Смысл жизни человека, в частности женщин, в философии - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Смысл жизни человека, в частности женщин, в философии

Прилепина К.Н. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Смысл жизни – одна из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе как биологического вида и предназначения как социального существа.

Смысл жизни женщины углубляет и обостряет полемику по данной теме, требуя утонченного анализа и синтеза, политической корректности и щепетильности в обсуждении.

Вечный вопрос о смысле жизни, на который человечество будет искать ответ на протяжении всего своего существования, может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком сущности самой жизни, как определение способности и возможности человека влиять на окружающий его мир. Истории известны имена древнегреческих гетер – подруг, жен Платона, Аристотеля, Перикла, Демосфена, Стильпона из Мегары и т.д. с философскими высказываниями о смысле жизни.

Проблема поиска смысла жизни разносторонне разработана в русской религиозной философии. Так в работах Л. Шестова, как в экзистенциализме в целом, обосновывается право конкретного человека на определение смысла уникальной собственной жизни: «Бывает, что человек со всей силой доступной ему в минуты отчаяния или экстаза страсти разрывает твердыни философских и иных предрассудков».

Смысл жизни женщины философски искали классики русской литературы А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов и др. О важной роли женщины писал А.С. Пушкин в письме-своде правил брату Льву осенью 1822 г.: «Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею».

Стоит ли жить? Обладает ли жизнь положительной ценностью, причем ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого? Данные вопросы ставил философ Е.Н. Трубецкой, который считал, что тот смысл, которого мы ищем в повседневном опыте, нам не дан и нам не явлен, когда как будничный опыт свидетельствует о противоположном – о бессмыслице человеческого существования. С тех пор как человек стал размышлять о жизни, она всегда представлялась ему в виде замкнутого в себе порочного круга. Это стремление, не достигающее цели, а потому роковым образом возвращающееся к своей исходной точке и без конца повторяющееся. О таком понимании бессмыслицы красноречиво говорят многочисленные образы ада у древних и у христиан. Бессмертный царь Иксион, вечно вращающийся в огненном колесе, работа Данаид и Сизифа – вот классические изображения бессмысленной жизни у греков. Бессмысленность работы или жизни использовали нацисты в качестве пыток в концентрационных лагерях Третьего рейха.

Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к пониманию смысла жизни в истории философии:

1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

2) смысл жизни заключается в самой жизни;

3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т. д.;

4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

Понимание смысла жизни не дается от рождения. И.Г. Фихте (1762–1814) подчеркивал: «...только человек изначально – ничто... Тем, чем он должен быть, он должен сделаться... и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам».

Жан-Поль Сартр, представитель философии экзистенциализма– философии существования, акцентирующей своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным – писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Человек, в отличие от животных, осознает конечность своего бытия. Это порождает внутреннюю напряженность, страх, переоценку происходящего. В своем желании понять смысл собственного бытия человек пытается обрести уверенность в том, что все было не зря, что его собственная жизнь – часть общей картины.

Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. А атеисты, наоборот, настаивают на том, что повседневность – это и есть единственная реальность, в которой и нужно искать смысл жизни. Смысл жизни индивидуален, потому что он относится к жизни уникального индивида, уникальной личности, и смерть для каждого человека также уникальное событие, где чужой опыт не имеет значения. Понимание смысла жизни не дается нам в готовом виде, оно является продуктом внутренней активности человека, в результате которой он определяет мотивы и цели своих действий и поступков. Невозможно научить смыслу жизни, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно, путем самостоятельных решений и знаний.

Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою жизнь и определяет ее цели.

Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт. Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания, продолжения рода, где особая роль отводится женщине: не только биологическая, но воспитательная.

Религиозная философия связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, со стремлением к сверхчеловеческому опыту. Русский религиозный философ С.Л. Франк именно внутреннею духовную жизнь человека считал единственным бытием, имеющим смысл. Для того чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «Во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу».

Ф. Ницше отличался противоречивым отношением к женщине и ее смыслу жизни: «Женщины – всё ещё кошки и птицы». В течение жизни его взгляды изменялись.

Не удивительно, что зарождение феминизма (первой волны) относится к кон. XIX – нач. XX в.

Для современных философских направлений характерен ценностный подход к пониманию природы человека и, соответственно, смысла его существования.

Существует много различных ценностных форм психики человека. К основным относят волю, целеустремленность, решительность и самообладание, т.е. качества, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей деятельности. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место. Каждый человек должен обрести смысл свой жизни. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни является «сверхзадачей», которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели.

В современной философской литературе различают две направления в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходят из некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе идеал человека, в достижении которого усматривается смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Э. Фромм (1900–1980) видел в истории человечества два основных модуса существования, два различных вида самоориентации и ориентации в мире, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает, – иметь или быть. Два модуса человеческого существования предполагают два разных отношения к проблеме смысла жизни и ее реализации.

Личность с ориентацией на бытие стремится к реализации уникального смысла своей жизни. Тенденция быть означает любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Такая личность находит свой смысл в служении людям, в любви и создании. Реализуя смысл своей жизни, такая личность реализует себя. Личность, ориентированная на обладание, напротив, видит смысл своей жизни в том, чтобы как можно больше брать и иметь. Фромм утверждает: «Нет другого смысла жизни, кроме того, который человек придает ей, раскрывая свои силы в продуктивной, творческой жизнедеятельности».

Стремление «иметь» формируется в далеком прошлом человечества, где данное требование было необходимым условием выживания.

Подобный подход существует и в настоящем мире, но он не должен стать самоцелью, так как в этом случае мы наблюдаем лишь стремление к обогащению, уничтожающее все лучшие человеческие качества. З. Фрейд отмечал, что такой тип личности и общество, в котором превалирует данный вид людей, является больным.

Считается, что женщинам качество «иметь» присуще в большей степени. Отсюда классические образы Элен у Л.Н. Толстова в «Войне и мире», Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, Сладкой женщины из одноименного фильма режиссёра В. Фетина по одноимённой повести И. Велембовской.

Стремление «быть», на наш взгляд, в большей степени соответствует духовным возможностям и потребностям человека, его истинной сущности.

К. Маркс считал: «Роскошь – это такой же порок, как и нищета, цель человека – быть многим, а не обладать многим». Стремление «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, желание реализовать природные и социальные возможности человека, духовное развитие, проявление «человеческого» в человеке. Благодаря этой установке человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как полезное и необходимое звено социального мира.

Каждому человеку доступен смысл жизни, он не зависит от пола, возраста, интеллекта, образования, характера человека, от ее среды жизни и религиозных убеждений. Каждый человек может и должен познать смысл своего существования, смысл своей жизни. При этом смысл жизни не субъективен, человек не придумывает и не изобретает его, а находит в мире, в окружающей его объективной действительности. Реализуя смысл своей жизни, человек реализует самого себя. Самым важным является умение определять истинные цели, не давая себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и разрушению, как отдельной личности, так и общества в целом. Наша современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для выбора. Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей человека: обеспечение материального достатка, стремление к личной выгоде и пользе. Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его часто характеризуют как «общество потребления». Но жизнь в погоне за удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить максимум удовольствия в тех формах, которые сегодня заявлены как престижные, модные не может быть осмысленной и полноценной. В этом случае человек стремиться соответствовать навязанным ему чужим стандартам и проживает жизнь, следуя не своим, а чужим целям и интересам.

Человек рождается для того, чтобы жить. Жизнь является бесценной, т.к. дается нам только раз, и очень важно прожить ее, осуществляя свой собственный выбор, реализуя собственные возможности, круг которых определяется внутренним миром самого индивида как полноценной личности. Обретя смысл своей жизни, человек получает право на свою собственную жизнь. Каждый человек способен и должен сам управлять своей жизнью, осуществлять свой собственный выбор, понимая при этом, что отвечать за последствия этого выбора он также должен сам.

Человеческая жизнь достаточна коротка. Осознание собственной смертности, неотвратимой конечности собственного существования, с одной стороны, становится сложной проблемой для человека, но, с другой стороны, дает ему возможность сделать осознанный выбор и постараться прожить полноценную, подлинную жизнь. При этом необходимо помнить, что жизнь каждого отдельного человека является частью целостного процесса, разворачивающегося во внешнем объективном мире, в обществе в целом, формирующем человека, предоставляющем ему определенные возможности для самореализации, но и предъявляющем к нему конкретные требования и зависящим от него.

Феминизм «второй волны» (с 1960 г.) понимал идеи женского освободительного движения, которое выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» (с 1990 г.) является спектром идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или преодоление сексизма.

Часто философы в качестве проблемы для рассмотрения выбирали тему смысла жизни человека. Так, Е.Н. Трубецкой отмечает, что вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели желательные не сами по себе, а существующие ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но имеется и такая цель, которая желательна сама по себе. Всякий сознательно или бессознательно, по мысли философа, предполагает такую цель или ценность, ради которой стоит жить. Эта цель – или, что то же, смысл жизни – есть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью как таковой. Вот почему никакие неудачи и не могут остановить человечество в искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не в самоубийстве, а в смерти, полной остановке жизни, ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, наоборот, о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем из неудачи в его достижении.

По мысли Н.Ф. Федорова, у людского рода должна быть вдохновляющая глобальная идея. Надо с помощью науки воскресить всех людей, которые когда-либо жили на земле. Когда умирает конкретный человек, это невосполнимая утрата. Но ведь множество людей прошло по Земле. Н.Ф. Федоров демонстрирует радикально-дерзновенный проект всеобщего спасения. Человек живет не для себя. У него в помышлениях благородная идея – вернуть предков. Это «общее дело». Книга Федорова так и называется – «Философия общего дела». Здесь христианская идея воскресения мертвых превращается в идею воскрешения как долга человека. «В идее этой есть гениальное дерзновение, и сознание это – одно из самых высоких, до каких только поднимался человек», – писал Н.А. Бердяев.

С.Л. Франк (1877–1950), обсуждая тему, акцентирует внимание при определении смысла жизни на постановке разумных целей. Он выступил против софизма: жизнь необходимо-бессмысленна, незаконен даже сам вопрос о смысле жизни. Жизнь, по его мнению, должна быть служением высшему и абсолютному благу. Следуя религиозной традиции, он считал: для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия – существование Бога и наша собственная причастность к нему.

По мнению Н.А. Бердяева, жизнь должна иметь смысл, чтобы быть благом и ценностью. Но смысл не может быть почерпнут из самого процесса жизни. Он должен возвышаться над жизнью. Оценка с точки зрения смысла всегда предполагает возвышение над тем, что оценивается. Мы принуждены признать, что есть какая-то истинная жизнь в отличие отложной и падшей жизни. Кроме биологического понимания жизни есть духовное. Оно предполагает не только человеческую, но и божественную жизнь. Жизнь, замечает философ, может стать для нас символом высшей ценности, высшего добра, но и сама ценность, само добро есть символ подлинного бытия, а само бытие есть лишь символ последней тайны.

Развивая эту мысль, Бердяев подчеркивает, что смысл человека всегда лежит в Боге, а не в мире, в духовном, а не в природном. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть, и если в нашем мире не было смерти, то жизнь лишена была бы смысла. Жизнь, по мнению Бердяева, благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей, жизни.

В ряде современных социальных теорий смысл жизни по-прежнему усматривается в реализации внеисторических задач либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия. Нередко провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее какой-либо объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность метафизического или научного ответа на вопрос о смысле жизни.

Когда человек задумывается о тайне своей жизни и о тех связях, которые соединяют его с жизнью, у него неизбежно рождается иное отношение к жизни. Это не может не привести к этическому самоутверждению. Да, жить человеку станет труднее, чем раньше, когда он жил для себя. Но в то же время его жизнь станет богаче, прекраснее и счастливее. Ведь человек будет не просто жить. Он будет по-настоящему чувствовать жизнь.

Для человека действительно нравственного любая жизнь священна. Универсальная этика благоговения перед жизнью рождает сострадание не только к другому человеку, но и к животным, ко всему живому. Жизнеутверждающая позиция в целом неизменно порождает оптимистическую волю и надежду.

Л.Н. Толстой в стремлении подчинить себе жену Софью сводил смысл жизни женщины к рождению детей и устройству семейного быта.

Е.П. Блаватская смыслом жизни считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества.

Современные российские женщины озадачены вопросами смысла жизни. Историк изобразительного искусства и награжденный премией NeForum Awards блогер рунета Софья Багдасарова пишет о своей работе: «Рассказывая какие-то теоретические вещи, выруливаю на смысл жизни, Вселенной и всего такого».

Одной из характерных особенностей русской философии 2-й пол. XIX – нач. XX в. является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

В.С. Соловьев в своей работе «Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии» рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса – нравственный. Он пишет: «Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения.

Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия».

Ближайший друг и последователь В.С. Соловьева князь Е.Н. Трубецкой также предупреждал об огромной опасности бездуховности и предлагал созидать непреходящее: «…Второе пришествие Христово, как акт окончательного объединения двух естеств во всем человечестве и во всем космосе, есть действие не только Божеское и не только величайшее чудо Божие, но вместе с тем и проявление высшей энергии человеческого естества.

Христос не придет пока человечество не созреет для Его принятия. А созреть для человечества именно и значит обнаружить высший подъем энергии в искании Бога и в стремлении к Нему. Это не какой-либо внешний, посторонний миру акт божественной магии, а двухстороннее и при этом окончательное самоопределение творчества Божества и человеческой свободы.

Очевидно, что такой конец мира может быть подготовлен не пассивным ожиданием со стороны человека, а высшим напряжением его деятельной любви к Богу, стало быть, и крайним напряжением человеческой борьбы против темных сил сатанинских».

Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека.

Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX в., кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ».

Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия – реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?

Именно такие вопросы задавал Франк в своей книге «Смысл жизни человека»: «Эти, как обычно говорится, «проклятые» вопросы или, вернее, этот единый вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!».

Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

Под «смыслом» философ подразумевает примерно то же, что «разумность». Под «разумным» – все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели. Но все это только относительно разумно – именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор. «Что значит «разумная цель?» – задается философ. Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели – жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о «смысле» чего-либо имеет всегда относительное значение, он предполагает «смысл» для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о «смысле» нельзя ставить – решает философ.

Далее Франк пишет: «…Что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас «самоцель». Она не может быть самоцелью, во-первых, потому что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда – хотим ли мы того или нет – живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся – для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем «смысла жизни» – мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.

Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях человек может признать конечную цель «разумной»?

…Чтобы быть осмысленной, наша жизнь – вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души – должна быть служением высшему и абсолютному благу».

И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый смысл жизни: «Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь, и Истина».

Одной из глобальных идей развития современной мировой этики является осмысление жизни с точки зрения женщины.

В условиях полного отрицания дискриминации в традиционных гендерных ролях мировая философия призывает:

«Традиционные ценности возрастные и гендерные должны культивироваться и быть поделены в обществе.

Детские понятия честности, любопытства, привязанности, а также традиционные женские ценности с осторожностью и терпимостью следует поощрять в обществе, так как они способствуют творческой, доброй атмосфере и безопасного мира.

Личные и семейные отношения не должны превалировать над абстрактными понятиями, такими как патриотизм (женщины по природе своей никогда не могут посылать своих детей умирать на войне).

Кроме того, обмен ценностями между людьми должны поощряться (например, мужчины, разделяющие женские ценности, и женщины, разделяющие мужские ценности).

Мир, в котором люди разделяют традиционно женские назначения, описывается как более мирным, а мир, где женщины разделяют традиционно мужские ценности, – как более мощный...

При этом традиции не следует рассматривать как противоположные прогрессу общества. Взгляды на традиции и религии, хотя и различны, так как они относятся к разным культурным и языковым контекстам, как правило, дополняют друг друга.

Различие – не изоляция, и признать разницу в других не является дискриминацией. Разнообразие является не только характеристикой общества, но и личности. Разнообразие в каждом человеке отражает разнообразие человечества.

Развитию гуманистической этики способствует чувство ответственности за весь мир и за каждого человека…»

Особая роль в этом отводится женщине как миротворице, чей смысл жизни в самой жизни, воспитании человека, развитии, сохранении и улучшении мира.

В философии русских мыслителей и писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как один род, независимо от гендерной принадлежности, связаны между собой общим, единым смыслом жизни. Он характеризует человека в целом, а реализацию смысла жизни уже определяет для себя личность, с ее индивидуальностью и неповторимостью. Безусловно, в рассуждениях о способах реализации смысла жизни унификация невозможна - у каждого свой способ, свои цели. Даже на разных стадиях развития или деградации личности формулировка (реализация) смысла жизни может меняться.

Самый древний смысл жизни человека, самый живучий и действенный – это вера. По сей день люди в вере находят свое назначение, свои цели и гармонию. Это феномен, который идет от смысла, в какой-то мере это противоположность разуму. Вера наполняет жизнь смыслом.

Следующим этапом развития человека стало учение. Накопление знаний как смысл жизни тоже имеют место. Именно поэтому существует наука. Множество людей посвящают себя ей, находят смысл своего существования в учености. Это определяет их работу, склад ума, цели, стремления.

В то же время, вся русская классика так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему, и в этом тоже заключается великий смысл человеческого бытия. По моему мнению, в любви действительно кроется большая возможность реализовать смысл жизни человека. Любовь проявляется через общение. Поэтому душевное общение как феномен любви также может быть смыслом жизни.

Максимальная реализация любви, человека и в частности женщины в семье, рождении и воспитании детей своих и, возможно, чужих, улучшении, развитии мира. Кроме того женщина всегда вдохновляла мужчин, была музой, советчицей, другом.

Я считаю, что на онтологическом уровне между всеми этими формулировками можно поставить знак тождества. В реальной жизни они переплетаются, существуют параллельно.

Российские женщины исторически славятся не только красотой, умом, творческим началом, но и силой духа и умением воодушевлять. Известны могильники женщин-воинов на территории России. Отсюда великая роль россиянок и знаменитое выражение: «У России женская душа».

Таким образом, перечень способов реализации смысла жизни человека, в частности женщины, при современном сближении гендерных функционалов – бесконечен.

Список использованной литературы.

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный.

3. Кисель, М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартр [Текст] / М.А. Кисель. – Лениздат, 1976.

4. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Собр. соч., Т. 1 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Изд-во Полит. литературы, 1955–1974.

5. Письмо А.С. Пушкина к брату Льву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2016/04/12/1526, свободный.

6. Фихте, Г. Соч. в 2-х т., Т. II [Текст] / Г. Фихте. – СПб.: Мифрил, 1993.

7. Франк, С. Смысл жизни [Текст] / С. Франк. – М.: АСТ, 2004.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.

Просмотров работы: 321