциями развития духовных ценностей военнослужащих имеют место и ряд других. В большинстве своем они находятся в стадии становления и формирования. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем, насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная реформа и совершенствоваться процесс воспитания личного состава, поднят престиж и авторитет войск, обеспечен механизм социальной и правовой защиты военнослужащих.

Заключение.

Таким образом, ценности военной службы представляют собой систему с устойчивой структурой. Они определяют поведение военнослужащих, их пристрастия, отношение к различным проявлениям жизнедеятельности коллектива и общества в целом, самооценку и оценку действий других людей, побуждающие мотивы служебной и внеслужебной деятельности.

Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня с особой остротой проявляются в духовной сфере, самым непосредственным образом влияют на ценностные ориентации военнослужащих, и, следовательно, на качество выполнения ими воинского долга.

В нынешнее время в системе морально-нравственных ценностей военнослужащих на первое место выходят сугубо материальные мотивы, а осознание своей причастности к защите Отечества становится все менее актуальным, второстепенным. Идет интенсивный процесс разрушения коллективистских основ воинской службы, исстари присущих русской, советской армии.

Происходит также утрата таких социальных и нравственных ценностей, как чувство гордости за свою страну, принадлежность к ее Вооруженным Силам; убежденность в справедливости социально-экономических и духовных основ государства; приверженность таким морально-этическим убеждениям, как честь, воинский долг, самоотверженность, мужество и т.д.; совпадение личных интересов, общества, государства и армии.

Следовательно, осознанное отношение военнослужащих к воинской службе в мирное время и понимание ими необходимости защищать Отечество в бою во многом будет зависеть от знания его государственной политики и национально-государственных интересов. В силу этого важную роль призвано сыграть политическое воспитание и образование, разъяснение личному составу внутренней и внешней политики государства.

Список использованной литературы.

Петрий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013.

Ососков, Г.В., Деркачев, А.О., Беляков, Б.Л. Философско-политологические и исторические аспекты военного управления: Учебник. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2016.

Интернет-ресурс https://cyberleninka.ru/

Барышков В.П. Аксиология: учебное пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.

Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития /Военно-теоретический труд. М.: ВУ., 2004.

Петрий П.В. Духовные ценности Российского общества и армии: Авто-реф. диcертация д-ра филос. наук. М, 2012.

Гаврилюк В.В. Трансформация ценностей военной службы // СОЦИС. 2009.

Интернет-ресурс https://moluch.ru/

Новиков, В.К. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи / В.К. Новиков, Д.Г. Передняя / Социологические исследования, № 11.2006.

Интернет-ресурс http://www.dissercat.com/

Просмотров работы: 709