Системный подход к исследованию деятельности организации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Системный подход к исследованию деятельности организации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Системный подход к управлению организацией заключается в построении такой структуры управления, которая позволит достигнуть целей деятельности, и в определении состава комплекса и функций входящих в общую систему подразделений. Системный подход включает в себя разработку специализированной методологии исследования систем. Его основная задача заключается в выражении принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

В начале XX века французский промышленник Анри Файоль, рассматривая управление как необходимость деятельности руководителя, отмечал: «Управлять – это значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятий: материальный и социальный; распоряжаться – приводить в действие персонала предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и умение; контролировать – наблюдать, чтобы всё происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям» [2, с. 9].

В период существования постсоветской России лишь немногим организациям удалось создать эффективную систему управления. Большинство успешных предприятий, судя по экономическим показателям, часто обязаны своим экономическим результатам либо благоприятной внешней конъюнктуре, либо государственной поддержке, либо и тем, и другим.

  Системный подход предписывает рассматривать организацию как целевую систему, состоящую из элементов, подсистем, которые реализуют определенные функции. Оптимизация структур организаций, использующих этот подход, основана на гармонизации компонентов «системной триады»:

  цели, которые определяют смысл создания и существования организации и ее частей;

  деятельность в ее различных формах (функциональные задачи, процессы и т. д.), что обеспечивает реализацию целей;

  организационная структура, определяющая организацию организации.

Чтобы согласовать эти компоненты, они должны быть идентифицированы, структурированы, связаны друг с другом. Кроме того, каждой из целей должны быть присвоены показатели - показатели, которые отражают степень, в которой система реализует любой уровень своей цели («если мы не измеряем, мы не справляемся»).

Проектирование организации состоит из следующих шагов: разработка системы целей и показателей; разработка систем деятельности; синтез организационной структуры, т. е. распределение ответственности за реализацию целей посредством реализации определенных элементов деятельности с использованием выделенных активов.

Более того, эти шаги повторяются несколько раз на разных уровнях детализации. Во-первых, на концептуальном уровне определены основные цели организации, определены основные элементы деятельности для достижения этих целей, разработана концепция организационной структуры. После согласования общей модели организации ее более детальное исследование проводится на разных уровнях подсистем. И конечный уровень детализации может быть другим. В некоторых типах организаций, которые позволяют осуществлять значительную стандартизацию деятельности (например, для непрерывного производства), вы можете быстро найти описание работы, в других случаях (например, для быстрорастущих креативных компаний) - на время ограничено уровень организационных систем и подразделений.

В настоящее время организация описывается с помощью множества различных подходов. Вот почему появилась бизнес-инжениринг - междисциплинарный подход, который использует знания различных теорий для создания целостной модели компании. Бизнес-инженерия передает точные методы проектирования технических объектов для бизнеса. Комплексная организация представлена ​​в виде модели, а затем с ее помощью найдено оптимальное решение, которое реализуется «в жизни».

Поэтому, чтобы начать разработку или, что-то то же самое, «организационный дизайн», необходимо не только определить список целей и действий (элементов), но также определить, как они структурированы, например, классифицировать цели или действия.

Выбор подходящей системы понятий непрост. То, что на первый взгляд казалось очевидным или успешным определением, при ближайшем рассмотрении, не так. Однако, как писал Эдвард Деминг [2], без «глубокого знания», без целостного понимания теоретических основ структуры и механизмов работы компании невозможно улучшить свою деятельность.

Широкое распространение в управлении теорией систем позволило использовать позицию в оценке эффективности управления. В соответствии с этим подходом акцент делается на внешнюю среду организации (она предъявляет требования к качеству и количеству продуктов, экологии и т. д.) И баланс между элементами системы: ввод (организация получает ресурсы от внешне среды), процесс (процессы организации) и выпуск (организация производит товары / услуги). Эффективность управления отражает, в частности, адаптацию этой системы к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является (отрасль, экономика в целом).

В многопараметрических подходах к оценке эффективности управления предполагает удовлетворение потребностей отдельных лиц и групп, участвующих в деятельности организации.

Одной из ключевых проблем современного российского менеджмента, и, следовательно, причиной неэффективности является ее несбалансированность. Руководство большинства отечественных организаций направлена на контроль и распределение материальных и финансовых ресурсов, и практически не обращает внимания на другие компоненты управления.

Это приводит к низкой мотивации, которая является одной из основных причин низкой производительности.

Проблема несбалансированность касается не только исполнение классических функций управления. Российские руководители часто пренебрегают работой, чтобы обеспечить нужные финансовые результаты, ориентируясь на достижение высокого уровня эффективности или по обеспечению финансовой устойчивости предприятия, что приводит к замедлению темпов развития отечественных предприятий по отношению к зарубежным.

Рассматривая в этой статье вопрос эффективного управления, мы можем сказать, что по большому счету это практически не изучали в теории менеджмента. В то же время, современные тенденции в развитии управленческой науки показывают, что обеспечение эффективности деятельности организации в целом и системы управления в частности, можно, только если различные аспекты учитываются.

Таким образом, мысль возникает об обеспечении определенного управленческого баланса, а именно баланса между всеми функциями управления: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Это рационально, грамотного управления в рамках всех функций управления, которые могут достичь эффективности управления организацией.

Исходя из вышесказанного, целесообразно проводить оценку эффективности управления по следующим направлениям:

Логико-управленческому, то есть ориентированному на целесообразность, рационализацию и оптимальность управленческих действий;

Статико-математическому – поиску закономерностей на основе разнообразных расчётов и углублённого анализа и подтверждению полученных результатов;

Финансово-экономическому, т. е. обоснованию затрат и результатов в денежном выражении;

Социально-психологическому – создание и учёт социально психологических условий труда, взаимоотношений и социально-психологического климата;

Также, при оценке эффективности управления организацией не стоит забывать об учёте и оценке нематериальных активов данного хозяйствующего субъекта. Ведь именно они выступают одним из факторов повышения конкурентоспособности организации на современном рынке. Узнаваемость брэнда, имидж, положительная репутация – немаловажные показатели эффективности управления организацией и достигаются соответствующего уровня не за один год упорной, добросовестной трудовой деятельности.

Организации бывают разные: по масштабу деятельности, по отрасли хозяйствования, по структуре и т. д. Поэтому деятельность определённой организации характеризуется совокупностью определённых как внутренних, так и внешних факторов, прямых и косвенных, которые оказывают влияние на её деятельность. Исходя из этого применение одного метода при сравнении нескольких организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на одном рынке и имеют идентичную продукцию, будет не вполне корректно.

Таким образом, применение системного подхода в построении системы управления организацией позволяет сформулировать принцип самоорганизации, который заключается в формировании в системе управления и производства относительно независимых структурных элементов, управление внутри которых ориентировано на достижение максимальной эффективности их работы. Все независимые структурные элементы входят в единую систему управления, управление которой подчинено общим целям организации.

Список литературы

Гущина А.А. Эффективность управления организацией: учебное пособие – Омск: СибАДИ, 2010. – 174 с.

Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 288 с.

Диамбеков С.А. Системный подход к оценки эффективности управления организацией // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/economy/10(37).pdf (дата обращения: 12.11.2018)

Поршнева А.Г. Управление организацией: Энциклопедический словарь ИНФРА-М, 2001. – 822 с.

Свирина А.А. Эффективное управление предприятием. Сбалансированный подход: монография. – М. Креативная экономика, 2009 – 208 с.

Просмотров работы: 4