Социальные нормы и их роль в обществе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социальные нормы и их роль в обществе

Курдин Д.В. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Во времена первобытного общества, когда не существовало законов и правил, движущей силой людьми выступали инстинкты. С развитием человечества, зависимость от власти инстинктов начинала ослабевать. Их постепенно заменяли социальные нормы. Они зародились ещё на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были общепринятые правила. Социальные нормы первобытного общества уже не давали права на необдуманные, импульсивные действия, не ведущие к серьёзным последствиям. Между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Эти правила и стали называться социальными нормами.

Цель исследования заключается в определении роли социальных норм в обществе и военной организации, природы и специфики функционирования в качестве механизма стабилизации общественной жизни.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- изучить основные понятия термина «социальные нормы», определить их классификацию;

- раскрыть функции и значение социальных норм в обществе;

- рассмотреть особенности социальных норм, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Актуальность данного исследования определяется тем, что процесс развития не стоит на месте, развиваются все сферы жизнедеятельности человека, претерпевает изменение и общество в целом. Всё труднее и труднее становится сдерживать темпы развития, порой они жестоки и агрессивны. В качестве регулятора отношений людей в обществе, должны выступать социальные нормы. Особенно сейчас, когда общество находится на грани мировой войны, каждый обязан осознавать и понимать, насколько важно иметь правильные понятия о нормах, каждый из нас должен быть просвещен и образован, правильно ориентирован на положительные стороны нашего огромного мира.

Объектом исследования данной работы являются социальные нормы общества и военной организации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам: политология, социология, философия и культурология.

Социальные нормы: сущность, содержание, признаки, основные функции.

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Сегодня норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой [14].

Таким образом, социальные нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества [3].

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные [6]. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе [8]. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Существует множество классификаций социальных норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные критерии.

Наиболее распространена их систематизация по двум критериям [11]:

- по сфере деятельности.

- по механизму (или регулятивным особенностям).

По сфере деятельности социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования.

Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества.

Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.

Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Несмотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и стимулирования роста благосостояния народа [1].

Как было сказано, регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Предлагаю отдельно рассмотреть некоторые социальные нормы более подробно:

1) мораль,

2) обычаи, традиции, обыкновения,

3) корпоративные нормы или нормы общественных объединений,

4) религиозные нормы,

5) правовые нормы.

Моральные нормы — представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль исполнения норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой. Нормы морали охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением [5].

Обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений естественной внутренней потребностью людей, обществом либо отдельным социальным слоем, который признает обычай, традицию. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

Корпоративные нормы. В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях. Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др., либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, трудовые, семейные и иные нормы [10].

Несмотря на различные классификации, деление, социальные нормы в их совокупности являютсяправилами человеческого общежития.

К основным признакам социальных норм следует отнести следующие [12]:

1. Социальные нормы являются общими правилами - они устанавливают правила поведения в обществе, определяя, каким может, или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц.

2. Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть, направлены на регулирование общественных отношений.

3. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер.

5. Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Известный немецкий социолог М.Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. Культура выражается, прежде всего, в содержании социальных норм. С этой точки зрения не нужно специальных познаний, чтобы заметить различия социальных норм, принадлежащим разным культурным традициям (например, европейской и азиатской).

Однако, как справедливо отмечает Тарасова Н.Н., «существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа» [2], что, в частности, присуще и России как многонациональной стране.

6. Характер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе.

Таким образом, социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальные нормы выполняют различные функции. Нормы призваны:

1. ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.

2. социализировать личность;

3. оценивать поведение;

4. предписывать модели должного поведения.

5. обеспечивать порядок [11].

Необходимо отметить, что наиболее важной функцией социальных норм является регулятивная. Нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). В этом заключается их оценочная функция.

Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение) [7].

Разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы).

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов [3].

Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм.

Второй – понимание и усвоение индивидуумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация.

Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается, как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы.

Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль поведения человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Социальные нормы, так или иначе, регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Основное значение социальных норм в обществе – это установление конкретных и четких рамок поведения всех участников социальных отношений. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Для принятия норм вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения. Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы.

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм – различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о муках совести, и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

В заключение необходимо сказать, что для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия [9]. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий.

Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, как раз и являются социальными нормами. Следует также заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Социальные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности.

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие [14]. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида [8]:

1. внутренний контроль, или самоконтроль - индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей [14]. Они выполняют в обществе следующие функции [10]:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют личность в социальное окружение;

служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

формально определены;

закреплены в нормативных актах;

подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

не закреплены официально;

поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;

выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции, которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида [6]:

неформальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны неформального окружения, т.е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т.д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т.п.);

формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т.п.);

неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.);

формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;

через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;

через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

Особенности социальных норм, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В Вооруженных Силах действуют единые, общие для всех членов общества нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций и другие правила социального поведения. Кроме того, особый характер деятельности вооруженных сил обусловливает наличие таких социальных норм, которые учитывают специфику военной организации.

Эти нормы регулируют поведение только тех участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с жизнью и строительством Вооруженных Сил.

Рассмотрим, в чем выражаются особенности социальных норм, действующих в специфических условиях государственной военной организации.

Общие правовые предписания регулируют далеко не все общественные отношения, складывающиеся в Вооруженных Силах. Имеются специальные правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы. Такие нормы называются военно-правовыми, или нормами военного законодательства [13].

Военно-правовые нормы закрепляют обязательные требования государства к строительству и организации Вооруженных Сил, регулируют жизнь, быт и боевую учебы войск. В частности, военно-правовыми нормами регулируются общественные отношения, которые связаны с управлением Вооруженными Силами, их комплектованием, прохождением военной службы, организацией материально-технического обеспечения войск.

Военно-правовые нормы обладают всеми признаками, которые присущи в целом нормам права. Они устанавливаются и охраняются государством, имеют общеобязательный характер, выражают интересы и потребности военнослужащих. Но они имеют и ряд особенностей [8].

Во-первых, в военно-правовых нормах находят отражение специфические принципы военной организации: централизация руководства, единство командования, единоначалие, безусловность воинского повиновения и другие.

Во-вторых, значительное влияние на содержание военно-правовых норм оказывают объективные закономерности вооруженной борьбы. Нормы права, которые регулируют боевые действия войск, учитывают объективный характер этих закономерностей. Всестороннее отражение в военно-правовых нормах закономерностей войны и вооруженной борьбы способствует достижению необходимых результатов в войне.

Благодаря указанным особенностям военно-правовые нормы характеризуются повышенной категоричностью, большей детализацией содержащихся в них правил, а также более строгой ответственностью за их нарушение.

В Вооруженных Силах моральные нормы отражают своеобразие тех условий, в которых живут и действуют военнослужащие. В них закрепляются нравственные требования к защитникам Отечества, которые сложились в обществе в связи с представлениями людей о воинском долге, офицерской чести, доблести, героизме, мужестве, войсковом товариществе.

Моральные нормы предъявляют особо высокие требования к тем нравственным качествам военнослужащих, которые необходимы им в войне, в вооруженной борьбе. Чтобы победить сильного противника, каждый воин должен быть храбрым, мужественным, способным на подвиг и самопожертвование. Особенность норм морали, действующих в вооруженных силах, выражается в том, что многие из них закрепляются в военно-правовых актах (военной присяге, уставах, наставлениях), поэтому они являются одновременно и юридическими нормами. Соблюдение таких моральных норм обеспечивается не только внутренним убеждением, силой общественного мнения, но в необходимых случаях и мерами государственно го принуждения. Органическое слияние в них правовых и нравственных требований повышает ответственность военнослужащих за выполнение своего воинского долга.

Одним из видов социальных норм выступающих в Вооруженных Силах являются нормы общественных организаций. Данный вид оказывает активное воздействие на различные стороны жизни и деятельности военной организации. Они развивают общественную активность, творческую самодеятельность военнослужащих, что способствует успешному решению задач боевой подготовки. Так, участие в работе военно-научных обществ повышает технический уровень членов этих обществ. Деятельность организаций рационализаторов и изобретателей в армии обеспечивает более эффективное использование боевой техники и оружия, повышает их надежность в эксплуатации. Военнослужащие – члены творческих союзов (писателей, журналистов, художников, кинематографистов), различных общественных организаций и объединений – проводят большую работу по патриотическому воспитанию военнослужащих, повышению их культурного уровня [12].

Нормы обычаев – этот вид социальных норм получает широкое распространение в повседневной жизни Вооруженных сил. Военнослужащие соблюдают в силу привычки те нормы поведения, которые стали для них обычными еще в условиях гражданской жизни. В то же время в армии и на флоте действуют нормы воинских обычаев, которые отражают особенности военной организации государства. Они входят в привычку военнослужащих не сразу, а постепенно, в процессе прохождения военной службы. Особо прочные навыки в соблюдении норм воинского поведения вырабатываются у профессиональных военных в результате многократного повторения ими одних и тех же поступков и действий. К числу норм обычаев, которые стали естественными для многих военнослужащих, относятся точность, собранность, подтянутость, аккуратность, выдержка, исполнительность. Положительная роль таких привычек несомненна: в современной войне только прочные навыки позволят в кратчайшие сроки принять правильное решение, успешно выполнить боевое задание в быстро меняющейся обстановке.

Нормы традиций – это те традиционные правила, в которых отражается опыт учебной и боевой деятельности войск, особенности воинского быта, называются воинскими традициями. В зависимости от того, в каких сферах деятельности военнослужащих они складываются, их можно подразделить на следующие виды:

- нормы боевых традиций (сфера боевой деятельности);

- нормы ратно-трудовых традиций (сфера учебной деятельности);

- нормы традиций воинского быта (сфера воинского быта) [14].

Нормы традиций, действующие в вооруженных силах, являются важным средством совершенствования боевого мастерства войск, повышения их боеспособности. Они играют большую роль в патриотическом воспитании воинов, в формировании у них высоких моральных и боевых качеств.

В вооруженных силах широкое распространение имеют нормы воинских ритуалов. Это такие нормы, в которых определяются правила поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Нормы воинских ритуалов, как правило, закрепляются в уставах и других актах военного законодательства. Это правила принятия военной присяги, правила выноса знамени части, правила проведения строевых смотров, развода воинских караулов и другие.

Таким образом, общественные отношения в вооруженных силах регулируются посредством общих и специальных социальных норм, которые отражают особые потребности военной государственной организации. Благодаря этому достигается всесторонняя урегулированность жизни и деятельности военнослужащих.

Несмотря на жесткую регламентацию социальных норм в ВС РФ, социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, а это ведет к девиантному поведению.

Отдельно остановимся на основных видах и формах социального отклонения в поведении военнослужащих. Потенциально в воинском коллективе, социальной группе военнослужащих, военном сообществе могут возникать такие типичные виды социальных отклонений [3], как:

1. Невыполнение или недостаточное выполнение возложенных на социальный субъект профессиональных функций.

2. Формальные, бюрократические взаимоотношения в системе координат «военнослужащий-начальник – военнослужащий-подчиненный».

3. Функционирование нравов «лжеморали», порождающие такие асоциальные явления как уголовную преступность, протекционизм, взяточничество, пьянство, наркоманию, гомосексуализм и др.

Особую опасность для общества может представлять делинквентное поведение военнослужащих. Применительно к военной сфере различают:

а) военные преступления - особо тяжкие нарушения Международного гуманитарного права во время ведения военных действий: убийства, истязания и увод в рабство военнопленных, а также гражданских лиц, оказавшихся в зоне боевых действий, захват и убийство заложников, неоправданное разрушение инфраструктуры и т.д. Особый их вид – преступления против человечности, по которым создается международный военный трибунал;

б) воинские преступления – предусмотренные уголовным законом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенных военнослужащими во время, непосредственно не связанных с боевыми действиями (во время прохождения учебных или поверочных сборов):

- подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими - неисполнение приказа, сопротивление начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

- непрерывности прохождения военной службы - оставление части или места службы, уклонение от прохождения военной службы в результате дезертирства или симуляции болезни и т.д.;

- несения специальных служб боевого дежурства, караульной службы, службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутренней службы и патрулирования в гарнизоне;

- сбережения военной техники и другого военного имущества - оставление тонущего корабля, умышленное или неосторожной уничтожение или повреждение военного имущества, утрата военного имущества;

- обращения с оружием и эксплуатации военной техники – нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Неуставные взаимоотношения

- искривление дисциплинарной практики должностными лицами по отношению к подчиненным;

- моральное и физическое подавление более слабых членов воинского коллектива;

- издевательства и глумления одних над другими военнослужащими;

- социальное паратизирование одних за счет других;

- вымогательство денег, вещей, предметов обмундирования и т.д.

- выпячивание региональных, национальных и иных особенностей;

Наличие неуставных взаимоотношений в вооруженных силах обусловлено следующими факторами:

- во-первых, «механическим» способом консолидации усилий военнослужащих – призыв на военную службу гражданской молодежи для отдельных граждан носит насильственных характер;

- во-вторых, «генетическим» способом формирования системы статусно-ролевых взаимоотношений в закрытой социальной системе взаимодействий – способом конкуренции не только за ресурсы жизнеобеспечения, но и за за средства самовыражения.

Пьянство, наркотизм, токсикомания.

В условиях военной службы они создают предпосылки невыполнения военно-служебных, должностных обязанностей и боевого приказа командира, что нередко влечет за собой травматизм и гибель не только военнослужащего-девианта, но и его сослуживцев.

Противодействие алкоголизма и наркомании в воинской части (подразделении) являются административно-правовые мероприятия в рамках реализации программ борьбы с их распространением и потреблением, а также пропаганда здорового образа жизни среди военнослужащих.

Самоубийство (суицид)

Мотивами самоубийства могут быть семейные и иные конфликты, разводы одиночество. Самоубийство зависит от традиций, моды, подражания, эстетических соображений, мотивов, надежности. Ключевым фактором является степень интегрированности индивида в социальную структуру.

Морально-нравственное поведение личности военнослужащего заключается в оценке, постоянном, осознанном выборе решений, позволяющих наиболее полно выразить компромисс между личными стремлениями и общественными требованиями.

Отклонения в сфере морали

Отражаются в побуждениях индивидов, мотивации их поступков. При этом важнейшими мотивами поведения выступают общественное и личное благо. Здоровая моральная атмосфера включает совокупность моральных чувств и нравственных представлений, доминирующих в воинском коллективе, оценок и критериев поведения. Наиболее общим критерием, определяющим нравственность или безнравственность поступка военнослужащего, являются понятия добра и зла, пользы и вреда. Показателем (мерой) – насколько они корректируюся личностью в соответствии с общественным мнением, мнением воинского коллектива, их потребностями и интересами.

Бюрократизм

Противоположной крайностью морально-нравственной распущенности выступает бюрократизм в организации управления воинскими частями (подразделениями) и непосредственно военнослужащими. Он может выражаться в таких формах, как:

- взяточничество; казнокрадство; канцелярщина; местничество, протекционизм.

Коррупция

Проявляется в формах: взяточничество, фаворитизм, непозитизм (кумоство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение ресурсов м фондов, вымогательство, незаконное присвоение государственных ресурсов и т.д.

Действенными мерами борьбы с бюрократизмом и коррупцией могут быть:

- ротация военнослужащих;

- конкурсный отбор или выборность при назначении на воинскую должность;

- повышение социальной активности военнослужащих;

- изменение уставных отношений между военнослужащими в направлении сбалансированности рационализма и гуманизма.

В основе минимизациисоциальных отклонений военнослужащих лежат принципы предупреждения девиантности [2], в частности:

а) способствование созданию и укреплению морально-психологической атмосферы спокойствия и стабильности;

б) устранение причин и условий девиантности посредством своевременного решения проблем военнослужащих;

в) влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию девиантного (преступного) поведения военнослужащих.

Задачами командира (начальника) по предупреждению девиантности являются:

- систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих девиантности;

- выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также формированию личности военнослужащего как девианта;

- постоянное выявление военнослужащих, от которых можно ожидать совершения девиантного действия и их активное корректирующее воздействие.

- устранение или нейтрализации явлений и факторов, способствующих девиантному поведению.

Таким образом, несмотря на жесткую регламентацию воинского уклада в воинском коллективе могут возникнуть социальные отклонения негативной направленности, о которых шла речь выше. Отметим, что в воинском коллективе могут иметь место и социальные отклонения позитивной направленности – такие как героизм, альтруизм, подвиг, мужество, отвага, самопожертвование, военная хитрость.

Заключение.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Цель исследования, заключавшаяся в определении роли социальных норм в обществе, их природы и специфики функционирования в качестве механизма стабилизации общественной жизни, была мной достигнута путем выполнения поставленных задач. Мною были изучены основные понятия термина «социальные нормы», определена их классификация. Я постарался раскрыть функции и значение социальных норм в обществе, а также рассмотреть особенности социальных норм, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, я попытался выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.

Регламентируясь социальными нормами, человеку легко освоиться в обществе, особенно в тех случаях, когда он становится участником вертикальной или социальной мобильности, меняет свою привычную среду обитания в обществе на другую или же меняет свой привычный коллектив.

Несмотря на то, что все мы принадлежим к разным расам, нациям, народам – это не освобождает никого от соблюдения социальных норм поведения, так как, безусловно, одной из главных причин всех войн и конфликтов становится именно неправильное понимание и восприятие норм поведения именно в обществе. Все социальные нормы направлены исключительно на правильную регуляцию отношений между людьми, они играют огромную роль в становлении и существования мира.

Особенно важны социальные нормы в Вооруженных Силах, так как именно они являются проводником этого мира, каждый военнослужащий обязан быть грамотным и воспитанным во всех сферах деятельности, особенно в социальном взаимодействии.

Список используемых источников.

Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов – М., 2000 г.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004.

Конституция Российской Федерации, утверждена всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М.: Отдельное издание. 2002 г.

Марченко М. Н. - Право. Зерцало. М., 1998 г.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов: Изд-во СГУ, 1987.

Назаров А. Т. Основы знаний о государстве и праве. - М., 1996 г.

Осипов Г.В. и др. Социология. - М., 2005.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. - СПб.: Т. 1. 1997; Т. 2. 1998.

Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). - М., 2005.

Смелзер Н.Дж. Социология. - М., 2004.

Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006.

Шулепов Н. А. Основы государства и права. - М. 1997 г.

Энциклопедический словарь – М.: 1990 г.

Просмотров работы: 1482