Эволюция форм современных организаций - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Эволюция форм современных организаций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С теоретико-организационной точки различаются три основных типа организации: иерархическая (с приоритетом «вертикальных» связей), рыночная (основанная на «горизонтальных» связях) и сетевая (связи в которой могут описываться графом произвольной формы) [2, с.27]. При этом институциональный анализ показывает, что в западных странах на разных стадиях эволюции организация инновационного процесса опиралась на различных ведущих институциональных субъектов (таблица 1).

Таблица 1 – Организационные структуры и формы институционализации инновационной деятельности

Тип организа­ции

Структура

Институты

Иерархическая

приоритет «вертикальных» связей

«классическая» корпорация, работающая по государственному заказу

Рыночная

основана на «горизонтальных» связях

инновационный предприниматель, создающий компанию-стартап и привлекающий венчурное финансирование; «плоская» корпорация, передающая не содержащие ноу-хау бизнес-процессы на аутсорсинг

Сетевая

связи могут описываться графом произвольной формы

инновационный кластер; технологическая платформа; «серийный» предприниматель

В результате применения содержательно-генетического получается историко-генетическая типология форм организации инновационного процесса как пространства интерактивного взаимодействия различных субъектов инноваций. Ее отличие от других методологий сетевого анализа заключается в том, что она основана не на формализованном описании сетевых структур инновационного процесса (с последующим применением статистического анализа и других математических методов), а на со­держательно-генетическом анализе включенных в него деятельностных позиций и порождаемых их взаимодействием организационных форм и институтов. Эти формы и институты рассмотрены не только в состоянии «как есть», но и в развитии, с учетом порождающих это развитие проблем и разрывов деятельности. В рамках полученной историко-генетической типологии выделены не только основные типы, но и генезис сменяющих друг друга этапов развития форм организации инновацион­ного процесса: описано движение от иерархических к рыночным, а затем и к сетевым типам его орга­низации, показана логика смены доминирующих институциональных форм.

Наиболее «зрелые» – сетевые – структуры организации инновационного процесса рассматривают­ся на примере инновационных кластеров. Под кластерами в настоящей работе понимаются «едини­цы» территориальной концентрации хозяйственной деятельности одной или нескольких связанных отраслей, обладающие синергетическим эффектом взаимодействия своих составляющих, который выражается в росте конкурентоспособности. Основными механизмами создания данного синергети­ческого эффекта являются порождение новых продуктовых цепочек, соответствующих предпринимательских проектов и иных нестандартных бизнес-идей и управленческих решений, а также (это особенно существенно для высокотехнологичных отраслей) неформальный обмен знаниями [3].

Организация кластеров в западных странах прошла две стадии формирования [4]:

промышленные кластеры, основанные на рыночной кооперации при создании цепочек добавленной стоимости и не обязательно имеющие инновационную специфику;

инновационные кластеры, основанные на коллаборативной сетевой организации и создающие дополнительные конкурентные преимущества за счет неформального обмена знаниями.

В советской экономике понятие конкурентоспособности не имело смысла ввиду отсутствия рынка. Поэтому в СССР создавались территориально-производственные комплексы (ТПК), не было кластеров. Как и вся советская экономика, ТПК были организованы по производственно-технологическому принципу «большой фабрики», а не по рыночному принципу «цепочек добавленной стоимости». Поэтому предпринятые в эпоху перестройки попытки встроить ТПК «в рынок» часто приводили не ко взаимному усилению конкурентоспособности, а к разрыву хозяйственных связей.

А когда уже российское Правительство стало целенаправленно использовать кластерную политику для стимулирования территориальных «точек роста», оказалось, что далеко не все территории, об­ладающие территориальной концентрацией предприятий взаимосвязанных отраслей, имеют потенциал для создания кластеров. Тем не менее, в отраслях, в которых сформировались зрелые рынки сложной конечной продукции (например, автомобилестроение), российская экономика добилась опреде­ленных успехов в формировании промышленных кластеров: как правило, предприятие, обеспечивающей финишную сборку, постепенно «обрастало» поставщиками комплектующих и различных услуг, превращаясь в «ядро» кластера.

Несмотря на ряд успехов в формировании промышленных кластеров, случаи создания реально работающих инновационных кластеров в российской экономике пока крайне редки – даже в наукоградах, обладающих для этого хорошим потенциалом в виде сочетания значительных интеллектуальных ресурсов с концентрацией наукоемких производств. В качестве причин данной ситуации анализируется множество внешних и внутренних факторов. В рамках данного исследования мы не рассматриваем внешние факторы (которые являются во многом сходными с барьерами развития промышленных кластеров и с которыми неплохо научилось справляться государство), а концентрируемся на внутренних факторах, связанных прежде всего с трудностями перехода к коллаборативной сетевой организации, которая входит в противоречие со сложившейся организационной культурой прежде всего по таким характеристикам, как процедуры подготовки и принятия решений, стратегическое и проектное управление, обмен информацией и знаниями, а также связанные с этим распределение полномочий, тип взаимодействий и характер коммуникации, уровень взаимного доверия и т.д.

Данный вывод порождает актуальность описания сетевой природы инновационных кластеров. Для решения данной задачи предложена модель «кластерной организации управления» [5; 4]. Показано, что кластерная организация представляет собой такой специфический случай сетевой организации, когда один из «узлов» сети принимает на себя роль «ядра», выполняющего координирующие и инфраструктурные функции. При этом отношения между координирующим «ядром» и участниками кластера приобретают «вертикальный» характер - но, в отличие от традиционной внутрифирменной иерархии, в кластере они основаны не на принуждении, а на добровольном делегировании «ядру» части «суверенитета» участников. При этом все прочие отношения между участниками кластера остаются рыночными, а связи - горизонтальными.

Базовые характеристики кластерной организации управления позволяют отнести кластеры к коллаборативному типу сетей. Кластерная организация управления основана на модерации – комплексе технологий и форматов коммуникативного управления, обеспечивающем делиберативный характер коммуникации и замену традиционного типа взаимодействия между стейкхолдерами на адхократический. Именно подобный характер коммуникации и тип взаимодействия, специфичные для коллаборативных сетей, обеспечивают атмосферу взаимного доверия и механизм неформального обмена знаниями, специфичные для инновационных кластеров.

С целью определения критериев идентификации коллаборативных сообществ для последующего интеллектуального анализа данных в настоящей работе осуществлена постановка задачи на проведение эмпирического исследования, включающего онлайн-опрос и дополняющую его серию полуструктурированных глубинных интервью.

Основная идея эмпирического исследования [4] – описать механизм управления, делающий инновационный кластер реальностью, а не только получателем господдержки от Минэкономразвития и региональных властей, и апробировать метод получения надежных данных, позволяющих идентифи­цировать кластер как коллаборативное сообщество и допускающих последующий интеллектуальный анализ.

Наша гипотеза заключается в том, что основу «кластерной организации управления», обеспечивающей генерацию и эффективную реализацию инновационных проектов в кластере, создают коллаборативное сетевое взаимодействие и содержательная коммуникация, проникающие на уровень среднего менеджмента предприятий и организаций – участников кластера (т.е. тех, кто непосредственно запускает и ведет проекты). Задачи исследования - в том, чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, а также (в случае ее подтверждения) - выявить ключевые характеристики подобных взаимодействий и коммуникаций.

Соответственно, исследование сфокусировано на изучении сетевых взаимодействий в совместных проектах (и/или порождающего такие проекты), а также характера коммуникации в рамках кластера (в частности, неформального обмена знаниями и практической информацией, связанной с реализаци­ей проектов). Подобное исследование уникально для России и проводится впервые. Его результаты могут быть использованы для расширения наших знаний о «кластерной организации управления», об особенностях российских инновационных кластеров, а также для выработки предложений по стиму­лированию их развития и государственной поддержке.

Целевые группы респондентов – это руководители среднего звена и ключевые специалисты организаций, входящих в кластеры, а также управляющих компаний кластеров (маркетологи, технологи, исследователи, проектные менеджеры и т.д.). Вопросы анкеты онлайн-опроса и гайда полуструктурированных глубинных интервью направлены на выявление взаимодействия в совместных проектах (и/или порождающего такие проекты), а также характера коммуникации в рамках кластера.

На основании результатов пилотного исследования, охватившего представителей 5 кластеров, сделаны следующие предварительные выводы:

понятие «кластерной организации управления» представляется вполне рабочей операциональной моделью коллаборативных сетей для случая кластерной организации;

не все «формальные» российские кластеры (выделенные на основании внешних индикаторов) являются «реальными» инновационными кластерами (с «кластерной организацией управления»);

для того, чтобы быть «реальным», инновационному кластеру необходимо обладать базовыми характеристиками «кластерной организации управления»: адхократическим характером взаимодействия участников и делиберативной коммуникацией с неформальным обменом знаний.

Список литературы

Болычев, О. Н. Этапы формирования и развития сетевых предприни­мательских структур / О. Н. Болычев // Известия Тульского гос. ун-та. – 2014. – №1. – С. 271-280.

Клейнер, Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики / Г. Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. – 2016. – №3. – С. 3-28.

Марача В.Г. Кластерная организация управления как форма модерации инновационных процессов на территории // «Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2013)»: Труды Седьмой междунар. конфер., 30 сент. –1 окт. 2013 г., Москва: в 2 т. – Т. II. – М.: ИПУ РАН, 2013. – С. 103-110.

Смородинская, Н. В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики / Н. В. Смородинская // Экономическая социология. – 2012. – №4 (13). – С. 95-115.

Соболева, Ю. П. Теоретические аспекты исследования межфирменного сотрудничества / Ю. П. Соболева // ИнВестРегион. – 2017. – №3. – С. 55-60.

Просмотров работы: 38